12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
Материал размещён в группе «Литература ЕГЭ»

Подготовка к ЕГЭ - литература

ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Структурно-семантический аспект

Историко-литературный аспект

1.Композиция (сколько частей, как они взаимосвязаны). Строфика текста, ее особенности и смысловая роль. Катрен

1. Место стихотворения в творчестве поэта (русском и мировом культурном процессе).

2.Образный ряд (ключевые образы, образы-символы и т.д.)

2. Историко-культурные и биографические комментарии.

3.Хронотоп. Пространственно-временные отношения и их смысловая роль.

3.Особенности жанра стихотворения и их смысловая роль.

3. Лексический строй текста (существительные(конкретные/абстрактные), глаголы(движение), прилагательные(внутреннее/ внешнее состояние, цветопись), их количественные и качественные характеристики).

4.Тематика стихотворения, отражение в нем основных мотивов творчества поэта.

Тема (о чём рассказывается)

Идея ( какую мысль хотел донести)

4.Изобразительно-выразительные средства языка (тропы).

5. Эпиграф и его смысловая роль.

5. Синтаксический строй текста. Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические фигуры).

6. Скрытые цитаты, литературные и культурные ассоциации, переклички.

6. Звукопись. Звуковой строй текста (звукописные образы и их роль : аллитерация- согласные, ассонанс- гласные).

7. Посвящение стихотворения и его смысловая роль.

6. Поэтические интонации. Изменение настроения текста.

8. Смысл названия стихотворения. Подзаголовки стихотворения и их смысловая роль.

7.Стихотворный размер и его смысловая роль.

 

8.Особенности рифмовки и их смысловая роль.

 

9. Внутренний облик лирического героя.

образ человека, созданный в лирическом произведении, независимо от того, совпадает этот человек с автором стихотворения или, напротив, отличается от него.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

Силлабическое (слоговое)

Равное число слогов в строке, рифма связывает смежные строки

Силлабо-тоническое

Равное число слогов и ударений (слогоударное стихосложение)

Дольник и тонический стих

Количество ударных слогов повторяется, а количество безударных – неопределённое;

Равномерное расположение долгих слогов.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ РАЗМЕРЫ

СТРОФА (греч.strophe – круг, оборот) – группа из определённого числа стихов (стихотворных строк) повторяющаяся в произведении, объединённая общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделённое от смежных стихосочетаний большой паузой.

 

размеры

Ключевые слова

схемы

примеры

двухсложные

Хорей

Море

__ ʹ__

Прибежали в избу дети… (А.С. Пушкин)

Ямб

Земля

__ __ʹ

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А.С. Пушкин)

Трехсложные

ДАмА

Дактиль

Золото

__ʹ __ __

Ясность прозрачных небес… (А. Г. Майков)

Амфибрахий

Железо

__ __ ʹ __

Как ныне сбирается вещий Олег… (А.С. Пушкин)

анапест

серебро

__ __ __ʹ

На тебя заглядеться не диво… (Н.А. Некрасов)

Мужская

(последний слог ударный) Различаются открытая мужская рифма с гласным звуком на конце и закрытая муж­ская рифма, оканчивающаяся согласным звуком

душа — дыша - открытая

конь — огонь - закрытая

Женская

Последний слог безударный

Правил- оставил

Дактилическая

рифма с ударением на третьем от конца слоге

деревенская — женская

гипердактилическая

Ударный – четвёртый слог

Свешивающиеся - смешивающиеся

     

Смежная, парная

Я живу, как кукушка в часах, 
Не завидую птицам в лесах. 
Заведут — и кукую. 
Знаешь, долю такую  А.Ахматова

ААбб

тройная

О скромный, маленький цветок,

Твой час последний недалёк.

Сметёт твой тонкий стебелёк

ААА

перекрёстная

У лукоморья дуб зелёный; (A)

Златая цепь на дубе том: (b)

И днём и ночью кот учёный (A)

Всё ходит по цепи кругом… (b)

Абаб

Опоясная, кольцевая

Любовь и дружество до вас (a)

Дойдут сквозь мрачные затворы, (Б)
Как в ваши каторжные норы (Б)

Доходит мой свободный глас. (a)

Абба

тернарная

Нет, не жди ты песни страстной,
Эти звуки — бред неясный,

Томный звук струны;

Но, полны тоскливой муки,
Навевают эти звуки

Ласковые сны.

Аабааб

     

Точная

полное совпадение в рифмуемых словах заударного комплекса

Занемог – не мог

ассонансная

 

докеры -оперы

усечённая

 

Дону-тронул

Стопа – первичная мера стиха, устойчивое соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которое повторяется в каждом стихе.

Спондей- вспомогательная, утяжелённая стопа, состоящая из двух долгих ударных слогов, разновидность ямба или хорея.

Гром пушек, топот, ржанье, стоны…

_ʹ_ʹ /_ʹ _ /_ʹ_ /_ʹ_ /

Перрихий- вспомогательная, облегчённая стопа, состоящая из двух кратких безударных слогов, разновидность ямба или хорея.

Невидимкою луна

Освещает снег летучий

_ _ /_ʹ _ /_ʹ_ /_ʹ/

Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)

Эпитет – художественное определение.

Тучка золотая; утёс-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой.

Вся комната янтарным блеском

Озарена…

Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре);

Ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом…)

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлён, что день не минул…

Осторожно ветер

Из калитки вышел.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Глаза, как небо, голубые.

Я жил, как деды, по старинке.

Река, как зеркало…

Ирония – скрытая насмешка.

Забил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постойк-ка, брат, мусью….

Литота – художественное преуменьшение.

Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление.

Солнца шар я держу на руках…

Арбуз – громадище, дилижанс эдакой.

Метонимия – замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями.

Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер);

вёл мечи на пир обильный (вёл воинов).

ОКСЮМОРОН Сочетание контрастных, противоположных по мысли определений, в результате чего возникает новое смысловое качество: "Живой труп" Л.Н. Толстого, "Оптимистическая трагедия" Вс.Вишневского; словосочетания: гигантский карлик, "жар холодных числ" (А. Блок)

ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

ЗВУКОПИСЬ – повторение похожих звуков, сочетаний в поэтической речи

Я вздрагивал. Я загорался и гас.

Я трясся. Я сделал сейчас предложенье.

Но поздно, я сдрейфил, и вот мне отказ.

АНАФОРА (единоначатие) повторение  начальных частей смежных отрезков речи (слов, строк, фраз). В стихах могут повторяться сходные элементы в начале второй части, если они были в первой (звук, слово, ритм):

Лениво дышит полдень мглистый

Лениво катится река.

ЭПИФОРА – одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк.

Не воздух, а золото,

Жидкое золото

АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение сходных согласных звуков в стихе.

Пора, перо покоя просит….

АССОНАНС - повторение сходных гласных звуков в стихе.

А голуби, как будто голые

Неслись на сизом фоне грома…

ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС

АНТИТЕЗА – противоположение; со- или противопоставление конкретных понятий, положений, образов. В художественной литературе противопоставление резко противоположных понятий:

        Ты и убогая.

        Ты и обильная,

        Ты и могучая.

        Ты и бессильная…

                        Некрасов

ГРАДАЦИЯ – постепенное усиление. Г. состоит в таком расположении частей частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже – уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.

Пришёл, увидел, победил
                                       
Юлий Цезарь

Не жалею, не зову, не плачу... (С.Есенин)

Не сломлюсь, не дрогну, не устану Ни крупицы не прощу врагам

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – идущий рядом; в поэтике одинаковое синтаксическое и, как следствие этого, тождественное интонационное построение двух или более предложений, следующих один за другим:

                 Мои очи слёзные коршун выклюет,
                 Мои кости сирые дождик вымоет.

 

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ в художественном произведении расчленение частей фразы, выполняющих однородную функцию, на части в целях усиления эмоциональной выразительности:
 

                 Ша-
                 Гай
                 Круче!                 Маяковский

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов)

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ

Да, так любить, как наша кровь,

Никто из вас давно не любит! (А.Блок)

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ:

А вы, надменные потомки,

Известной подлостью прославленных отцов...

ПЕРИФРАЗ (ПЕРИФРАЗА) – передача смысла какого-нибудь оборота речи или предложения другими словами. Например, вместо: «он ушёл домой» – «он отправился в своё жилище». «Перифраз применяется для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено. Например, вместо «лёгкая атлетика – королева спорта» (А.Ф. Головченко).

ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — перестановка) — изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла: Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа...

МНОГОСОЮЗИЕ ( полисендитон)– такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом: И цветы, и шмели, и трава, и колосья,/ И лазурь, и полуденный зной…

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон)– построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов: Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Фразеологизм

Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления

Эти 
сегодня 
стихли и оды,
в аплодисментах 

ревомые ревмя
войдут
в историю  (В. В. Маяковский)

Архаизм

Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления

Зажгли костер, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие 
покудова (Н. А. Некрасов)

Историзм

Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало

Как ныне сбирается вещий 
Олег Отмстить неразумных
хозарам... (А. С. Пушкин)

Фразеологизм- Устойчивое сочетание слов

А Мишенька и ухом не ведет. (И. А. Крылов)

Афоризм Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме

Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов)

Диалектизм

Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности. Диалектизмы:
- фонетические (передают особенности произношения); 
- морфологические (передают особенности грамматики определенного диалекта);
- лексические (служат для называния предметов или явлений людьми определенной местности); 
- этнографические (обозначают вещи или явления, характерные только для какого-то узкого сообщества)

Здорово, парнище! –
"Ступай себе мимо!"
 – Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?
 – "Из лесу, 
вестимо
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу." (Н. А. Некрасов)

Профессионализм

Слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности

...К тебе явлюся я; увижу сей дворец, 
Где 
циркуль зодчего, палитра и резец 
(А. С. Пушкин)

Опубликовано в группе «Литература ЕГЭ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.