Литературное чтение В.А. Осеева «Почему?»
В.Осеева: Почему, 2 клPPTX / 3.32 Мб
/data/files/z1735497032.pptx (В.Осеева: Почему, 2 кл)Литературное чтение В.А. Осеева «Почему?»
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тема урока | «В. Осеева «Почему?» |
УМК | «Школа России» |
Цели деятельности педагога | 1. Совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения. 2. Формировать основы анализа художественного текста |
Тип урока | Закрепление. |
Задачи | Предметные: Метапредметные: |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный, практический. |
Образовательные ресурсы | Учебник, интернет-источники. |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация, раздаточный материал. |
Этап урока | Деятельность учителя | Дети | ||||||
1.Самоопределение к учебной деятельности(мотивация) Задачи: способствовать формированию у обучающихся эмоционально-положительного настроя на предстоящую деятельность | 1– Доброе утро, ребята! Меня зовут Л.Л., и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Мне очень приятно видеть вас такими красивыми и готовыми к уроку. Я думаю, что сегодня каждый из вас возьмет что-то важное в свою копилку знаний Предлагаю заглянуть под стульчики. (Прием «Стикер под стулом» Составляют правила работы на уроке. Выбирают стикеры, которые бкдут девизом работы на уроке) Уважай отвечающего! Делу время – потехе час. Захочешь – пошуми! Будь активен, рассуждай! Давай полные ответы. Лень – главный помощник. Один отвечает – остальные слушают. Будь внимателен, не повторяй ответы товарища. | Составляют правила работы на уроке | ||||||
2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы Портрет Осеевой В.А. | - Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, предлагаю рассмотреть опыт (Показываю опыт с водой и маслом: наливаю в стакан воду комнатной температуры, добавляю растительное/подсолнечное/оливковое масло, размешиваю ложкой) Что происходит? (Ответы детей) - Как вы думаете, какая связь может быть между уроком литературного чтения и этим опытом? (Ответы детей. Если дети не догадались, какая прослеживается связь между опытом и рассказом, дать подсказку) Ещё в XVI веке испанский писатель Мигель де Сервантес сказал: «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». - К какому из прочитанных вами произведений можно отнести слова Сервантеса? (Ответы детей) - Подумайте, всегда ли вы сознаетесь в своих поступках? - Что любят ваши родители: когда вы красиво сочиняете или говорите правду? Почему? - С текстом рассказа вы знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению. | |||||||
Прием «Облако слов» (Используя ключевые слова, формулируют учебные задачи) | - Какие открытия мы можем сегодня совершить и на какой вопрос ответить? – Ребята, посмотрите, перед нами стоят непростые задачи, но я уверена, что мы с ними справимся без труда, так как вы очень внимательные, собранные и активные | Продолжим знакомиться с произведением В.А. Осеевой, Дадим оценку поступков героев, Читать, Объяснять, Находить главное | ||||||
Работа над произведением Выборочное чтение Прием «Найди ошибку» Составляют картинный план (озаглавливают) | Словарная работа (соединить) - В произведении «Почему?» вам встретятся следующие слова. Соедините линиями 1) черепки́ - обломки разбитого глиняного фарфорового изделия; 2) упрё́к - обвинение, высказанные кому-либо. или по отношению к кому-либо; 3)бахрома́ - тесьма с висящими с одной стороны нитями или любыми другими подвесками; 4) приоткры́тая - немного открытая; 5) забараба́нили – громко застучали; 6) брани́ть – резко порицать, ругать. Ответы на вопросы (находят в тексте и зачитывают) - Что произошло в столовой? - Признался ли герой в содеянном? - Как мама наказала Бума? - Поверила ли мама мальчику, когда он сказал, что не он разбил чашку? Подтвердите словами из текста. - Какие чувства испытывает мальчик во время грозы? Докажите предложениями из текста Найдите описание природы перед грозой? (Автор с помощью описания природы перед грозой передает чувства мальчика в этот момент, его переживания) Как же вел себя Бум, когда его выставили за дверь? Бум лежал на крыльце, положив на лапы глупую (умную) морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый шорох (звук), долетающий из дома. На голоса он откликался тихим лаем (визгом), стучал по крыльцу хвостом… Потом снова клал голову на лапы и шумно повизгивал (вздыхал). - Какой можно сделать вывод? (Замена лексического значения слов играет очень важную роль.) Восстановите последовательность событий в рассказе. Мальчик с собакой. Сын признался. Чашка разбилась. Это…Бум! Ночью. Все дома! (проверяем по цепочке с опорой на иллюстрации) | Работают в парах Дети сравнивают текст, Работают в группах | ||||||
Физминутка Прием «Хлопай-топай» | Если согласны – хлопают, не согласны – топают Мальчик разбил папину чашку (+) Собаку звали Бим.(-) Мальчик сразу признался в том, что разбил чашку (-) Мама взяла Бума за поводок и выставила за дверь (-, за ошейник) Мальчик хотел пустить Бума в дом, но мама не разрешила (+) Мама так берегла все папино (+) Мальчику было стыдно и очень жаль Бума (+) Ты бы свалил вину на своего друга? | |||||||
Работа в группах (дети восстанавливают логическую цепочку по содержанию ) Обман Бум снова в доме Разбитая чашка Бум наказан признание Мучает совесть легко на душе | ||||||||
Работа в парах | Ответьте на вопросы
А как бы Вы ответили на эти вопросы? - Попробуйте дать ответ Буму. Ответ Буму: - Бум, тебя выгнали во двор, потому что…. - Попробуйте дать ответ маме от имени сына. Ответ маме: - Мама, я не сказал тебе правду, потому что…. - Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы. Ответ сыну: Я очень обрадовалась тому, что… | Ответ Буму: - Бум, тебя выгнали во двор, потому что мама хотела показать сыну, что ни в коем случае нельзя перекладывать свою вину на другого, тем более на того, кто не может объяснить и постоять за себя. Ответ маме: - Мама, я не сказал тебе правду, потому что думал, что ты очень расстроишься, не хотел тебя огорчать, ведь чашка – это память о папе. Я думал, что если я скажу, что это сделал, то ты не так сильно огорчишься. Ответ сыну: Я очень обрадовалась тому, что ты нашёл в себе силы признаться, хотя и видела, как нелегко тебе было. Ты у меня добрый и честный мальчик. Ответы детей. | ||||||
Работа в парах (Запасной вариант) | Давайте прочитаем диалог матери с сыном. Стр. 67-68 - Чего ждала мама от сына? (что сын признается) - Какими словами автор описывает состояние мамы? Сына? - О чём говорят слова… (Несмотря ни на что любят друг друга)
| |||||||
Работа с пословицами | Пословицы • От человека утаишь, а от совести не утаишь. • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. • Ошибайся, да сознавайся. • Добрый человек добру и учит. – Выберите из них ту, которая выражает главную мысль текста. | |||||||
Рефлексия | – Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги Мы работали с рассказом В.Осеевой. Чему научил нас рассказ? (говорить правду, слушаться свою совесть) - Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? (Нет.) Осуждает ли мальчика? (Нет). - Значит, главная мысль была скрыта от нас? Как же мы её увидели? (Внимательно вчитывались в рассказ, разбирали его). - Какой вывод можно сделать? (Каждый может совершить ошибку, главное, уметь ее осознать и исправить) | Заполняют листы самооценки | ||||||
Д/з Прием «Афиша» | Ребята, предлагаю Вам написать небольшой отзыв о рассказе так, что б другим ребятам захотелось его прочитать. Можете раскрасить |