Логопедический тренажер – игра «Различай звуки С – Ш»
Логопедический тренажер – игра «Различай звуки С – Ш»
Пояснительная записка
У детей дошкольного возраста довольно часто встречается неумение различать звуки на слух, особенно это касается звуков С и Ш. Казалось бы, это совсем разные звуки, противоположные, но чаще всего детки путают именно эти звуки. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями. Период автоматизации и дифференциации поставленных звуков достаточно длительный по времени и требует разнообразных заданий и игровых упражнений. Размышляя над тем, как сделать этот процесс более интересным, развивающим и познавательным для детей, я разработала серию игр-тренажеров по дифференциации звуков С-Ш.
Данная авторская разработка состоит из 6 перфокарт, на которых изображены различные предметы. Перфокарта – это индивидуальная ламинированная карта с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После выполнения задания и проверки результатов линии легко удаляются салфеткой.
Данная дидактическая игра предназначена для индивидуальной и совместной деятельности взрослого и ребёнка 5-7 лет. Игру могут использовать учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели, родители.
Преимуществом перфокарт перед простой карточкой-заданием является их многократное использование.
Использование перфокарт позволяет:
- закрепить пройденный материал;
- оперативно проверить усвоение материала;
- развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
- активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников.
Пособие имеет своей целью сопряженное участие зрительного, слухового и двигательного анализаторов при автоматизации речевого материала.
Цель применения тренажера: автоматизация и проверка умения дифференцировать звуки С-Ш в словах, повышение мотивации, познавательной активности и самостоятельности дошкольников.
Использование пособия позволяет решить следующие задачи:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в коррекционном процессе;
- повысить эффективность работы по автоматизации и дифференциации звуков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- формировать звуковую культуру речи;
- развивать фонематический слух;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- воспитывать целеустремлённость.
С помощью данной игры возможно быстро автоматизировать навык, так как создается ситуация многократного упражнения, педагог может быстро оценить усвоен ли навык у ребенка. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
1 упражнение - «Помоги убрать игрушки Маше и Соне»
Инструкция: Соня и Маша так заигрались, что перепутали все игрушки. Помогите Соне собрать игрушки, в названии которых слышится звук С, а Маше игрушки со звуком Ш в названии.
Ход игры: ребенок при помощи маркера рисует линии от предметов к соответствующим корзинкам для игрушек, обосновывая свой выбор (например, Мишку отдадим Маше, потому что в слове мишка есть звук Ш, а самокат – Соне, потому что в слове самокат слышится звук С).
Слова: мишка, сабля, матрешка, машина, коляска, маска, автобус, неваляшка, самокат, лошадка, самолет, шар.
2 упражнение - «Помоги Мише и Максиму купить продукты в магазине»
Инструкция: Миша и Максим пришли в магазин за покупками, только по дороге потеряли списки продуктов. Максиму необходимо купить продукты, в названии которых слышится звук С, а Мише со звуком Ш.
Ход игры: ребенок при помощи маркера рисует линии от предметов к соответствующим тележкам в зависимости от звука С или Ш в слове, обосновывая свой выбор и называя предложения (Миша купил лапшу. Максим купил масло). Для развития памяти можно, перевернуть карту и попросить ребенка вспомнить покупки Миши и Максима. (например, Миша купил груши, шоколад, вишни, ватрушку, картошку, лаваш, лапшу и шоколад).
Слова: сосиски, ананас, капуста, тушенка, лапша, сахар, картошка, сок, лаваш, мясо, груша, шоколад, масло, соль, фасоль, ватрушка, вишни).
3 упражнение - «Помоги навести порядок на кухне Нюше и Софие»»
Инструкция: София и Нюша решили помочь маме навести порядок на кухне. Помогите Софие собрать предметы посуды, в названии которых слышится звук С, а Нюше со звуком Ш в названии.
Ход игры: ребенок при помощи маркера рисует линии от предметов к соответствующим шкафчикам для посуды, обосновывая свой выбор и составляя предложения.
Слова: чашка, поднос, кувшин, поварешка, миска, стакан, ковш, смовар, шумовка, салатник, кастрюля
4 упражнение - «Обед Паши и Сани»
Инструкция: Саня и Паша пришли в кафе пообедать, но не могут определиться с выбором блюд. Помогите Сане заказать блюда, в названии которых слышится звук С, а Паше блюда со звуком Ш в названии.
Ход игры: ребенок при помощи маркера рисует линии от предметов к соответствующим столам, за которыми сидят мальчики Паша и Саня, обосновывая свой выбор (например, Паше -каша, потому что в слове «каша»есть звук Ш, а Сане - салат, потому что в слове слышится звук С). Далее, в работе можно усложнить задачу и попросить ребенка составить предложения по типу «Паша ест шашлык, а Саня кушает суп».
Слова: каша, стейк, гуляш, шампиньоны, шашлыки, суп, колбаса, лаваш, сыр, салат, картошка, соус.
5 упражнение - «Помоги купить товары Наташе и Денису»
Инструкция: Наташа и Денис пришли в магазин за покупками. Денис ищет товары, в названии которых слышится звук С, а Наташа со звуком Ш.
Ход игры: ребенок при помощи маркера рисует линии от предметов к соответствующим корзинкам в зависимости от звука С или Ш в слове, обосновывая свой выбор и называя предложения. Упражнение можно усложнить, давая задание ребенку разделить слово на слоги, для того чтобы узнать цену покупки (например, сун-дук – в слове 2 слога, значит сундук стоит 2 рубля, тушь – 1 слог, цена покупки 1 рубль).
Слова: подушка, каска, краски, шампунь, кошелек, бусы, сумка, мешок, шахматы, совок, шампунь, тушь, сапоги, сундук, гармошка, шкатулка.
6 упражнение - «Помоги разложить одежду Свете и Даше»»
Инструкция: мама дала задание Свете и Даше навести порядок в комнате. Помогите Свете собрать предметы одежды, в названии которых слышится звук С, а Даше со звуком Ш в названии.
Ход игры: ребенок при помощи маркера рисует линии от предметов к соответствующим шкафам для одежды, обосновывая свой выбор и составляя предложения.
Слова: костюм, шуба, шляпа, рубашка, шарф, носки, шапка, трусы, свитер, галстук, шаль, сарафан, шорты.