"Звук и буква Ш"
Тема: «Звук и буква Ш»
Цели.
Коррекционно-образовательные:
познакомить детей с согласным звуком и буквой Ш;
закрепить правильное произношение звука Ш;
активизация словарного запаса;
продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;
учить детей определять место звука в слове;
закрепить навык звуко-буквенного анализа слова
Коррекционно-развивающие:
развитие речи, познавательной активности;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
развивать фонематический слух, внимание, память;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать у детей самоконтроль за поставленными звуками;
воспитывать умение выслушивать ответы товарища.
воспитывать устойчивый интерес с образовательной деятельности,
Ход занятия:
Доброе утро, ребята.
Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Сядет тот , кто отгадает мои загадки.
Пушистая, а не зверь. Греет, а не печка. (Шуба) | Вокруг шеи свернулся калачик, От мороза детишек спрячет. (Шарф) |
На четыре ноги | Чтобы голову помыть, Надо нам его купить, Пеной волосы покрою, И затем все быстро смою. (Шампунь). |
Отлично справились. А теперь внимательно послушайте (шшшарф, шшшуба, шшшампунь, шшшина). Какой первый звук вы услышали?
Правильно Ш.
Вот с этим звуком мы сегодня и будем знакомиться.
Как же мы произносим звук Ш?
-губки делаем «Рупором» ,
- широкий язык наверху образует «чашечку»;
- теплая воздушная струя идет по центру язычка
Когда мы произносим звук Ш, воздух свободно выходит изо рта или встречает преграду?
Значит, этот звук какой? (согласный, язык создает преграду воздуху)
- голосок «звенит» или «молчит», какой это звук? (глухой, произносим без голоса)
Какой звук Ш? согласный и глухой!
Каким цветом мы его обозначим?
На что еще похож это звук? (шипит змея, гусь, шуршат листья, шумит ветер, спустило колесо, накачаем колесо).
Давайте попробуем определить на слух звук Ш. Я буду произносить разные звуки, а вы, как только услышите звук Ш, топайте ногами:
Ш… К… Ш… Х… Ш… Ш… П… Ш…Т…Ш…
А теперь я усложняю задачу, называю слоги
АМ, УШ, ЖА, ИШ, ШО, ПУ, ШУ и тд.
Звук Ш очень дружелюбный и подружился почти со всеми звуками, кроме одного – звук Ш не дружит с гласным Ы! Это правило!
Давайте подружим Ш с гласными звуками:
Ш+А=ША А+Ш=АШ
Ш+О=ШО О+Ш=ОШ
Ш+У=ШУ У+Ш=УШ
Молодцы, еще звук Ш очень любил прятаться в словах.
Мы с вами знаем, что звуки могут прятаться.
Правильно, в начале слова, в середине слова, в конце слова.
Называю слова, а вы будете расставлять фишки в нужное окошко.
(шкаф, мошка, кошка, окошко, штаны, мышь)
Отлично, вы справились!!!
Физминутка. Выполним упражнения про Кота Тимошу и мышей
Кот Тимоша жил на крыше.
(Подняться на носки, руки вытянуть вверх)
Ниже в доме жили мыши,
(Наклон вперед, руками коснуться пола)
По стене взбирались мыши.
(Руки «взбираются» по ногам: от щиколоток к бедрам)
Не боясь кота на крыше,
(Выпрямиться, руки – на поясе)
Караулил кот мышей,
(Вкрадчивые шаги кота)
Вынув пробки из ушей.
(Ладони приложить к ушам)
Кот готовил мышеловки.
(Обхватить себя за плечи)
Но мышата были ловки!
(Руки на поясе. Прыжки на месте на двух ногах)
Спрятавшись за спину Тишки,
(Ладони держать перед лицом «ширмочкой»)
В прятки с ним играли мышки.
(Выглядывать из-за рук с одной и другой стороны)
А теперь пора познакомиться с буквой Ш.
На что она похожа?
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё!
Сколько нужно написать палочек, чтобы получилась буква Ш?
Правильно, четыре. Три ровных палочки пишем сверху-вниз, и соединяем их линией внизу.
Напишем целую строчку красивой буквы Ш. Молодцы, получилось очень аккуратно.
Прочитайте слоги и слова:
Аш ша наш
Ош ша каша
Уш шу кукушка
Отлично!!!
Следующее задание на доске.
Буквы перепутались, нужно им помочь.
Складывают слово Ы Ш А К М
Правильно это мышка…
Запишим слово в тетрадь и сделаем звуко-буквеный анализ.
Какие вы молодцы, все правильно сделали.
Правило с буквой Ы
Ш пишим с буквой И
Положите мне на ладошку слова со звуком Ш в начале слова, В середине.
Разделите слова на слоги.
Отлично, как много слов вы запомнили.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Какой звук Ш? Дать характеристику
- Какую букву мы сегодня учились писать?