12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Людмила Николаевна20

Лучший урок письма

(Лучшая методическая разработка проведения Урока письма)

Учитель русского языка и литературы

Соколова Людмила Николаевна

Методическая разработка проведения урока написания письма в 5 классе
Тема урока: «Письмо»
Цели урока:

1) познакомить учащихся с письмом, его ролью в жизни людей;

2) вырабатывать умение правильно оформлять письмо;

3) работа над языком и стилем письма.

Задачи:
Образовательные.

Возрождать российские традиции эпистолярного жанра.

Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.

Научить грамотному оформлению писем.

Развивающие:

     1.Способствовать формированию информационной культуры.

     2. Способствовать развитию навыка использования эпистолярного жанра.

Воспитательные.

    1.  Дать возможность проявить себя в написании письма.

2. Воспитывать способности поддерживать дружеские отношения с людьми разного возраста.

3. Совместно с учащимися определить, кого они считают своими друзьями.

Ход урока: 
Эпиграф урока:

А листок в конверте чист,

Нет на нем ни букв, ни строчек

Пахнет осенью листочек -

С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя

На конверте напишу,

Синий ящик отыщу,

Свой листочек опущу.

Ты письмо мое получишь

И обрадуешься вдруг:

Жить на свете много лучше,

Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши!

А кончаются чернила -

Просто перышко вложи,

Что синица обронила.

Я.Л. Аким

1.Организационный момент.
а) Запись в тетрадях учащихся: число, тема «Письмо».

б) Знакомство учащихся с целями и задачами урока.

2.Орфографическая работа.

Адресат, адресант, беседа, благодарность, письмо, конверт, марка, индекс, адрес, почтальон.

Составить словосочетания с данными словами, найти главное и зависимое слово.

(Адресат выбыл, вернуть адресанту, беседа о письмах, беседовать вдвоём, выражать благодарность, поблагодарить за письмо, марка на конверте).

3. Объяснение нового материала. Слово учителя.

Письмо играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой культуры. Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего.

Что такое письмо?

Ребята, давайте обратимся для этого к толковому словарю, который лежит на ваших столах.

Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-либо кому-нибудь», - такое определение даёт толковый словарь.

Ребятки, как появились письма, нам расскажет ученица из 8 класса Соколова Галина.

4. Сообщение ученика.

Первые письма появились за три тысячи лет до нашей эры! Это были глиняные таблички, а вместо привычных для нас букв - клинышки. Они продавливались на влажной глине трёхгранной тонкой палочкой из тростника. Эти клинышки были разные, среди них были и знаки и рисунки. А чтобы знаки не стерлись, и письмо не потеряло свою изначальную форму, табличку обжигали в печи, и тогда оно становилось твёрдым и прочным. Такие письма назывались таблетками. Но шло время, и вид письма совершенствовался. Со временем люди стали писать на бересте и пергаменте, пользоваться гусиным пером, которое прослужило человечеству 12 веков!

Благодаря тому, что китайский чиновник Цай-Лунь изобрёл бумагу, люди стали писать на бумаге. С течением времени бумага стала дешевле и доступней. Теперь люди могли связываться друг с другом,

несмотря на то, что живут в разных частях света. Письмо клали в

бумажный конверт и ставили сургучную печать. В наше время

сохранились немало старинных почтовых печатей, имеющих большую культурную ценность.

Наступил 21 век, век высоких технологий, появился интернет и СМС, и письма уходят в прошлое. Сейчас считается не модно, а точнее старомодно писать письма. Зачем писать, если можно обойтись СМС!

Что это такое, наверное, знают все. СМС – это услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона. Заметным плюсом данной системы является быстрая доставка, обычно в течение нескольких секунд, но…

Читая письмо, видишь, где волновался, а где, может быть, плакал или радовался отправитель. Это видно по почерку, по нажиму на буквы, по количеству восклицательных знаков. А когда рядом нет родного человека, хочется взять в руки его письмо, прочесть в сотый раз, прижать этот листочек к груди и всплакнуть Иногда хочется просто взять лист бумаги, написать на нём все свои мысли, поделиться с другом своими переживаниями, раздумьями. Всё это невозможно выразить ни в телефонном разговоре, ни с помощью СМС .

5. Проверка домашнего задания.

Кто нашёл в семейном архиве письма с фронта?

(Если таких писем нет, то учитель показывает письмо с фронта).

Что их отличает от современных писем?

(Старые, пожелтевшие, без конвертов, без марок, листки сложены в треугольник. В них рассказывается о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.)

6. Работа над письмом.

Ребята! Для того чтобы вы правильно писали свои письма, мы составим сейчас вместе схему написания письма.

Учитель задает вопросы, выслушивает мнение детей, обобщает ответы, подводит итог сказанному .

Как вы думаете, из скольких частей состоит письмо?

3 части

Зачин

Информационная часть

Концовка

По вашему мнению, что должна содержать I часть - «Зачин»?

Дата и место написания

Приветствие

Обращение

От чего зависит, каким будет приветствие и обращение?

(От того, кому адресовано письмо)

Как вы напишите первую часть письма, если оно адресовано, например маме, другу, ветерану Великой Отечественной войны?

Какие знания и умения помогут вам написать информационную часть письма? (умение составлять тексты различные по виду: повествование, описание, рассуждение)

Кроме информации, что должно передать ваше письмо? (Чувства, эмоции)

Из чего, по вашему мнению, состоит концовка письма?

Прощание

Подпись

- Какие виды писем вам известны? (на доске появляется схема)

 ПИСЬМО

ДеловоеЛичное

письмо-поздравлениеписьмо-рассказ

письмо-просьба

благодарственное письмо

7. Разгадывание кроссворда


По горизонтали.

1.Языка не имеет, а у кого много бывает, тот много знает

4.    Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

5.    Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

По вертикали.

2.     Цифровое условное обозначение населенного пункта.

3.     Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

2

 

 

 

П

 

 

 

1

П

И

С

Ь

М

О

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

Ч

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

Т

4

К

О

Н

В

Е

Р

Т

 

А

 

 

 

 

 

К

 

 

 

Л

5

А

Д

Р

Е

С

 

 

 

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

8. Работа со словарем вежливости.

_- Ребята, откроем словарик вежливости и запишем следующие слова: пожалуйста, спасибо, благодарю, извините, извини, до свидания.

9.Задания в группах.

Задание для 1 группы.

Написать письмо брату (сестре), в котором вы просите их приехать на каникулы.

Слова – подсказки.

У меня к вам (к тебе) большая просьба…

Очень прошу вас (тебя)…

Заранее благодарен (благодарна)…

Задание для 2 группы.

Написать письмо – поздравление маме (папе).

Слова – подсказки.

Разрешите поздравить…                                 от всей души…

Позвольте пожелать…                                     от всего сердца……

Дорогая ( дорогой),   уважаемая ( уважаемый)…             сердечно…

 

10. Заполнение конверта.
- Скажите, ребята, что нужно знать, чтобы правильно написать письмо и заполнить конверт? Всё ли вы знаете о письме?

Сегодня вы научитесь заполнять конверт, узнаете о правилах написания письма. (учитель раздает конверты)

От кого ________________________

Откуда _________________________

________________________________

Индекс места отправления

Кому ________________________



______________________________

Куда _________________________

________________________  ______






Правила заполнения конверта.

От кого Соколова Ю.Н.

Откуда ул. Пролетарская, д.27,

с. Устье, Спасский район, 

Пензенская область

Индекс 442617



Кому Веденяпину Н.А.

Куда ул. Чернышова, д. 25

г. Спасск


Пензенская область


Индекс 442600

11. Домашнее задание.

.

Вылечим «больные места» в письме, которое пришло А. Шибаеву, современному поэту.

«Грустные вести»

Пришло письмишко мне,

Гляжу-

Из лагеря, от Мишки...

Здесь чудный луК, и я лИжу.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит, плут...

Читаю дальше:

Здесь - лИса, красивый длинный пруТ.

И что такое он плетёт -

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход, я запИваю песни...

На днях в лесу нашёл я груСТь

И очень я доволен...

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся - надо подлечить:

Заставить правила учить...

12. Заключительная часть урока. Рефлексия.

- Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов.

Вот и подошёл к концу наш урок. На ваших столах лежат листочки. На этих листочках подчеркните те слова, которые соответствуют нашему уроку. На последующих уроках мы продолжим изучение темы «Письмо». Урок окончен. Спасибо.

Ничего особенногоВажная тема

Здорово

Лёгкая тема

Я молодец!

Мне было интересно

оценка урока- отлично

Оценка

урока- хорошо

Урок понравился

Свой вариант

Ничего не понятно

2





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.