Урок чтения в 3 классе: Л.Николаенко «Всё сделалось грустным»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |
1. Организационный момент. Цель: придаёт чувство уверенности в себе и своих силах. 2. Актулизация знаний. Цель: готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового. 3. Постановка учебной задачи. Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока 4. Открытие учащимися новых знаний. Цель: усвоение новых знаний. 5. Первичное закрепление. Рефлексия. | -Ребята, начинаем урок литературного чтения. Проверяем вашу готовность к уроку. У вас должно быть приготовлено: учебник литературного чтения, оценочный лист, карточки с заданиями для групповой и парной работы. - Прочитайте девиз нашего урока: « Только вера в свои знания и силы помогут нам добиться успеха». - Я желаю вам всем сегодня добиться не только успеха, но и получить новые знания. - Возьмите конверт №1, прочитайте задание и выполните его. Это задание вы будете выполнять в парах. Вспомните правило работы в парах, группах. - Прочитайте, какое предложение у вас получилось? -Как можно назвать это высказывание? -Почему вы решили, что это пословица? - Как вы думаете, к какому литературному жанру относится пословица и почему? - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Прочитайте ещё одну пословицу о маме. «Сердце матери лучше солнца греет». -Как вы думаете, какова сегодня будет тема нашего урока? Самое прекрасное слово на Земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не относится равнодушно. И сколько бы тебе не было лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь. ( З. Воскресенская) - Какие слова, на ваш взгляд можно подобрать к слову мама? Слова записаны на слайде №1: добрая, тяжёлая, весёлая, злая, заботливая, глупая, жестокая, умная, внимательная. - Проверьте по эталону правильность выполнения самостоятельной работы. -А всегда ли мама бывает весёлая? Подберите антоним к слову весёлая? Много книг чудесных, Книжек умных, интересных, Увлекательных, весёлых, В городах, станицах, сёлах… Ты идёшь в библиотеку, Чтоб побольше прочитать, Настоящим человеком Помогают книги стать. Физминутка Работа с учебником. -Откройте учебник литературного чтения. Прочитайте название и автора стихотворения. - О чём, по- вашему, может говориться в стихотворении, которое имеет такое название « Всё сделалось грустным» ? Яблоко стало невкусным, Весёлое сделалось грустным, Сахар – не сладкий. Соль – не солёная. Дождик – не мокрый. Трава – не зелёная. Гром на кого - то С неба ворчит… Мама не хочет Со мной Разговаривать. Мама молчит. - Заголовок литературного произведения, действительно, может о многом рассказать читателю. Заголовок – окошко для взгляда вперёд Посмотри и подумай: что тебя ждёт? Заголовок – это не просто слова: Эти слова – всему голова. -Первичное знакомство с текстом. Выразительное чтение стихотворения учителем. -Поделитесь своими чувствами, мыслями, которые у вас возникли во время первого прослушивания стихотворения. Анализ стихотворения. - Прочитайте ещё раз самостоятельно это стихотворение. - Что удивило вас в этом стихотворении? - Почему? - Кто герой этого стихотворения? - Почему герою этого стихотворения всё кажется странным? - Какие образы использует автор? - Можете ли вы ответить на этот вопрос? - Почему? - Правильно вам незнакомо слово образ. Давайте попробуем вместе объяснить лексическое значение этого слова. - А теперь сравним ваши высказывания, предположения с объяснением в словаре учебника. - Теперь мы можем ответить на вопрос: Какие образы использует автор? Прочитайте. - Какое настроение передают эти образы? - Когда весёлое превращается в грустное? - как вы думаете, почему у мальчика грустное настроение? - Почему мама не хочет с ним разговаривать? - Автор объясняет нам причину, почему мама так себя ведёт? - А почему автор не даёт нам готового ответа? - Вспомните, за что на вас обижалась мама? - Может быть здесь похожий случай? - Конечно, мы не можем дать точного ответа на этот вопрос, мы можем только предположить. - Что должен сделать герой стихотворения, что он должен сказать маме, чтобы она его простила? - А как чувствует себя сам обидчик? - Значит, от обиды становится плохо всем: и тому кто обижает и тому кого обижают. - Как же мы должны вести себя, чтобы не быть похожими на героя стихотворения? Работа над выразительным чтением. - Как надо читать это стихотворение? - А почему? Чтение стихотворения с нужной интонацией. - А какое настроение было у вас? - Итак, о ком мы сегодня говорили на уроке? Чему научились? - Какие выводы сделали для себя? -Что получилось на уроке? - Что не удалось на уроке? -Встаньте те, у кого в таблице только плюсы. - Какой совет вы себе дадите? - Молодцы! Вы сегодня хорошо работали на уроке. - Закончить урок я хочу стихотворением А. Костецкого « Самое дорогое» Мама… Слов дороже нет на свете! По какой бы ты ни шёл тропе, Мамина любовь над нею светит, Что бы в трудный час помочь тебе. Мама одаряет сердцем нежным Дни, дороги и дела твои. Оправдай же мамины надежды – Повседневно лишь добро творя. | Дети проверяют свою готовность к уроку. Дети читают вслух девиз. Дети работают в парах, составляют из слов предложение. Ученики читают составленное предложение: «При солнышке тепло, при матушке добро». В оценочном листе отмечают результат своей работы. Это пословица. Пословица – это краткое поучительное изречение. К устному народному творчеству. Ответы детей. Когда солнышко греет, то всем тепло, а когда мама рядом, то всем спокойно, тепло и хорошо. Дети читают пословицу о маме «Сердце матери лучше солнца греет». О маме. Слушают учителя. Дети выбирают из списка слов те слова, которые подойдут к слову мама. Работа в группе. Дети проверяют по эталону свою работу и отмечают в оценочном листе её результат. Ответы детей. Весёлая – грустная Людмила Николаенко « Всё сделалось грустным» Ответы детей. Дети слушают. Ответы детей. Чтение детьми текста. Ответы детей. Нет. Высказывания детей. Дети читают, какое лексическое значение имеет слово образ. Да. Ответы детей. Нет. Извиниться, попросить у мамы прощения Не обижать маму, а если это произойдёт, то надо перед ней извиниться. - Нужно быть добрым, отзывчивым. - Не причинять обиды другим. - Отвечать за свои поступки. - Не бояться просить прощения. Грустно. . Дети заполняют. оценочный лист | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: понимание причин успеха в учёбе. Коммуникативные: ученики получают возможность договариваться между собой и приходить к общему решению. Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия (самоконтроль) Предметные: понятие о литературных жанрах и литературоведческих терминах. Коммуникативные: участие в диалоге . Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение работа в группах, умение договариваться Регулятивные: самоконтроль успешности самостоятельной работы. Коммуникативные: участие в диалоге Личностные: получение новой информации Предметные: умение работать с текстом. Коммуникативные, участие в диалоге Познавательные: создание проблемной ситуации. Познавательные: извлечение необходимой информации из учебника, сравнение. Познавательные: выполнение сравнения, обобщения, анализа Личностные: понимание нравственного содержания поступка Личностные: формирование собственного мнения и позиции, формирование нравственных качеств: доброты, отзывчивости, внимания. Регулятивные: самооценка |
Тема: Л.Николаенко" Всё сделалось грустным"
Планируемые результаты:
1. Личностные: формирование чувства ответственности за свои поступки перед родителями, сопереживание.
2. Предметные: знакомство с автором литературного произведения Л.Николаенко, умение работать с текстом и понятием " образ".
3. Познавательные: умение работать с полученной информацией, выполнять операции сравнения, обобщения, анализа.
4. Коммуникативные: участие в диалоге с учителем, осуществлять совместную деятельность ( в группах).
5. Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу.
Оборудование:учебник литературного чтения, карточки для работы в группах, оценочный лист, компьютер
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Гимназия»
Конспект урока
по литературному чтению
Тема: Л.Николаенко
«Всё сделалось грустным»
Выполнила: Т.Н.Федорова,
учитель начальных классов
МАОУ " Гимназия"
г. Старая Русса
Яюс Татьяна Юрьевна
Голдина Лилия Вильевна