Логопедическое пособие «Кто где живёт?» (Развитие речи и обогащение словаря для детей 3-8 лет)

15
0
Материал опубликован 30 March 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов на лучшее логопедическое наглядно-игровое пособие

на портале УРОК.РФ

Наглядно-игровое пособие

«Кто где живёт?»

Изготовила

учитель-логопед

МКУДО «Центр психолого-педагогической

и социальной помощи»

МО Киреевский район

Мызникова Л.А.

Киреевск, 2018

Пояснительная записка

Название пособия «Кто где живёт?»

Аудитория: дети от 3 до 8 лет с различными диагнозами (дети-логопаты, РАС, интеллектуальная недостаточность, СДВГ, ЗПР, ЗРР).

Цель: развитие связной речи, расширение осведомлённости, обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные».

Задачи:

  • формирование связного высказывания;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие пространственной ориентации (справа, слева, впереди, позади);
  • автоматизация и дифференциация всех групп звуков в спонтанной речи;
  • учить правильно употреблять предлоги (на, в, за, над, перед, у, под, к, от и т.д.);
  • ликвидация аграмматизмов в связном высказывании;
  • развитие зрительной памяти;
  • развитие воображения, творческого мышления.

/data/files/k1525385871.ppt (Презентация к разработке)

Правила пользования пособием.

Пособие представляет собой настенное панно размером 90см Х 75см, которое висит на доступной для ребёнка высоте. Картина обтянута плотным материалом и поделена на три зоны: лес, водоём, подворье. По всему панно пришиты липучки, на которые ребёнок должен прикрепить животных, сделанных из плотной ткани, соответственно их среде обитания.

Материалы: плоскостное изображение животных: утка, гуси, лягушка, рыбки, змея, лягушка, цыплята, петушок, свинья, корова, бычок, барашки, овца, собака, кошка, лошади, коза, ослик, лиса, ежик, белка, медведь, зайчик, сова, филин, кукушка, дрозд.

Ход игры.

Вариант 1.

Цель: обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные», формирование связного высказывания.

Инструкция: Прикрепи животное туда, где оно живёт. Расскажи о нём. Ребёнок крепит на панно плоскостное изображение животного и составляет связное высказывание: «Лиса—дикое животное. Она живёт в лесу».

Вариант 2.

Цель: отработка пространственных понятий слева, справа, впереди, позади.

Инструкция: Ребёнку предлагается выбрать любимое животное, поместить его на панно туда, где оно живёт. Затем педагог предлагает поместить справа от животного, например, собачку, слева—корову, позади—кошку, впереди—барашка и т.д.

Вариант 3.

Цель: развитие понимания предлогов, ликвидация аграмматизмов в предложно-падежных конструкциях.

Инструкция: Педагог просит ребёнка поместить, например, петушка на забор, цыплят у забора, кошку около дома, медведя под дерево и т.д. ребёнок выполняет инструкцию и проговаривает, где находится животное.

Вариант 4.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков в спонтанной речи.

Инструкция: Педагог предлагает ребёнку «заселить» панно только теми животными, в названии которых есть заданный звук. Ребёнок выполняет задание и чётко произносит названия животных.

Вариант 5.

Цель: отработка правильного образования формы ед.ч. и мн.ч. Р.п. существительного; развитие зрительной памяти.

Инструкция: После проведения игры по варианту 1 ребёнку предлагается закрыть глаза. Педагог убирает одно или нескольких животных, ребёнок отвечает на вопрос «Кого не стало?» или «Нет кого?»

Вариант 6.

Цель: развитие воображения, творческого мышления, связной речи.

Инструкция: Ребёнок наугад (с закрытыми глазами) достаёт из чудесного мешочка плоскостное изображение животного, помещает его на панно и начинает рассказ. Например: Однажды (достаёт фигурку животного) решил(а) погулять. Пошла к пруду и встретила (достаёт ещё одну фигурку животного, помещает на панно). -Здравствуй, …. . –Здравствуй, …. . Давай играть…… Позвали они (достаёт следующую фигурку) и т.д.

Вариант 7.

Цель: развитие логического мышления, категоризации, развитие осведомлённости.

Инструкция: после проведения игры по варианту 1 ребёнку предлагается в каждой группе животных выделить подгруппы. Например, дикие животные—хищные, травоядные; птицы, звери, земноводные; впадают в спячку, не впадают в спячку и т.д.; домашние животные—птицы, звери; есть копыта, нет копыт; водоплавающие птицы, не умеющие плавать птицы; плотоядные, травоядные, всеядные и т.д.

Вариант 8.

Цель: вызывание речевой активности у неговорящих детей.

Инструкция: после проведения игры по варианту 1 безречевому ребёнку предлагается показать (по возможности повторить), кто подал голос. Педагог озвучивает звукоподражания (мяу, и-а, ух-ух, ко-ко, фыр-фыр и т.д.), ребёнок указывает на животное и старается повторить его голос.

Вариант 9.

Цель: активизация глагольного словаря у детей с ТНР.

Инструкция: Педагог указывает на животное, расположенное на панно, и спрашивает «Что он (она) делает?» Ребёнок отвечает простым нераспространённым предложением. Например, «Лиса сидит», «Свинка лежит», «Гусь плывёт» и т.д.

Вариант 10.

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: Педагог зачитывает загадку, а ребёнок находит на панно животное-отгадку.

Вариант 11.

Цель: развитие навыков словообразования (детёныши животных).

Инструкция: Педагог просит ребёнка выбрать животное на панно и ответить, как называют его детёныша (детёнышей)?

Предварительный просмотр презентации

Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов на лучшее логопедическое наглядно-игровое пособие Логопедическое пособие «Кто где живёт?» Изготовила: учитель-логопед МКУДО «Центр психолого-педагогической и социальной помощи» МО Киреевский район Мызникова Л.А. Киреевск, 2018

Пояснительная записка Название пособия «Кто где живёт?» Аудитория: дети от 3 до 8 лет с различными диагнозами (дети-логопаты, РАС, интеллектуальная недостаточность, СДВГ, ЗПР, ЗРР). Цель: развитие связной речи, расширение осведомлённости, обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные». Задачи: формирование связного высказывания; развитие мелкой моторики; развитие пространственной ориентации (справа, слева, впереди, позади); автоматизация и дифференциация всех групп звуков в спонтанной речи; учить правильно употреблять предлоги (на, в, за, над, перед, у, под, к, от и т.д.); ликвидация аграмматизмов в связном высказывании; развитие зрительной памяти; развитие воображения, творческого мышления.

Пособие представляет собой настенное панно размером 90см Х 75см, которое висит на доступной для ребёнка высоте. Картина обтянута плотным материалом и поделена на три зоны: лес, водоём, подворье. По всему панно пришиты липучки, на которые ребёнок должен прикрепить животных, сделанных из плотной ткани, соответственно их среде обитания.

Материалы: плоскостное изображение животных: утка, гуси, лягушка, рыбки, змея, лягушка, цыплята, петушок, свинья, корова, бычок, барашки, овца, собака, кошка, лошади, коза, ослик, лиса, ежик, белка, медведь, зайчик, сова, филин, кукушка, дрозд.

Игра по варианту №4. Дифференциация С-Ш-З-Ж.

Вариант 1. Цель: обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные», формирование связного высказывания. Инструкция: Прикрепи животное туда, где оно живёт. Расскажи о нём. Ребёнок крепит на панно плоскостное изображение животного и составляет связное высказывание: «Лиса—дикое животное. Она живёт в лесу». Вариант 2. Цель: отработка пространственных понятий слева, справа, впереди, позади. Инструкция: Ребёнку предлагается выбрать любимое животное, поместить его на панно туда, где оно живёт. Затем педагог предлагает поместить справа от животного, например, собачку, слева—корову, позади—кошку, впереди—барашка и т.д. Вариант 3. Цель: развитие понимания предлогов, ликвидация аграмматизмов в предложно-падежных конструкциях. Инструкция: Педагог просит ребёнка поместить, например, петушка на забор, цыплят у забора, кошку около дома, медведя под дерево и т.д. ребёнок выполняет инструкцию и проговаривает, где находится животное. Вариант 4. Цель: автоматизация и дифференциация звуков в спонтанной речи. Инструкция: Педагог предлагает ребёнку «заселить» панно только теми животными, в названии которых есть заданный звук. Ребёнок выполняет задание и чётко произносит названия животных.

Игра по варианту №4. Дифференциация С-Ш-З-Ж.

Вариант 5. Цель: отработка правильного образования формы ед.ч. и мн.ч. Р.п. существительного; развитие зрительной памяти. Инструкция: После проведения игры по варианту 1 ребёнку предлагается закрыть глаза. Педагог убирает одно или нескольких животных, ребёнок отвечает на вопрос «Кого не стало?» или «Нет кого?» Вариант 6. Цель: развитие воображения, творческого мышления, связной речи. Инструкция: Ребёнок наугад (с закрытыми глазами) достаёт из чудесного мешочка плоскостное изображение животного, помещает его на панно и начинает рассказ. Например: Однажды (достаёт фигурку животного) решил(а) погулять. Пошла к пруду и встретила (достаёт ещё одну фигурку животного, помещает на панно). -Здравствуй, …. . –Здравствуй, …. . Давай играть…… Позвали они (достаёт следующую фигурку) и т.д. Вариант 7. Цель: развитие логического мышления, категоризации, развитие осведомлённости. Инструкция: после проведения игры по варианту 1 ребёнку предлагается в каждой группе животных выделить подгруппы. Например, дикие животные—хищные, травоядные; птицы, звери, земноводные; впадают в спячку, не впадают в спячку и т.д.; домашние животные—птицы, звери; есть копыта, нет копыт; водоплавающие птицы, не умеющие плавать птицы; плотоядные, травоядные, всеядные и т.д.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.