Логопедическое пособие «Кто где живёт?» (Развитие речи и обогащение словаря для детей 3-8 лет)
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов на лучшее логопедическое наглядно-игровое пособие
на портале УРОК.РФ
Наглядно-игровое пособие
«Кто где живёт?»
Изготовила
учитель-логопед
МКУДО «Центр психолого-педагогической
и социальной помощи»
МО Киреевский район
Мызникова Л.А.
Киреевск, 2018
Пояснительная записка
Название пособия «Кто где живёт?»
Аудитория: дети от 3 до 8 лет с различными диагнозами (дети-логопаты, РАС, интеллектуальная недостаточность, СДВГ, ЗПР, ЗРР).
Цель: развитие связной речи, расширение осведомлённости, обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные».
Задачи:
- формирование связного высказывания;
- развитие мелкой моторики;
- развитие пространственной ориентации (справа, слева, впереди, позади);
- автоматизация и дифференциация всех групп звуков в спонтанной речи;
- учить правильно употреблять предлоги (на, в, за, над, перед, у, под, к, от и т.д.);
- ликвидация аграмматизмов в связном высказывании;
- развитие зрительной памяти;
- развитие воображения, творческого мышления.
/data/files/k1525385871.ppt (Презентация к разработке)
Правила пользования пособием.
Пособие представляет собой настенное панно размером 90см Х 75см, которое висит на доступной для ребёнка высоте. Картина обтянута плотным материалом и поделена на три зоны: лес, водоём, подворье. По всему панно пришиты липучки, на которые ребёнок должен прикрепить животных, сделанных из плотной ткани, соответственно их среде обитания.
Материалы: плоскостное изображение животных: утка, гуси, лягушка, рыбки, змея, лягушка, цыплята, петушок, свинья, корова, бычок, барашки, овца, собака, кошка, лошади, коза, ослик, лиса, ежик, белка, медведь, зайчик, сова, филин, кукушка, дрозд.
Ход игры.
Вариант 1.
Цель: обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные», формирование связного высказывания.
Инструкция: Прикрепи животное туда, где оно живёт. Расскажи о нём. Ребёнок крепит на панно плоскостное изображение животного и составляет связное высказывание: «Лиса—дикое животное. Она живёт в лесу».
Вариант 2.
Цель: отработка пространственных понятий слева, справа, впереди, позади.
Инструкция: Ребёнку предлагается выбрать любимое животное, поместить его на панно туда, где оно живёт. Затем педагог предлагает поместить справа от животного, например, собачку, слева—корову, позади—кошку, впереди—барашка и т.д.
Вариант 3.
Цель: развитие понимания предлогов, ликвидация аграмматизмов в предложно-падежных конструкциях.
Инструкция: Педагог просит ребёнка поместить, например, петушка на забор, цыплят у забора, кошку около дома, медведя под дерево и т.д. ребёнок выполняет инструкцию и проговаривает, где находится животное.
Вариант 4.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков в спонтанной речи.
Инструкция: Педагог предлагает ребёнку «заселить» панно только теми животными, в названии которых есть заданный звук. Ребёнок выполняет задание и чётко произносит названия животных.
Вариант 5.
Цель: отработка правильного образования формы ед.ч. и мн.ч. Р.п. существительного; развитие зрительной памяти.
Инструкция: После проведения игры по варианту 1 ребёнку предлагается закрыть глаза. Педагог убирает одно или нескольких животных, ребёнок отвечает на вопрос «Кого не стало?» или «Нет кого?»
Вариант 6.
Цель: развитие воображения, творческого мышления, связной речи.
Инструкция: Ребёнок наугад (с закрытыми глазами) достаёт из чудесного мешочка плоскостное изображение животного, помещает его на панно и начинает рассказ. Например: Однажды (достаёт фигурку животного) решил(а) погулять. Пошла к пруду и встретила (достаёт ещё одну фигурку животного, помещает на панно). -Здравствуй, …. . –Здравствуй, …. . Давай играть…… Позвали они (достаёт следующую фигурку) и т.д.
Вариант 7.
Цель: развитие логического мышления, категоризации, развитие осведомлённости.
Инструкция: после проведения игры по варианту 1 ребёнку предлагается в каждой группе животных выделить подгруппы. Например, дикие животные—хищные, травоядные; птицы, звери, земноводные; впадают в спячку, не впадают в спячку и т.д.; домашние животные—птицы, звери; есть копыта, нет копыт; водоплавающие птицы, не умеющие плавать птицы; плотоядные, травоядные, всеядные и т.д.
Вариант 8.
Цель: вызывание речевой активности у неговорящих детей.
Инструкция: после проведения игры по варианту 1 безречевому ребёнку предлагается показать (по возможности повторить), кто подал голос. Педагог озвучивает звукоподражания (мяу, и-а, ух-ух, ко-ко, фыр-фыр и т.д.), ребёнок указывает на животное и старается повторить его голос.
Вариант 9.
Цель: активизация глагольного словаря у детей с ТНР.
Инструкция: Педагог указывает на животное, расположенное на панно, и спрашивает «Что он (она) делает?» Ребёнок отвечает простым нераспространённым предложением. Например, «Лиса сидит», «Свинка лежит», «Гусь плывёт» и т.д.
Вариант 10.
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция: Педагог зачитывает загадку, а ребёнок находит на панно животное-отгадку.
Вариант 11.
Цель: развитие навыков словообразования (детёныши животных).
Инструкция: Педагог просит ребёнка выбрать животное на панно и ответить, как называют его детёныша (детёнышей)?