Мастер - класс «Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников в условиях взаимодействия различных видов искусств»
Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляем Мастер - класс из опыта работы на тему: «Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников в условиях взаимодействия различных видов искусств» (1 слайд)
По своей сути, эта тема предстает необычайно актуальной и интересной. Великий композитор - музыкант Д.Б.Кабалевский считал, «Необходимым открывать ребенку не только внешнесюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить его «видеть музыку» и «слышать живопись» (2 слайд)
Хотелось обратить ваше внимание на нотный стан, на котором расположены музыкальные ноты. Как правило, нам известно, что с помощью этих музыкальных нот, мы можем услышать с вами прекрасную музыку. А если музыкальные нотки, окрасить еще в какой - либо цвет, мы сможем музыку не только услышать, но и увидеть (3 слайд)
Такой вид художественной деятельности, который основывается на синтезе музыки и цвета, называется цветомузыкой (4 слайд).
Об искусстве цветомузыки было известно давно, но в то время она не пользовалась значительным успехом. Первый этап развития идеи цветомузыки относится к XVII-XVIII векам. Первая мысль о соединении звука с цветом принадлежала И.Ньютону (5 слайд). Именно он утверждал, что белый цвет сумма всех цветов, поскольку в сочетании с красным можно получить розовый, с синим - голубой и т.д. Его идея легла в основу идеи «перевода» музыки в цвет. В сознании И.Ньютона эта закономерность подкреплялась пифагорейским учением о гармонии сфер (6 слайд). По мнению ученого Пифагора, любое движение тела в воздухе сопровождается звуком, и космос тоже должен был звучать, притом гармонично. Данная теория получила название «гармонии или музыки сфер». Красота музыки чисел также скрыта в гармонии созвучий. Именно эту закономерность услышал Пифагор, размышляя над проблемой гармонии.
Французский музыкальный теоретик Луи - Бертран Кастель считал, что между тонами гаммы и цветами существует взаимосвязь. Он видел их в своем цвете: в связи с этим, им был построен «цветовой клавесин» – первый в истории цветомузыкальный инструмент (7 слайд).
На протяжении XIX века опыты по осуществлению цветомузыки не делались, и сама идея почти не разрабатывалась. И только в XX веке эта идея вновь нашла свое воплощение, когда к ней обратились многие музыканты и художники.
С начала XX века особое распространение получает так называемая «Музыкальная графика». Реально же эта своеобразная методика связана с «зарисовыванием» музыкальных впечатлений любыми живописно-изобразительными средствами, не только графическими, но и красочными. Впервые эта методика была предложена и использована для целей музыкальной педагогики австрийцем Оскаром Райнером (8 слайд).
Цветным слухом обладали многие композиторы, художники, писатели: Э.Гофман, Л.Бетховен, Н.Римский-Корсаков, Н.А.Римский – Корсаков, Б.Асафьев. Каждый представитель определенного вида искусства «видел музыку» в своем цвете (9 слайд).
Таблица цветотональных ассоциаций
Тональности | А. Н. Скрябин | Н. А. Римский-Корсаков | Б. В. Астафьев |
Соль мажор | оранжево-розовый | светлый, откровенный, коричневато-золотистый. | изумруд газонов после весеннего дождя или грозы |
До мажор | красный | белый | |
Ре мажор | желтый яркий | дневной, желтоватый, царственный, властный | солнечные лучи, блеск именно как интенсивное излучение света |
Ля мажор | зеленый | ясный, весенний, розовый, это цвет вечной юности, вечной молодости | скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение |
Ми мажор | сине-белесоватый | синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный | ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное |
Си мажор | сине-белесоватый | мрачный, темно-синий со стальным серовато-свинцовым | |
Фа-диез мажор | сине-яркий | серовато-зеленоватый | кожа зрелого апельсина |
Ре-бемоль мажор | фиолетовый | темноватый, теплый | красное зарево |
Ля-бемоль мажор | пурпурно-фиолетовый | характер нежный, мечтательный, цвет серовато-фиолетовый | цвет вишни, если ее разломать |
Ми-бемоль мажор | стальной цвет с металлическим блеском | темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность «крепостей и градов») | ощущение синевы неба, даже лазури |
Си-бемоль мажор | стальной цвет с металлическим блеском | несколько темный, сильный | ощущение цвета слоновой кости |
Фа мажор | красный | Ясно-зеленый, пасторальный |
В последние десятилетия особое внимание уделялось проблеме изучения музыкального восприятия детей (Р.Г.Казакова, А.В.Кенеман, Т.С.Комарова, Н.А.Метлов, О.П.Радынова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и другие), многие педагоги - практики изучали влияние музыки на особенности детских рисунков (Н.Э.Басина, Н.А.Ветлугина, С.И.Назарова, О.А.Суслова), изучались психологические особенности восприятия музыки и цвета (А,Н.Леонтьев).
В отечественной педагогике взаимосвязь музыки и изобразительной деятельности рассматривается как способ создания определенного настроения на музыкальных занятиях, как средство активизации фантазии ребенка, где изобразительная деятельность выступает в качестве определенного фона и является дополнительным прикладным приемом.
Однако, в дошкольной педагогике проблема взаимодействия различных видов искусств и их влияния на развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников не получила достаточного освещения. Недостаточно изучены особенности восприятия детьми эмоционального содержания музыки и его отражения в рисунках детей. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги интегрированного подхода, поэтому мы пытаемся выделить основу интегрированного подхода как сущность образовательного процесса в развитии цветомузыкального восприятия у дошкольников.
Этим в значительной степени обусловлена актуальность представленной мною темы (10 слайд).
Синтез искусств… Интегрированные подходы…Эти термины все более популярны в современной практике. В чем, например, заключается «синтез искусств» в ходе работы с дошкольниками? Каждый из нас, отвечая на этот вопрос, расставит свои акценты, определит личное проблемное поле в понимании этого термина.
Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства - это частный случай такого подхода, где слушание музыки объединяется с творческим рисованием (11 слайд).
Синтезу искусств, отводится особое место в моей профессиональной деятельности. Как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия - является главной задачей моей работы. Поэтому я использую в своих занятиях программу «Ладушки» (авт.И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева) ориентированная на музыкально – творческое развитие детей в процессе музыкальной деятельности, а также технологию «Синтез искусств», (авторы К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубин), которая своей целью ставит развитие музыкального восприятия детей. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, где стержневым видом искусства является «Музыка» (12 слайд).
Одним из основных направлений моей работы является создание необходимых условий для того, чтобы дети могли проявить свое творчество, фантазию, а также педагогического воздействия, основанного на взаимодействии различных видов искусств. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция воспитательного процесса в музыкальной деятельности (13 слайд)
В.А.Сухомлинский считал, что в окружающей мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Так и музыка, состоящая из семи музыкальных нот, играет красками радуги. Каждая нота, соответствует цвету радуги, с помощью такого подхода, дети легко запоминают звуки, ноты, поскольку сравнивают ее с цветами радуги, проговаривая при этом всем известную фразу: «Каждый охотник должен знать где сидит фазан» (14 слайд).
Синтез искусств - это соединение нескольких видов искусств в одно художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. К примеру: взаимосвязь Музыки - ИЗО, Музыки - Хореографии, Познание - ИЗО, в конечном итоге получается одно художественное целое: Музыка - Познание - Рисование - Хореография (15 слайд).
В основу практической работы положена педагогическая технология развития цветомузыкального восприятия у дошкольников, которая состоит из трех элементов:
1.Восприятие музыки происходит как переживание определенного эмоционального и эстетического состояния.
2.Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что, в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.
3.Дети мобилизуют свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство от слушания музыки, и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую – либо объективную форму (16 Слайд).
Формы работы с детьми могут быть различными: групповые, индивидуальные, интегрированные занятия, где дети целиком и полностью могут проявить свое творчество и фантазию. Самыми любимыми являются интегрированные музыкальные занятия в детском саду, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. (17 слайд) Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его суждения, оценки, тем выразительнее его творчество. Разрабатывая методику интегрированного музыкального занятия, в основу берется тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Такие занятия позволяют не только дать ребенку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно. Цель таких занятий - воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с услышанной музыкой. Чем глубже и тоньше чувствует музыку ребенок, тем интереснее и многоцветнее его рисунок. К рисованию «шедевров» можно приступать только тогда, когда дети хорошо знают музыкальное произведение, глубоко прочувствовали его настроение. Для этого до начала прослушивания с детьми проводятся беседы: «О чем рассказывает музыка?», «Какое она передает настроение?» После этого детям предлагается осуществить свою «картину по музыке». Дети учатся рисовать, подбирая соответствующие цвета по прослушанному произведению. К примеру: «Клоуны» Д.Б.Кабалевский, «Баба - яга» П.И.Чайковского, «Вальс игрушек» (18, 19, 20 слайд). Дети смешивают краски как бы играя с ними, сравнивают со звучащей музыкой - учатся «видеть» музыку, и «слышать» живопись. Дети очень быстро начинают понимать, что между настроением музыки и цветом есть эмоциональная связь.
С целью определения характера музыкального произведения детям предлагается прослушать произведения различные по своему настроению и с помощью, каких - либо пособий (цветных кружочков, музыкальных ноток, фигур, волшебных тычков, восковых мелков и т.д.) определить ее эмоциональное содержание, подобрав соответствующие цвета (21 слайд). В результате такой работы мы можем увидеть, что радостная музыка связана с яркими красками, печальная или вызывающая чувство страха - с темными тонами, ласковая музыка - с нежными тонами или оттенками (22 слайд).
Предлагаемые детям творческие задания на музыкальных занятиях должны обязательно объединяться определенной темой или сюжетом, для того, чтобы не нарушалось детское цветомузыкальное восприятие (23 слайд) Однако одна и та же задача решается в каждом случае с помощью различных художественно - изобразительных умений детей, а также зависит от возможностей и предпочтений педагога, времени и места использования данных интегративных заданий (24 слайд).
У каждого человека есть свой путь, который помогает ему войти в мир музыки. Поэтому способы приобщения детей к музыкальной культуре педагог варьирует, подстраиваясь к индивидуальным особенностям детей, следуя определенной тематике содержания музыкальных занятий, развлечений т.д.
Самым интересным в занятии является то, когда мы с детьми воспринимаем тот или иной музыкальный образ, передавая его в движениях. Мы, танцуя, рисуем ту или иную музыкальную картину. Капли различных красок капаем на лист бумаги, затем под музыку танцуем так, чтобы капли красок растекались (25 слайд).
В результате проведенной работы получаются действительно «шедевры», которым дети сами придумывают названия, сравнивают их и радуются своим творениям. Работы детей показывают высокий уровень их цветомузыкального восприятия, воображения, дают им возможность яркого творческого самовыражения. Ребята на собственном опыте приходят к понятию роли музыки и движения в рисовании (24, 25, 26 слайд)
Таким образом, музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается детьми, они радостно на нее откликаются. Я считаю, что развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников будет проходить успешнее, если использовать в работе по музыкальному воспитанию синтез различных видов искусств. Все перечисленное в целом это напряженная работа. Но она необходима для гармоничного развития личности, для постижения великой культуры, и даже для саморазвития и самопознания. Дети с нетерпением ждут таких занятий, чувствуют себя на них раскованно, свободно и радостно (28 слайд). Разноцветная НОД – это деятельность, на которой дети познают, чувствуют, действуют, воображают, импровизируют, размышляют, общаются и прежде всего получают удовольствие. Разноцветная НОД словно просматривает жизнь ребенка через калейдоскоп, в котором причудливо сочетаются разные стеклышки, заставляя каждый раз удивляться новой картинке. Оказывается, этот мир огромен, мы все в нем живем, и в нем цвет является важнейшей характеристикой. Все, что нас окружает, сияет цветом и….(29 слайд) звучит , потому что разноцветная НОД – это деятельность музыкальная и пусть ребенок делает свои первые шаги вхождения во взрослую жизнь под чутким и понимающим взглядом педагогов и под красивую музыку познают мир! Спасибо за внимание! (30 слайд).