12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Остапенко Светлана Валерьевна643
Россия, Алтайский край, Барнаул


Презентация к занятию по коррекции дисграфии
PPT / 4.27 Мб

КОНСПЕКТ ИТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ АКУСТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ.


Тема занятия: «Учимся различать звуки [С]/[Ш] и буквы С/Ш»


Аннотация. Одной из востребованных технологий обучения в соответствии с ФГОС является информационно-коммуникационная, направленного на внедрение в педагогический процесс средств мультимедиа, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся. В коррекционно-логопедической работе используются различные мультимедийные средства: картотеки эталонного звукопроизношения, презентации, интерактивные пособия, компьютерные игры. Технологическая карта логопедического занятия с использованием ИКТ показывает способы включения анимированной презентации в коррекционную работу с младшими школьниками.


Цели занятия:

Образовательные:

развитие фонематического восприятия;

обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа слов;

уточнение артикуляции звуков звуков [с] /[ш] в слуховом и произносительном плане;

дифференциация звуков и обозначающих их букв, профилактика смешения на письме букв С и Ш.

обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа слов;

пополнение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи учащихся.

Коррекционно-развивающие:

развитие пространственных представлений;

коррекция устной и письменной речевой деятельности учащихся;

развитие познавательной и творческой активности;

совершенствование произвольного внимания, мышления, памяти.

Воспитательные:

воспитание самостоятельности и активности;

формирование умений и навыков коллективной работы, доброжелательного отношения к сверстникам.


Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД:

стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

выражать положительное отношение к процессу познания;

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по план;

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания;

выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные:

осуществлять классификацию звуков по их фонетическим признакам;

создавать графическую схему слова;

использовать символы и знаки для обозначения звуков в схемах и на письме;

делать собственные выводы на основе изученного.

Коммуникативные:

устанавливать отношения сотрудничества при решении учебной задачи;

объяснять свою точку зрения, выражать свои мысли.


Предметные:

понимание артикуляционных характеристик согласных звуков (место и способ образования, наличие/отсутствие препятствия — смычки в ротовой полости пр прохождении воздушной струи);

умение различать артикуляционный уклад звуков [с] /[ш] и не допускать смещения на письме обозначающих их букв в слогах, словах, предложениях;

умение точно выполнять объём артикуляционных движений, необходимых для чёткого произношения звуков;

умение производить звуко-буквенный анализ слова, вычленяя в нём гласные и согласные звуки, разделять слово на слоги;



Ход занятия


Этап занятия и его цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный момент (1-2 минуты)


Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне, создание положительного эмоционального настроя на занятие.

Учитель приветствует детей:

-Здравствуйте, ребята!

Поприветствуйте друг друга,

Улыбку передав по кругу.


Пусть каждый поздоровается со своим соседом каким-нибудь необычном способом (кивок, жест, вымышленный язык и проч.).


А теперь проверьте, всё ли готово на вашего рабочем месте к занятию?

Дети приветствуют учителя и друг друга кивком головы, жестами, с помощью этикетных формул приветствия.

Проверяют готовность своих рабочих мест к занятию.


Приём «Необычное приветствие».


Регулятивные: умение организовать рабочее место для занятия, оперативного включения в занятие.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем и одноклассниками; умение выбирать способ коммуникации, адекватный обстановке общения.

Формирование уважительного отношения к учителю и к одноклассникам. Принятие и освоение социальной роли обучающегося.


Актуализация произносительных навыков (артикуляционная гимнастика) (3 минуты).


Целевая установка:

подготовить речевой аппарат к занятию, вовлечь детей в совместную работу по совершенствованию произносительных навыков.

Учитель раздаёт ученикам карточки с картинками, обозначающими название артикуляционных упражнений «Заборчик», «Часики», «Качели», «Блинчик», «Грибочек», «Лошадка», «Маляр» и др.

(см. Приложение 2).

Каждый ученик по своей карточке проводит упражнение для других учащихся (4-5 повторов на одно упражнение).

Метод взаимообучения

Умение точно выполнять объём артикуляционных движений, необходимых для чёткого произношения звуков.

Регулятивные:

выполнять самопроверку учебного задания.

Коммуникативные:

устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.


Формирование личностного смысла учения и развитие мотивов учебной деятельности.

Мотивация к деятельности по формулировке учебной проблемы (6 мин)


Целевая установка:

сформулировать учебную поблему (учебное затруднение) и мотивировать к поиску путей выхода из неё.

Теперь нас ждёт графический диктант. Возьмите листочки в клеточку, карандаши и чётко выполняйте мои инструкции (см. Приложение 2).

Что у вас получилось? Правильно, это солнышко. Давайте составим в парах графическую звуковую схему слова и проверим её на доске. Что вызвало затруднения? В чём были ошибки?

А теперь давайте найдём в этом слове звуки, отвечающие заданным свойствам: согласный, глухой, парный по глухости/звонкости.

Итак, мы выяснили, что этих признаков недостаточно для поиска наших звуков.

Дети выполняют графический диктант, слушая инструкцию учителя.


Работая в парах, составляют графическую звуковую схему слова (согласные, гласные, количество слогов).

Осуществляют самопроверку по образцу, корректируют свою работу при помощи учителя.





Дети анализируют звуки в слове по заданным признакам. Выясняют, что под описание подходят 3 звука: [с], [ш], [к]. Приходят к выводу, что необходимы дополнительные признаки для выделения искомых звуков.

Приём «Графический диктант»

Метод парной работы

Метод самопроверки

Приём «Звуко-буквенный ананлиз»

Формирование пространственых представлений у учащихся.

Развите навыков звуко-буквенного анализа.



Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать учебную проблему, лежащую в основе урока.

Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока. Коммуникативные:

строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.


Самоопределение к деятельности, формирование учебной мотивации


Формулировка целей и задач урока (2 мин)


Целевая установка:

сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.

Давайте подумаем, что мы должны с вами выяснить на занятии, чтобы найти «спрятавшиеся» звуки?


Учитель обобщает и дополняет цель урока — определить артикуляционный уклад звуков [с] и [ш], учиться различать не только эти звуки, но и обознчающие их буквы на письме.

Дети формулируют цели и задачи на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию: 1.Узнать, как эти звуки произносятся (то есть их артикуляционный уклад).

2. Выяснить, какие органы речи участвуют в их образовании (в каком положении находятся губы, зубы, язычок).

3. Определить, чем эти звуки отличаются и чем сходны по своим признакам.




Метод беседы

Понимание что звук отличается артикуляционным укладом (особым положением органов речи при его произнесении)

Регулятивные:

анализировать область своих знаний, определять границы между имеющимися знаниями и ещё неизвестынми сведениями, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить).

Познавательные: формировать логические действия по определению познавательной цели.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.

Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

формирование навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками.


Поиск выхода из затруднения: решение учебной проблемы (5-7 мин)


Целевая установка:

составление и реализация плана действий для решения учебной проблемы.

Посмотрите на слайд № 1 презентации. Незнайка написал предложения и допустил в них ошибки. Какие?

В чём причина таких ошибок Незнайки?

Что нужно объяснить Незнайке, чтобы он больше не ошибался? Где находится наш язычок при произнесении звука [с], а звука [ш]? А что делают губки и язычок?

Давайте нарисуем на доске веселый смайлик и стрелочкой покажем, когда язычок поднимается вверх (звук [ш]), а когда опускается вниз (звук [с]).

Дети анализируют предложения и делают вывод, что ошибка вызвана смешением на письме букв С/Ш.

Причина ошибок Незнайки в том, что он не понимает, чем отличаются звуки [с] /[ш], и неверно передает их на письме с помощью букв.

Чтобы Незнайка не ошибался, нужно объяснить ему, где находится язычок во время произнесения звуков. При произнесении звука [с] язычок находится внизу, за нижними резцами. При произнесении звука [ш] язычок находится вверху, у нёбных бугорков (альвеол).

Дети изображают на доске смайлики, соответствующие звукам.

Метод упражнения

Приёмы «Лови ошибку», «Демоснтарция слайдов»

Умение различать артикуляционный уклад звуков [с] /[ш] и не допускать смешения на письме обозначающих их букв.

Регулятивные: умение определять последовательность действий для достижения результата.

Познавательные: выбирать эффективные способы деятельности в решении поставленных задач.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностное самоопределение, умение планировать собственную деятельность.


Динамическая пауза (1-2 мин)

Давайте выполним упражнение «4 стихии»

Дети выполняют упражнение «Огонь»: имитируют руками, пальцами движение языков пламени; выполняют упражнение «Вода»: делают плавные движения телом, имитируя плавание; делают упражнение «Земля»: сильно топают, трут подошвами пол, подпрыгивают и др.; выполняют упражнение «Воздух»: пара глубоких вдохов и выдохов.

Прием игровой релаксации для снятия мышечного и умственного напряжения

-

-

-

Первичное закрепление нового материала. Практическая деятельность обучающихся (исследовательского, творческого характера) (10 -12 мин)


Целевая установка:

организация условий, инициирующих детское действие.

Давайте посмотрим, хорошо ли вы усвоили различия звуков.

Посмотрите на слайд №2. Помогите Тюбику навести порядок в мастерской: разбейтесь на две группы и найдите все предметы, в названии которых есть звуки [с] / [ш].


Вы справились с заданием. А теперь давайте поможем Знайке (слайд №3) допечатать слова, добавив слог СА или ША (парная работа).


Наконец, последнее задание (слайд №4). В нашей помощи нуждается доктор Пилюлькин, который собирает полезные фрукты и овощи, в названии которых есть звуки [с] / [ш]. Вставьте нужную букву на месте пропуска и «разложите» фрукты по «звуковым» корзинкам (индивидуальная работа по вариантам).

Дети выполняют задания на дифференциацию звуков [с]/[ш] в словах, работая в группе и объясняя свой выбор с опрой на артикуляционные свойства звука.







Дети выполняют задание на дифференциацию букв, обозначающих звуки [с]/[ш], в слогах в парах, объясняя свой выбор.



Дети индивидуально выполняют дифференциацию букв, обозначающих звуки [с]/[ш], в словах.




Метод упражнения

Приёмы «Классификация», «Демонстрация слайдов»

Групповая/парная/индивидуальная работа

Умение различать артикуляционный уклад звуков [с] /[ш] и не допускать смешения на письме обозначающих их букв в слогах, словах, предложениях.

Регулятивные: анализировать материал, сравнивать и сопоставлять изучаемые явлениям по их характерным признакам, свойствам; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные: умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.

Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.



Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки (5 мин)


Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.


Педагог осуществляет контроль и коррекцию деятельности учащихся в течение всего урока, предлагая образцы правильно выполненных заданий для проверки и самопроверки.


В конце урока педагог предлагает произвести оценку своей работы на уроке:

-А теперь давайте оценим свою работу на уроке по следующим критериям (за каждое верное утверждение рисуйте у себя в тетрадях плюс или звездочку): 1. Я умею различать звуки [с] / [ш]. 2. Я правильно произношу звуки [с] / [ш]. 3. Я правильно обозначаю эти звуки на письме. 4. Я активно работал на уроке. 5. Я сделал не больше одной-двух ошибок при выполнении заданий.



Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону.

Проводят самооценивание.

Определяют степень решения поставленных задач.




Регулятивные:

уметь самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Познавательные:

проводить анализ собственной деятельности, сравнивать выполненное действие с эталоном, определять способы устранения ошибок и недочетов.

Коммуникативные:

осуществлять учебное сотрудничество, управлять поведением партнера, производя контроль, коррекцию, оценку его действий.

Личностное самоопределение.

Рефлексия. Домашнее задание (3 мин).


Целевая установка:

оценка достижения цели

и результатов деятельности своей и всего класса; предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему.

Итак, что мы сегодня узнали на уроке?

Чем отличаются звуки [с]/[ш]?

Как не смешивать на письме буквы С и Ш?


Представьте себе, что наши ладошки — это зонтик. Разверните их перед собой, направив пальцы в стороны. На правую ладошку упала одна капля хлопок ладонями, ещё две капли — два хлопка, ещё три капли — три хлопка. Полил дождь — аплодисменты друг другу за работу на уроке.


А теперь, ребята, я предлагаю вам домашнее задание на выбор : 1) найти, где в данных словах «спрятались» звуки [с]/[ш]: морж, ёж, арбуз, указка, варежка; 2) подобрать слова на тему «Животные» со звуками [с]/[ш] в разных позициях (начало, середина, конец слова) и указать, какими они обозначаются буквами; 3) придумать свою сказку о том, как звуки [с]/[ш] превращались в буквы С, З, Ш, Ж и проиллюстрировать её.


Участвуют в подведении итогов урока. Оценивают глубину своих знаний по теме урока. Выбрают домашнее задание в соответствии с уровнем знаний и интересами.




Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.

Личностное самоопределение, мотивация к выполнению домашнего задания.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.