Коррекционно-логопедическое занятие «Учимся различать звуки [С]/[Ш] и буквы С/Ш» (2–3 класс)
Презентация к занятию по коррекции дисграфии
PPT / 4.27 Мб
КОНСПЕКТ ИТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ АКУСТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ.
Тема занятия: «Учимся различать звуки [С]/[Ш] и буквы С/Ш»
Аннотация. Одной из востребованных технологий обучения в соответствии с ФГОС является информационно-коммуникационная, направленного на внедрение в педагогический процесс средств мультимедиа, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся. В коррекционно-логопедической работе используются различные мультимедийные средства: картотеки эталонного звукопроизношения, презентации, интерактивные пособия, компьютерные игры. Технологическая карта логопедического занятия с использованием ИКТ показывает способы включения анимированной презентации в коррекционную работу с младшими школьниками.
Цели занятия:
Образовательные:
развитие фонематического восприятия;
обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа слов;
уточнение артикуляции звуков звуков [с] /[ш] в слуховом и произносительном плане;
дифференциация звуков и обозначающих их букв, профилактика смешения на письме букв С и Ш.
обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа слов;
пополнение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи учащихся.
Коррекционно-развивающие:
развитие пространственных представлений;
коррекция устной и письменной речевой деятельности учащихся;
развитие познавательной и творческой активности;
совершенствование произвольного внимания, мышления, памяти.
Воспитательные:
воспитание самостоятельности и активности;
формирование умений и навыков коллективной работы, доброжелательного отношения к сверстникам.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД:
стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
выражать положительное отношение к процессу познания;
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по план;
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания;
выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные:
осуществлять классификацию звуков по их фонетическим признакам;
создавать графическую схему слова;
использовать символы и знаки для обозначения звуков в схемах и на письме;
делать собственные выводы на основе изученного.
Коммуникативные:
устанавливать отношения сотрудничества при решении учебной задачи;
объяснять свою точку зрения, выражать свои мысли.
Предметные:
понимание артикуляционных характеристик согласных звуков (место и способ образования, наличие/отсутствие препятствия — смычки в ротовой полости пр прохождении воздушной струи);
умение различать артикуляционный уклад звуков [с] /[ш] и не допускать смещения на письме обозначающих их букв в слогах, словах, предложениях;
умение точно выполнять объём артикуляционных движений, необходимых для чёткого произношения звуков;
умение производить звуко-буквенный анализ слова, вычленяя в нём гласные и согласные звуки, разделять слово на слоги;
Ход занятия
Этап занятия и его цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Организационный момент (1-2 минуты) Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне, создание положительного эмоционального настроя на занятие. | Учитель приветствует детей: -Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга, Улыбку передав по кругу. Пусть каждый поздоровается со своим соседом каким-нибудь необычном способом (кивок, жест, вымышленный язык и проч.). А теперь проверьте, всё ли готово на вашего рабочем месте к занятию? | Дети приветствуют учителя и друг друга кивком головы, жестами, с помощью этикетных формул приветствия. Проверяют готовность своих рабочих мест к занятию. | Приём «Необычное приветствие». | Регулятивные: умение организовать рабочее место для занятия, оперативного включения в занятие. Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем и одноклассниками; умение выбирать способ коммуникации, адекватный обстановке общения. | Формирование уважительного отношения к учителю и к одноклассникам. Принятие и освоение социальной роли обучающегося. | |
Актуализация произносительных навыков (артикуляционная гимнастика) (3 минуты). Целевая установка: подготовить речевой аппарат к занятию, вовлечь детей в совместную работу по совершенствованию произносительных навыков. | Учитель раздаёт ученикам карточки с картинками, обозначающими название артикуляционных упражнений «Заборчик», «Часики», «Качели», «Блинчик», «Грибочек», «Лошадка», «Маляр» и др. (см. Приложение 2). | Каждый ученик по своей карточке проводит упражнение для других учащихся (4-5 повторов на одно упражнение). | Метод взаимообучения | Умение точно выполнять объём артикуляционных движений, необходимых для чёткого произношения звуков. | Регулятивные: выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. | Формирование личностного смысла учения и развитие мотивов учебной деятельности. |
Мотивация к деятельности по формулировке учебной проблемы (6 мин) Целевая установка: сформулировать учебную поблему (учебное затруднение) и мотивировать к поиску путей выхода из неё. | Теперь нас ждёт графический диктант. Возьмите листочки в клеточку, карандаши и чётко выполняйте мои инструкции (см. Приложение 2). Что у вас получилось? Правильно, это солнышко. Давайте составим в парах графическую звуковую схему слова и проверим её на доске. Что вызвало затруднения? В чём были ошибки? А теперь давайте найдём в этом слове звуки, отвечающие заданным свойствам: согласный, глухой, парный по глухости/звонкости. Итак, мы выяснили, что этих признаков недостаточно для поиска наших звуков. | Дети выполняют графический диктант, слушая инструкцию учителя. Работая в парах, составляют графическую звуковую схему слова (согласные, гласные, количество слогов). Осуществляют самопроверку по образцу, корректируют свою работу при помощи учителя. Дети анализируют звуки в слове по заданным признакам. Выясняют, что под описание подходят 3 звука: [с], [ш], [к]. Приходят к выводу, что необходимы дополнительные признаки для выделения искомых звуков. | Приём «Графический диктант» Метод парной работы Метод самопроверки Приём «Звуко-буквенный ананлиз» | Формирование пространственых представлений у учащихся. Развите навыков звуко-буквенного анализа. | Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать учебную проблему, лежащую в основе урока. Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока. Коммуникативные: строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения. | Самоопределение к деятельности, формирование учебной мотивации |
Формулировка целей и задач урока (2 мин) Целевая установка: сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | Давайте подумаем, что мы должны с вами выяснить на занятии, чтобы найти «спрятавшиеся» звуки? Учитель обобщает и дополняет цель урока — определить артикуляционный уклад звуков [с] и [ш], учиться различать не только эти звуки, но и обознчающие их буквы на письме. | Дети формулируют цели и задачи на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию: 1.Узнать, как эти звуки произносятся (то есть их артикуляционный уклад). 2. Выяснить, какие органы речи участвуют в их образовании (в каком положении находятся губы, зубы, язычок). 3. Определить, чем эти звуки отличаются и чем сходны по своим признакам. | Метод беседы | Понимание что звук отличается артикуляционным укладом (особым положением органов речи при его произнесении) | Регулятивные: анализировать область своих знаний, определять границы между имеющимися знаниями и ещё неизвестынми сведениями, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить). Познавательные: формировать логические действия по определению познавательной цели. Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог. | Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формирование навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками. |
Поиск выхода из затруднения: решение учебной проблемы (5-7 мин) Целевая установка: составление и реализация плана действий для решения учебной проблемы. | Посмотрите на слайд № 1 презентации. Незнайка написал предложения и допустил в них ошибки. Какие? В чём причина таких ошибок Незнайки? Что нужно объяснить Незнайке, чтобы он больше не ошибался? Где находится наш язычок при произнесении звука [с], а звука [ш]? А что делают губки и язычок? Давайте нарисуем на доске веселый смайлик и стрелочкой покажем, когда язычок поднимается вверх (звук [ш]), а когда опускается вниз (звук [с]). | Дети анализируют предложения и делают вывод, что ошибка вызвана смешением на письме букв С/Ш. Причина ошибок Незнайки в том, что он не понимает, чем отличаются звуки [с] /[ш], и неверно передает их на письме с помощью букв. Чтобы Незнайка не ошибался, нужно объяснить ему, где находится язычок во время произнесения звуков. При произнесении звука [с] язычок находится внизу, за нижними резцами. При произнесении звука [ш] язычок находится вверху, у нёбных бугорков (альвеол). Дети изображают на доске смайлики, соответствующие звукам. | Метод упражнения Приёмы «Лови ошибку», «Демоснтарция слайдов» | Умение различать артикуляционный уклад звуков [с] /[ш] и не допускать смешения на письме обозначающих их букв. | Регулятивные: умение определять последовательность действий для достижения результата. Познавательные: выбирать эффективные способы деятельности в решении поставленных задач. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками. | Личностное самоопределение, умение планировать собственную деятельность. |
Динамическая пауза (1-2 мин) | Давайте выполним упражнение «4 стихии» | Дети выполняют упражнение «Огонь»: имитируют руками, пальцами движение языков пламени; выполняют упражнение «Вода»: делают плавные движения телом, имитируя плавание; делают упражнение «Земля»: сильно топают, трут подошвами пол, подпрыгивают и др.; выполняют упражнение «Воздух»: пара глубоких вдохов и выдохов. | Прием игровой релаксации для снятия мышечного и умственного напряжения | - | - | - |
Первичное закрепление нового материала. Практическая деятельность обучающихся (исследовательского, творческого характера) (10 -12 мин) Целевая установка: организация условий, инициирующих детское действие. | Давайте посмотрим, хорошо ли вы усвоили различия звуков. Посмотрите на слайд №2. Помогите Тюбику навести порядок в мастерской: разбейтесь на две группы и найдите все предметы, в названии которых есть звуки [с] / [ш]. Вы справились с заданием. А теперь давайте поможем Знайке (слайд №3) допечатать слова, добавив слог СА или ША (парная работа). Наконец, последнее задание (слайд №4). В нашей помощи нуждается доктор Пилюлькин, который собирает полезные фрукты и овощи, в названии которых есть звуки [с] / [ш]. Вставьте нужную букву на месте пропуска и «разложите» фрукты по «звуковым» корзинкам (индивидуальная работа по вариантам). | Дети выполняют задания на дифференциацию звуков [с]/[ш] в словах, работая в группе и объясняя свой выбор с опрой на артикуляционные свойства звука. Дети выполняют задание на дифференциацию букв, обозначающих звуки [с]/[ш], в слогах в парах, объясняя свой выбор. Дети индивидуально выполняют дифференциацию букв, обозначающих звуки [с]/[ш], в словах. | Метод упражнения Приёмы «Классификация», «Демонстрация слайдов» Групповая/парная/индивидуальная работа | Умение различать артикуляционный уклад звуков [с] /[ш] и не допускать смешения на письме обозначающих их букв в слогах, словах, предложениях. | Регулятивные: анализировать материал, сравнивать и сопоставлять изучаемые явлениям по их характерным признакам, свойствам; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда. Познавательные: умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию. Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения. | Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению. |
Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки (5 мин) Целевая установка: обучение объективной оценке результатов своей деятельности. | Педагог осуществляет контроль и коррекцию деятельности учащихся в течение всего урока, предлагая образцы правильно выполненных заданий для проверки и самопроверки. В конце урока педагог предлагает произвести оценку своей работы на уроке: -А теперь давайте оценим свою работу на уроке по следующим критериям (за каждое верное утверждение рисуйте у себя в тетрадях плюс или звездочку): 1. Я умею различать звуки [с] / [ш]. 2. Я правильно произношу звуки [с] / [ш]. 3. Я правильно обозначаю эти звуки на письме. 4. Я активно работал на уроке. 5. Я сделал не больше одной-двух ошибок при выполнении заданий. | Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону. Проводят самооценивание. Определяют степень решения поставленных задач. | Регулятивные: уметь самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Познавательные: проводить анализ собственной деятельности, сравнивать выполненное действие с эталоном, определять способы устранения ошибок и недочетов. Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество, управлять поведением партнера, производя контроль, коррекцию, оценку его действий. | Личностное самоопределение. | ||
Рефлексия. Домашнее задание (3 мин). Целевая установка: оценка достижения цели и результатов деятельности своей и всего класса; предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему. | Итак, что мы сегодня узнали на уроке? Чем отличаются звуки [с]/[ш]? Как не смешивать на письме буквы С и Ш? Представьте себе, что наши ладошки — это зонтик. Разверните их перед собой, направив пальцы в стороны. На правую ладошку упала одна капля хлопок ладонями, ещё две капли — два хлопка, ещё три капли — три хлопка. Полил дождь — аплодисменты друг другу за работу на уроке. А теперь, ребята, я предлагаю вам домашнее задание на выбор : 1) найти, где в данных словах «спрятались» звуки [с]/[ш]: морж, ёж, арбуз, указка, варежка; 2) подобрать слова на тему «Животные» со звуками [с]/[ш] в разных позициях (начало, середина, конец слова) и указать, какими они обозначаются буквами; 3) придумать свою сказку о том, как звуки [с]/[ш] превращались в буквы С, З, Ш, Ж и проиллюстрировать её. | Участвуют в подведении итогов урока. Оценивают глубину своих знаний по теме урока. Выбрают домашнее задание в соответствии с уровнем знаний и интересами. | Регулятивные: умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность. Познавательные: анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока. | Личностное самоопределение, мотивация к выполнению домашнего задания. |