Конспект урока по математике «Ломаная линия» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска
Конспект урока по математике
1 класс
УМК «Школа России»
Авторы учебника: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В Степанова
Тема: «Ломаная линия»
Составитель:
Исаева Анжелика Владимировна,
учитель начальных классов
г. Сосногорск
Пояснительная записка
Тема: «Ломаная линия».
Цель урока: ознакомление учащихся с понятием ломаной, как фигуры соединённых под углом отрезков; знакомство с понятиями звено, замкнутая, незамкнутая ломаная, формирование умения строить ломаные линии.
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать кривые, прямые и ломаные линии; называть части ломаной линии, соотносить реальные предметы и их элементы с изученными метрическими линиями и фигурами; выполнять мыслительные операции и делать умозаключения; применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни, слушать собеседника, вести диалог; работать в паре; оценивать свою работу и работу товарища.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий поисковой работой.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Формируемые УУД:
Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполненной работы на уроке адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в выполненную работу после её завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; классификация объектов, постановка и решение проблемы, моделирование, доказательство; совершенствование математической речи.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, вступать в диалог, совместно договариваться о правилах поведения и общения при работе в паре.
Длительность урока: 35 минут
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, учебник «Математика. 1 класс. Часть 1» /М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2013., рабочая тетрадь на печатной основе.
Этапы урока |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент, мотивация учебной деятельности. |
- Кто готов показать, как мы умеем работать? - Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям. - Пусть сегодняшний день принесёт вам радость общения. -На уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. - В этом вам помогут: внимание, находчивость, смекалка, учитель, дружное сотрудничество. |
Активизировать обучающихся; создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Слушают учителя. Включение в работу. |
2. Актуализация знаний. |
1. Посчитайте от 1 до 10, от 10 до 0, от 3 до 8; от 5 до 9; от 5 до 1; от 8 до 4. - Назовите соседей числа 5; 8. 2. Счёт предметов и составление математических выражений. На поляне у дубка Крот нашёл два грибка А подальше у осин, Он нашёл ещё один. Сколько крот нашёл грибов? - Красиво вышила Татьяна Две лилии и два тюльпана. Какие чудные цветы! А сколько их - нам скажешь ты! 3. Разложите карточки с числами, которые мы изучили, начиная с самого маленького. - Прочитайте их, начиная с самого большого. - Покажите число, которое на 1<, чем 3; на 2>, чем 2. |
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. |
Устный счет. Составление на доске математических выражений. Парная работа. |
3. Постановка учебной задачи. |
- Сегодня к нам пришла в гости Точка. Она приглашает нас в свою страну. А в какую страну вы узнаете, переставив карточки с числами в порядке убывания т о Г я р м е и е 4 7 9 1 3 6 8 2 5 - Прочитайте, какое получилось слово. ГЕОМЕТРИЯ Геометрия - наука очень интересная, Треугольник, круг, квадрат уже известны вам. Много нового она в себе таит, Языком углов и линий говорит. Что нам встретится в пути - вовсе неизвестно И поэтому идти очень интересно. - А чтобы интереснее было идти, давайте вспомним, как называются линии, которые живут в этой стране. |
Показ на слайде |
Переставляют карточки. Чтение слова |
4. Самоопределение к деятельности. |
Точка в стране Геометрии живёт со своими друзьями. - Посмотрите и назовите друзей Точки. - Что вы знаете о прямой линии? - Что вы знаете о луче? - Что вы знаете об отрезке? - Что вы можете рассказать о кривой линии? - Ребята, а что интересного заметили? - Какой возник вопрос? - Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие «открытия». - Про эту линию Точка расскажет интересную историю: «Однажды я гуляла на волшебной поляне. Солнышко светило ярко-ярко. Мне захотелось побегать и попрыгать. Но вдруг я обо что-то споткнулась и упала. Я наклонилась и увидела у себя под ногами вот эту веточку. Я взяла её в руки и увидела, что она сломалась в двух местах. -Какая интересная линия! - подумала я. Она была прямая, а стала…» - Что вы знаете про эту фигуру? Где мы можем узнать ее название? - Что бы вы хотели про неё узнать? - Кто попробует сформулировать тему урока? Давайте составим план урока. План урока. 1. Как называется? (ломаная линия) 2. Как сконструировать? 3. Из чего состоит? (звенья, вершины) 4. Какие виды? (замкнутая, незамкнутая) 5. Где можно увидеть? (крыши домов, дорожки) 6. Как начертить? (последовательно по линейке соединить точки – вершины) |
Показ на слайде. Фиксирование затруднения. Организовать: формулирование темы и планирование учебных действий; исследовательскую практическую работу, познакомить с понятиями ломаная линия, вершина, звено. |
Ответы учащихся. Предположения учащихся. Ответы учащихся. |
5. Динамическая пауза. |
- Точка предлагает нам немножко отдохнуть. Сколько раз ногами топнем? (2+2) Сколько раз в ладоши хлопнем? (5-3) Мы присядем сколько раз? (4+1) А наклонимся сейчас? (5-1) И подпрыгнем ровно столько? (3+1) Ай да счёт! Игра и только! |
Показывает карточки с выражениями. |
Вычисляют значение выражений и выполняют действия. |
6. Открытие новых знаний (реализация плана урока). |
- Попробуйте из 3 цветных карандашей построить ломаную линию. - Что заметили? Вывод: каждая ломаная состоит из нескольких отрезков – звеньев. - Сколько звеньев в этой ломаной? Звенья ломаной, не лежат на одной прямой. Конец одного звена является началом другого. Место, где соединяются два звена, называется вершиной. - Сколько вершин у вашей ломаной? - Кроме того, у ломаной есть 2 конца. Правило: - точное название линии «ломаная линия». Ломаная линия состоит из звеньев, которые последовательно идут друг за другом и имеет вершины. - Какое самое маленькое количество звеньев может быть у ломаной? |
Организовывает работу по решению проблемы. На слайдах: «ЗВЕНЬЯ», «ВЕРШИНЫ» |
Находят ответы на вопросы путём исследований, практической работы. |
7. Первичное закрепление. |
Работа по учебнику стр. 42 (на полях) - На каком рисунке ломаные линии? - На каком рисунке замкнутые ломаные линии? Незамкнутые? - Какая линия получилась у девочки от реки до дома? - Из сколько звеньев она состоит? - Сколько вершин? - Где ещё можно увидеть в окружающем мире ломаные линии? |
Содействует развитию умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, самооценку учебной деятельности. Показать на слайдах |
Отвечают на вопросы. Ломаная 7 6 крыши домов, вершины гор, заборы, дороги, тропинки и т. д. |
8. Включение в систему знаний и повторения. |
Работа в рабочей тетради с.16. 1. Назовите № ломаных линий. 2. Начертить ломаную линию. - Какой инструмент нам нужен? 3. Как будем чертить ломаную? |
Показывает, как чертить ломаные линии. |
линейка, карандаш по линейке последовательно соединять точки |
9. Обобщение. |
- Вернёмся к нашему плану урока. - С какой геометрической фигурой познакомились? - Из каких элементов состоит ломаная линия? - Какие бывают ломаные линии? |
Показ на слайде |
ломаная линия из звеньев и вершин замкнутые, незамкнутые |
10. Рефлексия. Итог урока. |
- Мы с вами хорошо потрудились, познакомились с ещё одной группой линий – ломаными линиями, ответили на многие вопросы, но ломаная линия таит в себе ещё много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках математики. - Понравился ли вам урок? - Что нового узнали сегодня на уроке? Продолжите мои предложения: - Мне было интересно… - Мне было трудно… - Мне захотелось… - У меня получилось… Точка приготовила нам сюрприз. Это «Орден Звёздочки». Его получит каждый. Но вот загадка: почему орден звёздочки? |
Организовывает рефлексию, самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Учатся рассказывать, анализировать свою работу, давать ей самооценку. Контур звёздочки - это замкнутая ломаная линия. |