Подготовка к ЕГЭ - литература
ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Структурно-семантический аспект |
Историко-литературный аспект |
1.Композиция (сколько частей, как они взаимосвязаны). Строфика текста, ее особенности и смысловая роль. Катрен |
1. Место стихотворения в творчестве поэта (русском и мировом культурном процессе). |
2.Образный ряд (ключевые образы, образы-символы и т.д.) |
2. Историко-культурные и биографические комментарии. |
3.Хронотоп. Пространственно-временные отношения и их смысловая роль. |
3.Особенности жанра стихотворения и их смысловая роль. |
3. Лексический строй текста (существительные(конкретные/абстрактные), глаголы(движение), прилагательные(внутреннее/ внешнее состояние, цветопись), их количественные и качественные характеристики). |
4.Тематика стихотворения, отражение в нем основных мотивов творчества поэта. Тема (о чём рассказывается) Идея ( какую мысль хотел донести) |
4.Изобразительно-выразительные средства языка (тропы). |
5. Эпиграф и его смысловая роль. |
5. Синтаксический строй текста. Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические фигуры). |
6. Скрытые цитаты, литературные и культурные ассоциации, переклички. |
6. Звукопись. Звуковой строй текста (звукописные образы и их роль : аллитерация- согласные, ассонанс- гласные). |
7. Посвящение стихотворения и его смысловая роль. |
6. Поэтические интонации. Изменение настроения текста. |
8. Смысл названия стихотворения. Подзаголовки стихотворения и их смысловая роль. |
7.Стихотворный размер и его смысловая роль. |
|
8.Особенности рифмовки и их смысловая роль. |
|
9. Внутренний облик лирического героя. образ человека, созданный в лирическом произведении, независимо от того, совпадает этот человек с автором стихотворения или, напротив, отличается от него. |
СТИХОСЛОЖЕНИЕ
Силлабическое (слоговое) Равное число слогов в строке, рифма связывает смежные строки |
Силлабо-тоническое Равное число слогов и ударений (слогоударное стихосложение) |
Дольник и тонический стих Количество ударных слогов повторяется, а количество безударных – неопределённое; Равномерное расположение долгих слогов. |
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ РАЗМЕРЫ
СТРОФА (греч.strophe – круг, оборот) – группа из определённого числа стихов (стихотворных строк) повторяющаяся в произведении, объединённая общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделённое от смежных стихосочетаний большой паузой. |
||||
размеры |
Ключевые слова |
схемы |
примеры |
|
двухсложные |
Хорей |
Море |
__ ʹ__ |
Прибежали в избу дети… (А.С. Пушкин) |
Ямб |
Земля |
__ __ʹ |
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А.С. Пушкин) |
|
Трехсложные ДАмА |
Дактиль |
Золото |
__ʹ __ __ |
Ясность прозрачных небес… (А. Г. Майков) |
Амфибрахий |
Железо |
__ __ ʹ __ |
Как ныне сбирается вещий Олег… (А.С. Пушкин) |
|
анапест |
серебро |
__ __ __ʹ |
На тебя заглядеться не диво… (Н.А. Некрасов) |
Мужская |
(последний слог ударный) Различаются открытая мужская рифма с гласным звуком на конце и закрытая мужская рифма, оканчивающаяся согласным звуком |
душа — дыша - открытая конь — огонь - закрытая |
Женская |
Последний слог безударный |
Правил- оставил |
Дактилическая |
рифма с ударением на третьем от конца слоге |
деревенская — женская |
гипердактилическая |
Ударный – четвёртый слог |
Свешивающиеся - смешивающиеся |
Смежная, парная |
Я живу, как кукушка в часах, |
ААбб |
тройная |
О скромный, маленький цветок, Твой час последний недалёк. Сметёт твой тонкий стебелёк |
ААА |
перекрёстная |
У лукоморья дуб зелёный; (A) Златая цепь на дубе том: (b) И днём и ночью кот учёный (A) Всё ходит по цепи кругом… (b) |
Абаб |
Опоясная, кольцевая |
Любовь и дружество до вас (a)
Дойдут сквозь мрачные затворы, (Б) Доходит мой свободный глас. (a) |
Абба |
тернарная |
Нет, не жди ты песни страстной, Томный звук струны;
Но, полны тоскливой муки, Ласковые сны. |
Аабааб |
Точная |
полное совпадение в рифмуемых словах заударного комплекса |
Занемог – не мог |
ассонансная |
докеры -оперы |
|
усечённая |
Дону-тронул |
Стопа – первичная мера стиха, устойчивое соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которое повторяется в каждом стихе.
Спондей- вспомогательная, утяжелённая стопа, состоящая из двух долгих ударных слогов, разновидность ямба или хорея. |
Гром пушек, топот, ржанье, стоны… |
_ʹ_ʹ /_ʹ _ /_ʹ_ /_ʹ_ / |
Перрихий- вспомогательная, облегчённая стопа, состоящая из двух кратких безударных слогов, разновидность ямба или хорея. |
Невидимкою луна Освещает снег летучий |
_ _ /_ʹ _ /_ʹ_ /_ʹ/ |
Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Эпитет – художественное определение. |
Тучка золотая; утёс-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой. Вся комната янтарным блеском Озарена… |
Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. |
Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре); Ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом…) |
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. |
Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул… Осторожно ветер Из калитки вышел. |
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. |
Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке. Река, как зеркало… |
Ирония – скрытая насмешка. |
Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постойк-ка, брат, мусью…. |
Литота – художественное преуменьшение. |
Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. |
Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление. |
Солнца шар я держу на руках… Арбуз – громадище, дилижанс эдакой. |
Метонимия – замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями. |
Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер); вёл мечи на пир обильный (вёл воинов). |
ОКСЮМОРОН Сочетание контрастных, противоположных по мысли определений, в результате чего возникает новое смысловое качество: "Живой труп" Л.Н. Толстого, "Оптимистическая трагедия" Вс.Вишневского; словосочетания: гигантский карлик, "жар холодных числ" (А. Блок) |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
ЗВУКОПИСЬ – повторение похожих звуков, сочетаний в поэтической речи |
Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я сделал сейчас предложенье. Но поздно, я сдрейфил, и вот мне отказ. |
АНАФОРА (единоначатие) повторение начальных частей смежных отрезков речи (слов, строк, фраз). В стихах могут повторяться сходные элементы в начале второй части, если они были в первой (звук, слово, ритм): |
Лениво дышит полдень мглистый Лениво катится река. |
ЭПИФОРА – одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк. |
Не воздух, а золото, Жидкое золото |
АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение сходных согласных звуков в стихе. |
Пора, перо покоя просит…. |
АССОНАНС - повторение сходных гласных звуков в стихе. |
А голуби, как будто голые Неслись на сизом фоне грома… |
ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС |
|
АНТИТЕЗА – противоположение; со- или противопоставление конкретных понятий, положений, образов. В художественной литературе противопоставление резко противоположных понятий: |
Ты и убогая. Ты и обильная, Ты и могучая. Ты и бессильная… Некрасов |
ГРАДАЦИЯ – постепенное усиление. Г. состоит в таком расположении частей частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже – уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение. |
Пришёл, увидел, победил Не жалею, не зову, не плачу... (С.Есенин) Не сломлюсь, не дрогну, не устану Ни крупицы не прощу врагам |
ПАРАЛЛЕЛИЗМ – идущий рядом; в поэтике одинаковое синтаксическое и, как следствие этого, тождественное интонационное построение двух или более предложений, следующих один за другим: |
Мои очи слёзные коршун выклюет, |
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – в художественном произведении расчленение частей фразы, выполняющих однородную функцию, на части в целях усиления эмоциональной выразительности: |
Ша- |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС |
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов) |
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ |
Да, так любить, как наша кровь, Никто из вас давно не любит! (А.Блок) |
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ: |
А вы, надменные потомки, Известной подлостью прославленных отцов... |
ПЕРИФРАЗ (ПЕРИФРАЗА) – передача смысла какого-нибудь оборота речи или предложения другими словами. Например, вместо: «он ушёл домой» – «он отправился в своё жилище». «Перифраз применяется для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено. Например, вместо «лёгкая атлетика – королева спорта» (А.Ф. Головченко). |
|
ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — перестановка) — изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла: Вознесся выше он главою непокорной |
|
МНОГОСОЮЗИЕ ( полисендитон)– такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом: И цветы, и шмели, и трава, и колосья,/ И лазурь, и полуденный зной… |
|
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон)– построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов: Мелькают мимо будки, бабы, |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Фразеологизм Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления |
Эти |
Архаизм Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления |
Зажгли костер, сложилися, |
Историзм Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало |
Как ныне сбирается вещий |
Фразеологизм- Устойчивое сочетание слов |
А Мишенька и ухом не ведет. (И. А. Крылов) |
Афоризм Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме |
Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) |
Диалектизм
Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности. Диалектизмы: |
– Здорово, парнище! – |
Профессионализм Слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности |
...К тебе явлюся я; увижу сей дворец, |