Развитие творческих способностей дошкольников в процессе различных видов художественной деятельности

3
0
Материал опубликован 10 November 2020

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе различных видов художественной деятельности.

Детство – это ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным естественным способом существования человека. Дети открыты безбрежному полю проблем, загадок и тайн действительности. Они достаточно бескорыстны в своих свершениях, их деятельность не привязана к сфере узкоулитарных задач, решением которых вынуждены повседневно заниматься взрослые. Это бесспорно, создает предпосылку богатого творческого потенциала, в первую очередь ребенка дошкольника.

Творчество – это общественная ценность, которая даёт новую продукцию с нахождением новых способов выполнения деятельности.

 Большинство психологов считают возможным говорить о детском творчестве, когда ребенок хотя бы элементарно выходит за границы прошлого опыта при решении различных проблем, за пределы того, что диктуется условиями конкретной задачи. По их мнению, показатель детского творчества – любое сколько – ни будь самостоятельное расширение собственных возможностей в освоении мира.

Творчеству дошкольников свойственно неразрывное единство воображения и мышления; его отличает яркий и подвижный эмоциональный характер. Элементы творчества в качестве ведущего содержат все основные виды деятельности: игровая, художественная, конструктивная и т.д. Поэтому разумно организованное обучение и воспитание начинать не с передачи «готовых» знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческой способности, т.е. с постановок тех проблемных задач, в процессе решения которых эти способности формируются, а эти «зуны» усваиваются. Сделать наоборот значит начать не сначала.

Творчество дошкольников представляет новые возможности для развития способностей. Благодаря способностям ребенок может быстрее приобретать знания, умения и навыки.

Ведущие специалисты в области развития творческих способностей в процессе художественной деятельности (Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлухина, Е.И.Игнатьева, В.С.Кузин, Н.С.Сакулина, Б.М.Теплов и др.) подчеркивают значение восприятия и деятельности в проявлении и развитии детского творчества в различных областях.

Успешное овладение разнообразными художественными творческими деятельностями возможно при условии постоянного обогащения впечатлений детей, в том числе и на основе познания искусства, развития сенсорного опыта, накопление запаса эстетического восприятия, умение осуществлять эстетическую оценку и решать творческие задачи. Таким образом, можно сказать, что разнообразная художественная деятельность аккомулирует полученный детьми эстетический опыт, и в них этот опыт отражается. Кроме того, творчество начинается в совместной деятельности педагога и детей, где все равны. Обязанности педагога при этом заключается, во- первых, в показе разнообразных творческих проявлениях и способов деятельности, во- вторых, в такой организации жизни ребенка, чтобы сами условия её требовали творчества, а не стандартных решений.

В совместной с ребенком художественной деятельности взрослый является не только самым умным и самым знающим, но и самым творческим участником, каждый раз по новому выполняет знакомые детям задания. Необходимо научить ребенка одно и тоже задание, проблему, задачу решать несколькими путями, видеть нестандартное решение и решать по новому.

Основная задача педагога нацелить детей на деятельность творческую, оригинальную связанную прежде всего с воображением.

Прежде всего это рисование, ручной труд, лепка. Почему они? Во-первых это любимые большенства детей виды деятельности, не требующие специальных условий; во-вторых они имеют все характерные черты любой другой детской деятельности, как продуктивной, так и игре; в- третьих в этих видах деятельности полно представлены все компоненты воображения.

В изодеятельности наиболее полно и широко развивают творческие способности нетрадиционные приёмы рисования, а также разработанные психологом В.В.Степановой игры типа «Дорисуй»(дети должны в штрихах, линиях, точках увидеть образ и дорисовать).

В лепки – пластилинографика, тестопластика, а в декоративной лепке развивает творчество оформление декоративных пластин и их роспись.

Ручной труд – природный и бросовый материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения, а значит влияет на развитие творческих способностей. Все эти виды художественной деятельности ценны сами по себе, но их ценность возрастает в интеграции.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя разнообразный природный, бросовый и изобразительный материал. Это можно достичь лишь проводя интегрированные занятия. На таких занятиях детям предоставляется возможность познакомится с различным материалом. Это пробуждает интерес к восприятию отдельных предметов, желание выразить свою творческую идею с помощью различных средств.

Работая с детьми в данном направлении можно заметить, что позволяя детям фантазировать мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.

В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.»

Литература

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение,1985- 193с

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990-247с

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-139с

Лебедева О.А. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников. - М.: Классик стиль,2004

Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. / Под редакцией Т.С.Комаровой. – М.: Российское педагогическое общество,2000-156с

Халезова Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду _Изд. Сфера, 2005-112с

Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкального руководителя. Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение,1974


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации