Урок литературного чтения во 2 классе (УМК Д.Б.Эльконин)
Пояснительная записка по литературному чтению на родном языке (русском)
(2 класс, УМК Д.Б.Эльконин – В.В.Давыдов)
Данная Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для 2 класса составлена с использованием нормативно-правовой базы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»,
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от 31.12.15г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.15г. №08-1786;
- Федеральный закон от 03.08.2018 №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Учебный план Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Иконниковская средняя школа» Красносельского муниципального района Костромской области;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) разработана в соответствии с требованиями основной образовательной программы НОО МОУ «Гимназия №11», автор - составитель Хижняк И.Н.
Цель: формировать понимание места и роли русской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов России и важность сохранения и передачи от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей.
Задачи :
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В круг чтения детей входят произведения волгоградских писателей (поэтов), стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (17учебных недель).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература – это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты освоения учебного курса
2 класс
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- ценности многонационального российского общества;
- гуманистические и демократические ценностные ориентации;
- положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретут опыт:
- внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
- оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
- представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Учащиеся приобретут опыт:
- выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
- самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
- планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
- самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
- находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
- задавать вопросы по тексту произведения;
- сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
- аргументировать собственную позицию;
- получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
Предметные результаты.
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
- объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
- вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
- объяснять действия персонажей;
- делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
- сравнивать героев разных произведений;
- ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
- в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
- выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать по ролям художественное произведение;
- сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
- придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
- создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
- участвовать в инсценировке литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
- объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
- находить сравнения в тексте произведения;
- определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
- определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
- выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа.
2 класс
Круг чтения
«Волгоград – моя малая Родина»
«Малая Родина» Т. Бокова. Людмила Игнатенко «Родные просторы в буйстве тюльпанов». Маргарита Агашина «Растет в Волгограде березка», «Второе февраля», «Мой город», «Солдату Сталинграда».Евгения Крыщенко «Весна в степи и на Дону». «Татьяна Хадыка «Казаки!». Николай Дик «Заповеди казаков», «Донские казачата». Александр Леонтьевич Плотников «Ветры памяти». Вячеслав Дербинер «Город воинской славы», «Второе февраля».Виктор Скачков «Сталинградский Гаврош».
«Тема детства»
М.К.Агашина «Витька-Фидель», «Моя живая книжка», шуточная «Колыбельная», «Юрка», «Парнишка, сочиняющий стихи». «Мальчишкам Волгограда». Николай Дик «В чем секрет?», «Интересный разговор». Валентин Леднев «Ромка едет на охоту».
«Времена года»
Алексей Манушин «Пушистый к вечеру снежок» (отрывок), «Рябины куст заиндевелый», «В природе нет плохих погод».
«Фольклор нашего народа»
«Казачьи сказки тетушки Ложки». «Про Степана кузнеца» казачья сказка. Пословицы о казаках.
Работа с текстом и книгой
Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение. Формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения непонятных слов. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию. Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей. Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в списка. Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия. Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи. Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт. Формирование умений определять главную мысль произведения. Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя. Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений. Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками. Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет. Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте. Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам. Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям. Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками. Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.
Литературоведческая пропедевтика
Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни, пословицы). Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью. Развитие умения выделять рифму в стихотворении. Расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма). Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Интернет-ресурсы
http://www.volgograd-art.ru/literatura/makeev/s2.shtml
https://45parallel.net/margarita_agashina/stihi/
https://www.stihi.ru/avtor/manushin68mai
http://www.vounb.volgograd.ru/for_download/El_library/school_library/zovite_zelenoy_zhizn.pdf
http://www.scarb.ru/literatura/skazki-byliny-bylichki-bajki/donskie-kazachi-skazki/
http://www.scarb.ru/literatura/skazki-byliny-bylichki-bajki/donskie-kazachi-skazki/
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Волгоград – моя малая Родина | 1 | Что же такое Родина?«Малая Родина» Т. Боковой. Людмила Игнатенко «Родные просторы в буйстве тюльпанов». Отличительные признаки нашего города. Составление «карты» Волгограда. | ||
2 | Визитная карточка города. М.Агашина «Растет в Волгограде березка» | 1 | Маргарита Агашина «Растет в Волгограде березка». История «волгоградской» березки. Народная песня о березке на Мамаевом кургане. | ||
3 | Тема детства в лирике М.К.Агашиной | 1 | Цикл «Стихи о детстве». «Витька-Фидель», «Моя живая книжка», шуточная «Колыбельная». | ||
4 | Тема детства в лирике М.К.Агашиной | 1 | Цикл «Стихи о детстве». «Юрка», «Парнишка, сочиняющий стихи». «Мальчишкам Волгограда» | ||
5 | Образ Сталинграда в творчестве М.Агашиной | 1 | Тема войны. М.К.Агашина «Второе февраля», «Мой город», «Солдату Сталинграда» | ||
6 | Мой родной казачий край. Гимн казаков. | 1 | Казачий край. История о появлении казаков. Гимн казаков. Легенды и заповеди казаков | ||
7 | Край Донской, навек любимый. Стихи казачьего края. | 1 | Евгения Крыщенко «Весна в степи и на Дону», река Дон; пословицы о казаках. Татьяна Хадыка «Казаки!». | ||
8 | Край Донской, навек любимый. Стихи казачьего края. | 1 | Николай Дик «Заповеди казаков» (отрывок); «Донские казачата». | ||
9 | Николай Дик - детям. | 1 | Николай Дик «В чем секрет?», «Интересный разговор». | ||
10 | Зима в творчестве Алексея Манушина | 1 | Алексей Манушин «Пушистый к вечеру снежок» (отрывок), «Рябины куст заиндевелый», «В природе нет плохих погод». | ||
11 | Ветры памяти. 2 февраля – в сердце каждого волгоградца. | 1 | Самодеятельный поэт-песенник Александр Леонтьевич Плотников «Ветры памяти». Вячеслав Дербинер «Город воинской славы», «Второе февраля» | ||
12 | Казачьи сказки | 1 | «Казачьи сказки тетушки Ложки» | ||
13 | Казачьи сказки | 1 | «Про Степана кузнеца» казачья сказка. | ||
14 | Виктор Скачков «Сталинградский Гаврош» (отрывок) | 1 | «Сталинградский Гаврош – судьба маленького человека Генки Сиволобова, его друзей и его семьи. «Генка и Вихра». | ||
15 | Виктор Скачков «Сталинградский Гаврош» (отрывок) | 1 | «Сталинградский Гаврош – судьба маленького человека Генки Сиволобова, его друзей и его семьи. «Встреча у дома Павлова» | ||
16 | Валентин Леднев «Ромка едет на охоту» (отрывок) | 1 | Тема неравнодушия к людям, внимания и беспокойства за судьбу каждого. «Дик, подай фуражку!». | ||
17 | Валентин Леднев «Ромка едет на охоту» (отрывок) | 1 | Тема неравнодушия к людям, внимания и беспокойства за судьбу каждого. «Пушок». |