Статья «Техники оценивания на уроках математики в 5–6 классах как средство развития регулятивных УУД»

3
0
Материал опубликован 26 August 2018 в группе

Техники оценивания на уроках математики в 5-6 классах как средство развития регулятивных УУД.

Реализация ФГОС ООО с целью развития личности обучающихся обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования указывается, что метапредметные результаты должны отражать в том числе:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Это регулятивные УУД. Я хочу рассказать, как развиваю эти умения в 5-6 классах на уроках математики через использование разных инновационных техники оценивания.

Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

Это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения, необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса. (слайд 3)

Техники оценивания, которые использую на уроках. (слайд 4)

Методика «Недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику использую в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно. «Недельные отчеты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:

Чему я научился за эту неделю?

Какие вопросы остались для меня неясными?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?

Анализируя отчёты, я могу:

узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников,

получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса;

проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.

Использование подобных отчетов дает ученикам возможность проанализировать вновь приобретенные знания, задать вопросы о том, что им неясно. Данная методика позволяет ученику: (слайд 5)

тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли;

задать существенные для него вопросы;

проанализировать собственные знания и процесс учения.

«Недельные отчёты» – это способ практиковаться в рефлексии своих знаний и того, как они получены. (слайд 6)

Методика «Составление тестов». Самостоятельное составление вопросов по теме – это порождение текста, имеющего форму вопроса. Для выполнения этой вроде бы простой работы ребенок должен выполнить множество действий: очертить для себя границы темы, вспомнить, что он знает из этой темы, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, спрогнозировать ответ.

 

Другая особенность связана с тем, что отвечающий «общается» не с учителем, а с одноклассником, отвечает на языке соседа по парте, принимает на себя роль педагога.

Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена..

Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении

В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по какой-либо теме вопросы для проверочной работы или теста. Удачные вопросы впоследствии будут использованы в проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для критической оценки.

Вопросы для тестов должны быть на понимание материала. Можно к вопросу подобрать три-четыре ответа, можно составить простые вопросы, которые будут иметь два варианта ответа: «верно-неверно» или «да-нет».

Шкалу оценки можно придумать вместе с учениками.

-1 балл – вопрос на фактическое знание по данной теме.

-2 балла – вопрос на применение фактического знания по данной теме.

-3 балла – вопрос, требующий приведения примера.

-4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике.

-5 баллов – вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий дополнительных записей при решении.

-1 балл может быть присужден за оригинальность каждому

вопросу.

Использование методики самостоятельного составления теста позволяет

Ученику: (слайд7)

повысить ответственность при выполнении домашнего задания, так как результаты попадают на всеобщее обозрение, более того, «проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников;

развивать критическое мышление, внимание к мелочам. Иногда одно неуместное слово превращает удачную идею в неудачный вопрос. Это положительным образом сказывается на грамотности речи учащихся.

акцентировать внимание на индивидуальном прогрессе;

снять страх перед проверочной работой на знание пройденного материала.

 

Учителю:

выявить уровень выполнения домашнего задания (самостоятельное изучение теоретического материала);

стимулировать интерес к выполнению такого рода домашнего задания за счет новизны работы и новой роли в учебном процессе;

создавать ситуацию успеха для большинства учеников;

Рейтинговая система оценивания (слайд8)

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания знаний рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса.

Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только учащихся, но и учителя.

Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. (слайд9)

Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения.

Все результаты вносятся учеником в оценочный лист. Учащиеся, выбирая задание, должны были оценить уровень его сложности и соотнести со своими возможностями. Это очень важное умение, необходимое на экзамене, чтобы ребёнок не тратил время на невыполнимое, непосильное для него задание. Такие уроки помогают сформировать правильную самооценку.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. (слайд 10)

 

Для подведения итогов урока пользуюсь упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

 

Плюс

Минус

Интересно

     
В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.

 

В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным.

В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Таким образом, через использование данных инновационных техник оценивания

я развиваю

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

10

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации