Логопедические рифмовки (рифмованные тексты) — это специальные речевые упражнения, построенные по законам ритма и рифмы и максимально наполненные изучаемым звуком. Данный речевой материал подготовлен на основе обобщения практического логопедического опыта. Он может быть использован логопедами в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также родителями детей, испытывающих трудности в звукообразовании и звукопроизношении. Данный вид деятельности вносит разнообразие в работу с ребенком. Упражнения не сложные в исполнении, поэтому важны для появления уверенности обучающегося в собственных силах. Кроме того, такой материал вносит элемент отдыха и отвлечения от усиленной работы над звуком. При использовании логопедических рифмовок целесообразно применять картинки. Можно наклеить их на плотный картон, согнуть посередине, скрепить прочной нитью, получится книжка-малышка.
Рифмовки позволяют решать много задач: автоматизация поставленного звука, совершенствование выразительности речи, развитие импрессивной и экспрессивной речи, развитие воображения, тренировка слухоречевой памяти. А словесная игра, содержащаяся в рифмованных текстах, помогает выразить мысли, чувства и эмоции человека, а также сблизить педагога и обучающегося.
Дети и сами могут придумывать такие рифмовки. Это позволит развивать их умственные способности и участвовать в создании творческого продукта в речевой деятельности.
Материал собран на основе опыта логопедической работы и знания психологии детей - дошкольников. К рифмовкам подобраны картинки для удобства педагога и в качестве зрительной опоры для ребенка.
Рифмовки на звук (Ш)
Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что-то шепчут камыши. Ше-ше-ше, ше-ше-ше Это утка в камыше. Ша-ша-ша, ша-ша-ша Выходи из камыша. | |
Мышонок сушкою шуршал, | |
Дедушка Паша купил машину, | |
Малышка Маша ела пшённую кашу, Вкусна каша на простокваше! | |
Дали Маше манной каши. Стала кушать Маша кашу. Маша, кашу доедай, Маме не надоедай! | |
Школьник, школьник, ты силач: Шар земной несешь, как мяч. | |
Кошка, кот и шесть котят Ехать в Кошкино хотят. Сели кошки у окошек. Восемь окон — восемь кошек. Просят у проводника Восемь чашек молока. | |
Облепили лампу мошки, Греют тоненькие ножки. Осторожно, мошки! Обожжете ножки! | |
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)