Логопедические упражнения и игры
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ш] — [С] В СЛОВАХ
1. Повтори слова.
1.1. Шила — сила,
шут- суд,
шагнуть — согнуть,
широк — сырок,
Маша-масса,
каша-касса,
шипеть — сопеть,
крыши- крысы,
пошел — посол,
нашить вносить,
прошила – просила,
шкала – скала,
шрам – срам,
ушко – узко,
брошки – броски,
фарш – фарс.
1.2. Масштаб, нараспашку, старший, стеллаж, сынишка, штангист, парашютист, шахматист, машинист, смешинка, шест, скошенный, Стеша, Ксюша, шоссе, сушилка, сладкоежка, скоросшиватель, пастушок, слишком, сшитый, пушистый, ушастый, спешка, сыроежка.
1.3. Стоишь, сеешь, кусаешь, снесешь, спустишься, свалишься, смеешься, носишься, сдаешься, стучишься, мчишься, боишься, расплатишься, распушились, раскрошились.
Рассмотри картинки.
2.1. Назови сначала слова, в которых есть звук [ш], а затем слова, в которых есть звук [с].
2.2. Назови слова, в которых звук [ш] находится в начале, в середине или в конце слова.
2.3. Назови слова, в которых звук [с] находится в начале, в середине или в конце слова.
3.4. Объедини предметы в группы и подбери к ним обобщающие понятия.
Образец. Автобус, троллейбус, машина, самолет — транспорт.
Повтори слова в прямом и обратном порядке.
Саша — сушки — спешка.
Смешной — душистый — послушный.
Спешить — слушать — смешить.
Игра «Третий лишний».
Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.
Саша — шест — суша (2-1-2).
Сынишка — спешка — старушка (3-2-3).
Раскладушка — шахматист — сыроежка (4-3-4).
Продолжи по образцу.
5.1. Образец. Смех — смешной.
Пух — (пушистый),
шерсть — (шерстяной),
масштаб — (масштабный),
успех — (успешный),
дух — (душистый),
уши — (ушастый),
роскошь — (роскошный).
5.2. Образец. Сносить — сношенный.
Скосить — (скошенный),
сшить — (сшитый),
смешать — (смешанный),
услышать — (услышанный),
сушить — (сушеный),
спросить — (спрошенный).
5.3. Образец. Шустрый — еще шустрее.
Смешной — (еще смешнее),
успешный — (еще успешнее),
старший — (еще старше),
роскошный — (еще роскошнее),
послушный — (еще послушнее),
сухой — (еще суше).
Назови слово по описанию.
Жаркая, сухая пора — (сушь).
Сухие деревья, хворост — (сушняк).
Ученик старших классов — (старшеклассник).
Ученик 6 класса — (шестиклассник).
Спортсмен, поднимающий штангу, — (штангист).
Спортсмен, занимающийся прыжками с шестом, — (шестовик).
Спортсмен, играющий в шахматы, — (шахматист).
Человек, совершающей прыжки с парашютом, — (парашютист).
Специалист, управляющий поездом, — (машинист).
Работница, пасущая скот, — (пастушка).
Игра «Чей предмет?».
Шорты Саши – (Сашины шорты).
Сумка Ксюши – (Ксюшина сумка).
Рожок пастуха — (пастуший рожок).
Пальто старухи — (старушечье пальто).
Произнеси слова и объясни, что они означают
Засушиваешь — подсушиваешь – высуши
Подслушиваешь — выслушиваешь — прослушиваешь.
Засаливаешь — пересаливаешь — подсаливаешь.
Переставляешь — выставляешь — подставляешь.
Игра «Кому нужны эти предметы?».
Рассмотри картинки. Соедини линией человека и предмет, который ему нужен.
Чтобы проверить, правильно ли ты соединил между собой картинки, прочитай (прослушай) это стихотворение. В нем ты найдешь верные ответы к заданию.
Штанга нужна штангисту,
Шахматы — шахматисту,
Рожок — пастушке,
Клюшка — старушке,
Соска — малышке,
Машинка — сынишке.
А у тебя получилось так же?
Игра «Чем отличаются слова?».
Сутки — шутки,
миска — мишка,
каска — кашка.
Игра «Хитрые слова».
11.1. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [с]? Пушки — (сушки),
Паша — (Саша),
кошки — (сошки),
ушить — (сшить),
ушиб — (сшиб),
Машенька — (Сашенька).
11.2. Какое слово получится, если к данному слову добавить звук [с]?
Шить — (сшить),
ушить — (сушить),
пешка — (спешка),
уши — (суши),
выше – (свыше),
ушки — (сушки).
11.3. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?
Бесшумный — (шумный),
сушить — (шить),
мишутка — (шутка),
красотка — (сотка),
стишок — (шок),
висок -(сок),
прошила — (шила),
просила — (сила).
Иванова Анна Юрьевна