Урок-путешествие «Созвездие Глаголов» (Русский язык, 5 класс)

3
0
Материал опубликован 15 April 2019

«Урок- путешествие в Созвездие Глаголов»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-путешествие.

Цель урока: повторение известных сведений о глаголе, применение полученных знаний через использование игровых технологий на уроке.

Задачи:

Обучающие:

закрепить знания о глаголе, полученные ранее;

продолжать работу по развитию орфографических и речевых умений.

Развивающие: способствовать развитию творческих способностей и самостоятельности учащихся, образного мышления.

Воспитывающие: заинтересовать обучающихся темой «Космос», воспитывать уважительное отношение к культуре учебного труда, пробудить интерес к русскому языку.

Ход урока

1.Орг.момент

Сегодня мы с вами проводим необычный урок и отправимся в увлекательное космическое путешествие. А на какую планету, вы ответите мне сами.

- Послушайте стихотворение. Хором его закончите

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам … (глагол).

2. Игра – путешествие.

1. Предстартовая подготовка.

Словарный диктант (слова, над которыми работали при изучении темы «Глагол»).

Спряжение, запрягать лошадь, блестеть, блистать, чувствовать, участвовать, сжигать, путешествовать, зажимать, она поняла, он зажжет свечку, преступник поджег дом, сильный ожог, исследовать, наведываться, стеречь, поразить воображение, погрозить кулаком, печь пироги, кран течет, благодарить, загородить, рассчитывать.

 

2. Пресс-конференция перед полетом.

В качестве журналистов выступают представители каждой команды. Они задают противникам вопросы по теме «Глагол». Отвечают после коллективного обсуждения.

 

Дайте определение глагола.

Расскажите о морфологических признаках глагола.

Что такое инфинитив?

Что вы знаете о глаголах совершенного и несовершенного вида?

Что такое возвратный глагол? Какое значение может придавать глаголам возвратная частица?

 

Старт!

Полет начинается…

Экспресс-опрос текстового характера. Я буду читать  утверждение, а  вы  должны  определить  верно    оно   или   неверно.

Глагол – это служебная часть речи?

Частица не пишется слитно с глаголами?

В   словосочетании  «делайте  уроки»  глагол  стоит  в форме  настоящего времени?

Глаголы   начальной   формы отвечают на вопросы что делать? что делает?

Глаголы в предложении бывают   сказуемым?

Глагол «брить» относится   ко    второму   спряжению?

Глагол «держать» относится  ко  второму  спряжению?

 

Выход в открытый космос.

Каждая команда получает карточку с заданиями. Ребята ответственных за выполнение каждого задания.

Вставьте, где необходимо, мягкий знак, постарайтесь доказать правильность принятого решения.

Он хорошо учит…ся, потому что ему нравит..ся учит..ся.

Дом строит..ся давно и будет строит..ся еще не меньше полугода.

Мама на меня сердит...ся, да ей и не за что на меня сердит..ся.

Перепишите предложения, раскрывая скобки. Устно объясните правописание частицы НЕ.

Моя собака почему-то его сразу (не)взлюбила, рычит и зубы скалит. (Не)хватает, чтобы она его еще и укусила!

(Не)волнуйтесь за меня, мне немного (не)здоровится, но температура (не)поднимается.

Пап, ты (не)достанешь соль? А то мама суп (не)досолила.

Запишите стишок, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. К каким спряжениям относятся встретившиеся глаголы?

Ленивая кошка (не)лов..т мышей.

Ленивый мальчишка (не)мо..т ушей.

Ленивая мышка (не)выро..т норку.

Ленивый мальчишка (не)люб..т уборку.

Ленивая мушка (не)станет летать.

Ленивый мальчишка (не) хочет читать.

Вставьте пропущенные буквы Е или И. Объясните, от чего зависит выбор буквы.

Утеша..м, обид..м, гоня..м, законч..м,терп..шь, увид..шь, прочита…м.

Какое правило иллюстрирует приведенный ниже пример?

Он старался не слышАть того, что слышАл, и не видЕть того, что видЕл.

Вставьте, где необходимо, мягкий знак. Объясните принятые вами решения. Укажите, к каким частям речи принадлежат слова?

Увелич..те тираж.., гора с плеч.., произнесеш… реч…, спряч…мяч…, воз..ми нож… и отреж…, въедеш… в гараж…, намаж..те корж кремом, пропадеш… ни за грош…, не еш… на ноч…, вреж… ему наотмаш…, обжеч…ся, борщ…, он горяч...

 

Эксперименты в космосе.

«Спектральный анализ». Нужно восстановить глаголы по предъявляемым элементам.

Вы-……- о – ть, раз- ….. – а – ть, на - …- ыва – ть – ся,

по - …- и-ть-ся.

«Послание внеземных цивилизаций»: расшифруйте послание.

Шлем….опять…..щаем…..мощьюпри……щите…..арь….безнего

никаксапи…..

(Шлем, привет. Опять обращаемся за помощью. Притащите словарь. Без него никак. Сапик)

Путешествие по планете.

Гостеприимные инопланетяне, глубоко почитающие знания. Ведут космонавтов в музей Последнего Двоечника (он умер от стыда за 150 лет до прилета землян). Там возле переносной доски можно испытать себя и найти в тексте, написанном Последним Двоечником, все допущенные ошибки.

Я сматрю в верх и замияю в ястной сеневе неба чорную точьку каторая быстра ростет. В скоре я панимаю што эта касмический карабль.

Отчет о путешествии.

Творческое задание. Каждый экипаж должен представить 2-3 творческих задания (домашние заготовки) на тему «Глагол». Это могут быть ребусы, загадки, стихи, кроссворды и т.д.

 

Возвращение на землю.

Экипажи получают задания. Написать глаголы 1 спряжения, возвратный глаголы, переходный глаголы, глаголы в условном наклонении.

 

Наша экспедиция оказалась очень плодотворной. И вашу работу я хотела бы оценить (выставляются оценки).

Домашнее задание у вас будет творческим. Я предлагаю вам составить памятку для своего космического экипажа “Как надо себя вести, чтобы полёт прошёл успешно”.

А сейчас наш урок закончен, всем спасибо.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.