Статья «Маленькие исследователи. Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»
Адаптация к условиям дошкольного учреждения - психологически тяжелый период для детей их родителей и конечно же для меня как для педагога. Малыши в это время тревожны, много плачут или наоборот, замыкаются в себе, испытывают эмоциолнальное напряжение, вызваное разлукой с мамой, сменой обстановки, изменением распорядка дня и появлением в своём окружении чужих людей. Задача педагога помочь малышу преодалеть стресс и успешно адаптироваться к новым для него условиям, чтобы он смог почувствовать, что в детском саду его любят и всегда помогут. Наладить доверительные отношения между педагогом и ребёнком, а также сблизиться с остальными детьми поможет экспериментирование. Дети быстро успокаиваются, расслабляются, забывают о разруке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.
Экспирементирование с водой оказывает расслабляющее действие на ребёнка, снимает излишнюю тревожность, плаксивость, агрессивность. Что очень важно во время адаптации в детском саду. Самый первый эксперимент с водой- это когда ребёнок опускает руки в воду и вытаскивает их, тем самым малыш познаёт , что вода мокрая, тёплая, холодная, стикает с лодошек, стряхивается, какая на вкус, запах. Следующий эксперимент- ловля рыбок в контейнере с водой. Малышам нравится, что рыбка легко притягивается к удочке, это их радует, почему так происходит они понять ещё не могут. Так происходит первое знакомство с магнитом. Пускание корабликов, бросание в воду камешков, шариков(тенисных), наблюдают как они плавают, а камешки тонут. Почему так происходит? Делаются выводы.
На изучение основных цветов можно поиграть в "Разноцветную воду" В прозрачные пластиковые стаканчики с водой добавить несколько капель краски и понаблюдать как меняется цвет. Так же в этой воде можно "спрятать" не большой тонущий предмет, его не будет видно.Чтобы у детей поддержать интерес в процессе экспериментирования, рассказываюв небольшие сказки, потешки, включаю специально подобранную музыку.
Эксперименты с мыльными пузырями, дети тем самым познают свойства мыльной воды. Они с удовольствием пускают и ловят мыльные пузыри. Процесс надувания пузырей не только увлекательный, но и полезный. В игре с мыльными пузырями дети развивают лёгкие.
Экспериментирование с крупами, один из самых простых и интересных занятий. Они развивают мелкую моторику и мышление. Развиваются тактильные чувства ребёнка когда он достаёт игрушку. которая погружена в крупу. Рисование в крупе развивает фантазию малыша и образное мышление.
Экспериментирование с песком - это кладезь для детского экспериментирования, он как и вода снимает зажатость, распологает в общении между детьми и воспитателем. Сколько радости доставляет малышу трогать его руками или просто погрузить руки в песок. На песке можно оставлять следы, отыскать в песке спрятанную игрушку, пересыпать из ведёрка в ведёрко. А когда сухой песок превращается в мокрый, из него можно лепить куличики, пирожки, используя при этом разные формочки. Тем самым расширяются представления детей о свойствах мокрого и сухого песка. Помимо обычного песка, используется кинетический песок. Это экологически чистый материал, на первый взгляд он напоминает влажный мокрый песок, но когда его берёшь в руки. он течёт сквозь пальцы и в то же время остаётся сухим. Из него также можно лепить всё что угодно.
Также используется световой стол-планшет для рисования песком. Когда включается свет в песочнице, дети чувствуют, что они попали в волшебную сказку, у них улучшается эмоциональное состояние. Начинаю рисовать незатейливые узоры. Музыка для релаксации очень важна!
Ещё один эксперимент со светом и звуками. Обычно проводится в утренние часы приёма, когда малышам тяжело расставаться с родителями и для того чтобы привлечь внимание детей используется диско шар. Включаюся песенки для самых маленьких и все малыши с радостью подходят к воспитателю, танцуют, кружатся. Ловят цветные солнечные "зайчики" на своей одежде, вокруг себя.
Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй. Таким образом, возникла необходимость вовлечения родителей в совместную с детьми экспериментальную работу. Создание общих чатов с родителями, там размещается вся информация, общение, делятся впечатлениями, фотографиями.
Используя все эти не хитрые приёмы, процесс привыкания детей происходит очень успешно!