Логопедическая настольная игра «Лунтик на луне»
Логопедическая настольная игра
«Лунтик на луне»
(автоматизация звука [Л])
Автор игры: учитель-логопед Гусева Анна Петровна
Предмет: логопедия (коррекция звукопроизносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста)
Игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Цель игры: автоматизация сонорного твёрдого звука [Л] на уровне слов (в начале, конце, середине), словосочетаний, фраз у детей старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения; формирование грамматического строя речи.
Задачи игры:
1. активизировать словарный запас детей;
2. упражнять в правильном произношении звука [л] в словах, словосочетаниях, фразе;
3. упражнять в умении образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4. упражнять в умении согласовывать притяжательные местоимения (мой, моя, моё, мои) с именами существительными;
5. упражнять в образовании множественного числа имён существительных;
6. упражнять в изменении имён существительных по падежам (родительный и винительный падежи);
7. упражнять в согласовании имён существительных с числительными;
8. упражнять в умении делить слова на слоги;
9. закреплять навык звукового анализа слов;
10. воспитывать самоконтроль за речью.
Правила использования игры.
В состав игры входят:
1. Игровое поле с изображением главного героя - Лунтика
2. Фишки для автоматизации звука [л] в словах, словосочетаниях, фразе
3. «Луноходы» с заданиями на формирование грамматического строя речи
"Есть - нет» «Посчитай – кА!»
«Назови ласково» «Один - много»
«Я вижу…» «Жадина»
«Прохлопай слово» «Составь звуковую схему слова»
4. Фишки луны трёх цветов (красный, синий, зелёный) для звукового анализа слов.
Логопед раскладывает перед ребёнком игровое поле, фишки-предметные картинки и предлагает поиграть с главным героем. А так же сообщает о том, что Лунтик родился на луне и там у него есть много разных предметов. Ребенок берёт по одной карточке и называет предметы, логопед следит за правильностью произношения звука [л].
Если звук [л] автоматизируется в словах, то задача ребёнка назвать только предметы; если в словосочетаниях – логопед справшивает: «Что на луне?», ребёнок строит словосочетание – «На луне лопата, на луне лодка» и т.д. Если же звук [л] автоматизируется во фразе, тогда вопрос логопеда будет таким: «Что у Лунтика на луне?», ребёнок строит фразу: «У Лунтика на луне молоко, у Лунтика на луне свекла» и т.д.
Вторым этапом в игре будет игра с «луноходами» и отработка некоторых грамматических категорий. Логопед сообщает о том, что к Лунтику пришел луноход и принёс задания, если мы ему поможем выполнить их все, то он сможет отправиться на Землю к друзьям. Перед ребёнком раскладывается несколько картинок и он выполняет задания, которые принёс луноход: «назови ласково», «скажи со словом «много», «что я вижу?», «жадина», «посчитай – ка!», «скажи со словом «нет», «подели слова на слоги».
Педагог оказывает помощь при возникающих затруднениях, хвалит ребёнка за выполненные задания и сообщает о том, что ракета для полёта на Землю уже на старте. Для того, чтобы она взлетела, нужно подобрать код. Кодом послужит звуковая схема одного из слов, которую ребёнок составит из трехцветных лун (красной, синей, зелёной).
После того, как код (звуковая схема) составлен, Лунтик отправляется на Землю. Игра окончена!
Так с помощью одной игры удаётся решать несколько задач сразу: автоматизация звука, формирование грамматического строя речи, подготовка к обучению грамоте.
Видео обзор игры прилагается.
Материалы для создания игры: офисная белая бумага, плёнка для ламинирования, ножницы, ламинатор, цветной принтер, папка-конверт формата А4.
Кияйкина Наталья Федоровна
Шабанова Алёна
Анна Гусева
Шабанова Алёна
Порошина Ольга Анатольевна
Сергачева Анна Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Дементьева Ирина Михайловна