Мастер-класс «5 секретов успешного урока или как провести интересный урок и получить удовольствие от собственной педагогической деятельности»
Мастер – класс
5 секретов успешного урока или как провести интересный урок, увлечь учеников и получить удовольствие от собственной педагогической деятельности
Ссылка на онлайн-доску https://padlet.com/mvo1970/Bookmarks
1 слайд Добрый день! Вы, наверное, согласитесь со мной, что во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы школьникам было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. | |||||||
2 слайд Этого можно достичь на основе одной из современных технологий - технологии педагогических мастерских, цель которой не прямая передача информации, а совместный поиск знаний. На примере урока обществознания по теме «Общественный прогресс» я вам это продемонстрирую | |||||||
3 слайд 1. Начните урок с удивления Дети ждут и хотят чего-то необычного. Начните свой урок с удивления — с события, действия, предмета, который может поразить. Очень важно вызвать интерес, интерес к уроку, предмету, познанию вообще. Простите за банальную цитату, но «познание начинается с удивления». Показ аудитории виниловой пластинки и вопрос, как этот предмет связан с клеем ПВА? Ответ Есть такой метод чистки винила (его, как правило, рекомендуют аудиофилы со стажем), который предусматривает использование обычного клея ПВА: нужно нанести тоненький и ровненький слоя клея на то место винилового диска, где локализованы сложные загрязнения; немного подождать, пока клей высохнет; а затем лишь аккуратно устранить эту клеевую пленку вместе с налипшей к ней грязью. Учитель переходит к теме о том, как менялись музыкальные носители - от граммофона до смартфона и флэш. | |||||||
4 слайд На слайде изображения – на ленте времени В 1877 году Томас Эдисон создал и представил фонограф. В 1907 году появился патефон. Долгоиграющие виниловые пластинки появились в 1948г. Магнитная запись. Магнитофоны с бобинами разработали в 40-х годах. В 1948 году, магнитофоны-бобинники стали сверхпопулярными устройствами для аудиозаписи. В 1962 году американец Лес Пол создал систему многодорожечной записи. До этого момента звукозапись делали вживую, т.е. в студии одновременно находились и солист и оркестр. Кассетные плееры. В 1963 году компания Philips разработала компактный стереоплеер и кассеты с магнитной лентой. 70-е года 20 века принесли любителям музыки отличное новшество – теперь владельцы магнитофонов могли записывать музыку с радио или телевидения на пустые кассеты. Более того, плееры значительно уменьшились в размерах и могли работать от батареек. Теперь у меломанов появилась возможность слушать любимую музыку на ходу. Компакт-диски. Компакт-диски впервые появились в Японии в 1982 году. Год спустя, в 1983 году, компакт-диски стали выпускаться и в США. В 1999 году появились записываемые и перезаписываемые компакт-диски. Первые USB-флеш-накопители появились в 2000 году. С 1998 по 2000 годы многие компании и отдельные лица заявляли о своём первенстве в их изобретении. | |||||||
5 слайд Учитель демонстрирует пластинку и флэшку. Учитель говорит о прогрессе музыкальных носителей. Это та сторона общественного прогресса, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни. - Сегодня на уроке речь пойдет об общественном прогрессе, частью которого является и прогресс в музыкальных носителях. - Нужно ли нам в реальной жизни знать о прогрессе? - Общественный прогресс – это добро или зло? - Несем ли мы ответственность за общественный прогресс? | |||||||
6 слайд Свяжите тему урока с другими сферами жизни и науками Межпредметность — это не просто модное слово. Это способ показать, что всё в мире взаимосвязано, что причинно-следственные связи повсюду. Покажите ученикам, что ваша узкая тема (инфляция, начало Второй мировой, любовная лирика Пушкина) связана не только с другими темами в вашем предмете, но и с математикой, современным кино, политикой, да с чем угодно! Это всегда выглядит красиво и эффектно, привлекает внимание, заинтересовывает, увлекает. На том же уроке по теме «Общественный прогресс» тему можно связать с литературой, политикой, ядерной физикой, ботаникой, искусством… Например, политикой… Увеличение уровня свобод. Ещё пару столетий назад за открытую критику в адрес царя можно было легко отправиться на каторгу лет на пятнадцать, но в современном обществе появилось множество новых гарантированных свобод, включая свободу слова. И это доказательство общественного прогресса. Экономический.. СИНГАРПУР. Это небольшое государство, расположенное в Юго-Восточной Азии. Здесь не имеется абсолютно никаких запасов питьевой воды, нефти, золота и других ценных ресурсов. Однако по уровню жизни Сингапур опережает богатую нефтью Россию. Коррупция в стране отсутствует, а благосостояние населения растет с каждым годом. Духовный. Прогресс в нравственном развитии. Значительно снизился уровень семейного насилия. Возросшие требования и критерии вытеснили из памяти хорошо известное обстоятельство: телесные наказания дома, а затем и в школе служили основным воспитательным средством на протяжении столетий. «Сбережешь розги — испортишь дитя», — учили в XIX веке английские педагоги. Только в середине ХХ века сформировался «помогающий» стиль обучения и воспитания детей, а прежде стержень воспитательных процедур составляли избиение и бесконечные формы запугивания. Таким образом, в массе своей семейные отношения сделались значительно мягче и «цивилизованнее». | |||||||
7 слайд Краткое знакомство с терминами и классификацией | |||||||
8 слайд 3. Создайте проблему и продолжайте удивлять Создайте проблему, предложите то, что заставит задуматься, противоречивый вопрос, который и вдохновит, и побудит искать варианты ответа. - В чем разница между хаотичными и направленными движениями? | |||||||
9 слайд другой слайд как прорастают ростки из зерен - Посмотрите на слайд и определите, какое движение: хаотичное или направленное? – направленное - Как его по-другому можно назвать? – рост или развитие. - Есть в обществе какие-то явления, про которые мы можем говорить, что это переход от менее развитого к более к развитому. – да, есть. - И как мы называем этот процесс? – прогресс. - Есть здесь и другой важный вопрос: есть прогресс в природе? – да. - Что делается в обществе с более совершенным и менее совершенным? – идет поглощение, замена | |||||||
10 слайд -Амёба менее совершеннее, чем амурский тигр? – да. -Какой здесь критерий? – сложная структура у тигра -Можно сказать, что тигр прогрессивнее, чем амёба? – да. Учитель: - Но амёба более живучая, лучше приспосабливается, чем тигр. И уничтожить её довольно-таки непросто. В природе прогресс остается философским вопросом. Обществоведы считают, что прогресса в природе нет, но есть он в обществе. - Наше общество прогрессивнее общества 40-летней давности? - В чем тогда прогресс? - Как вы определили, измерили? -Как определить, есть прогресс в обществе или нет? (Ответы– есть ли научно-технический прогресс в обществе, какая комфортность жизни, на сколько высока рождаемость или смертность и т.д.) -Постарайтесь вывести понятие, что такое критерии прогресса? – (ОТВЕТ -Критерий (измеритель) прогресса – это мера, по которой судят о степени развитости общества). ОТКРЫВАЕТСЯ СЛАЙД - 11 слайд |
| ||||||
-Когда мы не знаем что-то и нам надо найти какую-нибудь информацию, то в телефоне у нас есть друзья: Алиса (учитель через сотовый телефон начинает разговор с Алисой). -Алиса-это прогресс? – нет, т.к. не запоминает информации. Это ещё раз говорит, что прогресс противоречив. ОТКРЫВАЕТСЯ СЛАЙД - 12 слайд | |||||||
13 слайд 4. Создавайте ситуацию успеха на уроке С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов, как для отдельного ученика, так и для всего коллектива. Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет: повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес; стимулировать работоспособность; снимать тревожность, неуверенность, низкую самооценку; развивать инициативность, активность, креативность; поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку. Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха. ПРИМЕР ЗАДАНИЯ Вопрос: Транспорт – одна из ведущих отраслей экономики любой страны. Назовите основные научно-технические достижения (открытия) XX века в развитии средств передвижения за последние 100 лет. /ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ/ | |||||||
13 СЛАЙД - Научно-технический прогресс стал фактором экономического роста в современном мире, и это бесспорный факт. Почему, по вашему мнению, продолжаются и сегодня дискуссии о роли научно-технического прогресса? Выберите один из 3х вариантов ответа: А) Научно-технический прогресс таит в себе серьезные опасности для общественной жизни. Если НТР примет форму бесконтрольного процесса, то она может привести человечество к термоядерной, экологической или социальной катастрофе. (выбравшие этот вариант ответа школьники войдут в экспертную группу «Пессимисты, противники НТП, видящие только негативные явления и призывающие либо совсем не развивать многие направления НТП, либо развивать очень осторожно»). Б) НТП - главный фактор общественного прогресса, у него безграничные возможности (выбравшие этот вариант ответа школьники войдут в экспертную группу «Оптимисты, сторонники НТП, энергичного, безоглядного наступающего НТП, притом любой ценой»); В) Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозу для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив. Пути решения противоречий НТП следующие…. (выбравшие этот вариант ответа школьники войдут в экспертную группу «Гражданин мира, способный разрешить противоречия НТП ») Продолжить фразу - Пути решения противоречий НТП следующие…. | |||||||
14 СЛАЙД Основной этап урока Каждая группа работает в рамках своей «роли», которые демонстрируются на онлайн-доске Padlet | |||||||
15 СЛАЙД Социальные последствия НТР
| |||||||
16 СЛАЙД Каждая из трёх групп получает ТРИЗ задачу. Пример одной из задач. ТРИЗ задача В 1938 году в Балтиморе (США) двадцать домовладельцев подали в суд на Пенсильванскую железную дорогу, утверждая, что вибрации, вызываемые проходящими поездами, разрушают стены, потолки и штукатурку их домов. Дома стояли вдоль улицы, по которой пролегал железнодорожный путь. По нему ежедневно проходило несколько поездов. По улице проезжали также тяжелые грузовики, но процесс устраивался только против железной дороги. И хотя представители железнодорожной компании были уверены, что обвинения неправильны, они не имели возможности опровергнуть их перед судом. Тем более, что в суде присяжных были отнюдь не специалисты по сейсмографии, а простые горожане. Как же наглядно доказать, что вибрация от проходящих поездов не разрушает стоящие рядом дома? ОТВЕТ: Выбрать то, что дешевле и понятнее присяжным из: 0. проследить, когда отваливается штукатурка при проезде поезда или грузовика. 1. поставить полный стакан с водой на стол или пол в доме истца и замерить, сколько прольется воды при прохождении поезда и сколько при проезде грузовика. 2. Перенести один из домов или построить аналогичный вблизи от железной дороги, но вдали от автомобильной. -если учесть то, что чем ближе расстояние до источника вибрации, тем вибрация сильнее; поставить стол близко к ж.д. и поставить на стол две керамических кружки. Они начнут звенеть, когда поезд поедет. Потом отодвинут стол на 3 метра дальше и проверят заново. И так до тех пор пока посуда перестанет звенеть, а значит исчезнет вибрация. - Наглядный пример домовладельцам: в зданиях железнодорожных станций и вокзалов городов штукатурка не обсыпается, хотя они расположены вплотную к ж/д путям. Комментарий педагога Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания. | |||||||
17 СЛАЙД 5. Красиво завершите урок Запоминается в первую очередь начало и конец урока. Пусть дети выходят с урока с улыбкой, радуясь и понимая, что занятие было отличным. Один из лучших способов завершить урок — зациклить его, вернуться в начало. Это создаёт целостность и замкнутость — в хорошем смысле. Продумайте последние две минуты особенно тщательно. Завершение урока вполне может быть открытым. картина Василия Поленова «Золотая осень» 1893г. И картина Сай Твомбли «Без названия» вторая половина XX век, которую продали за 70, 5 млн. долларов. -Как думаете, какой я вам хочу задать вопрос? – За что такая сумма? Является ли это прогрессом? -Почему картина стоит так много? Если вы нарисуете подобное, то сможете продать произведение искусства хотя бы за 70 тысяч рублей? -Есть ли прогресс в искусстве? -Какой вывод мы сделаем о прогрессе в искусстве? | |||||||
18 СЛАЙД – Вывод: прогресс в искусстве есть частично. Главное свойство искусства вдохновлять нас. Если мы смотрим на картину Поленова, мы видим красочный осенний пейзаж и она нас вдохновляет, совпадает с нашим мироощущением, нам нравится это картина, то это прогресс в искусстве, потому что вдохновение идет из души, от сердца. А если нет этого вдохновения, мы ничего не чувствуем, значит, картина не шедевральна. Вывод - Есть такие сферы в обществе, где прогресс оценить сложно и искусство одно из них. | |||||||
19 СЛАЙД Попытайтесь Д/Заданием продолжить начатый на уроке разговор Например, см слайд. Как только не называли XX век: и «ядерным», поскольку человек овладел энергией атома, и «нейлоновым», имея в виду создание синтетических материалов, и «космическим» из-за выхода человека в космос, «обществом новых кочевников», учитывая невиданную мобильность человека. Какое их этих названий представляется вам наиболее точным? Попробуйте придумать своё определение XX веку. ИЛИ Дети живут в соц/сетях, этот мир им интересен. Попробуйте на их волне зацепить интерес к процессу познания. Приём «Страница в социальной сити» На уроке шла речь о людях, которые своим созидание создавали прогресс или регресс. Томас Эдисон Братья Райт А.Гагарин и С. Королёв И. Сикорский Авраам Линкольн, Президент США, который подписал указ об отмене рабства на территории США в 1862 году/Социальный прогресс/ Представьте себе, что Интернет появился гораздо раньше, чем это произошло в реальности. Тогда герои урока могли бы завести себе странички (аккаунты) в социальных сетях или отдельные сайты. Подумайте, как могла бы выглядеть «страничка», (например «В контакте» или в Телеграм) или сайт … Какая главная информация могла бы на ней появиться? *фото*фото главного открытия, то есть, чем бы человек похвастался в соц/сети *возможная любимая музыка*статус придумать своему герою *возможные сообщества*друзья-современники | |||||||
ПРИМЕРЫ ДЗ - СЛАЙДЫ 20 – 22 | |||||||
СЛАЙД 23 Получайте удовольствие от урока Постоянно говорим (и нам постоянно говорят), что урок должен нравиться детям, что они должны получать удовольствие от занятий, испытывать радостные эмоции и так далее. Безусловно, всё это так. Но, пожалуйста, не забывайте, что и учитель тоже должен получать удовольствие от каждого урока и общения с детьми! Сегодня я постаралась продемонстрировать элементы и некоторые приемы технологии педагогических мастерских , повышающие мотивацию учащихся к изучению истории и обществознания. |
презентация к публикации мастер-класса
PPT / 18.54 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Мельник Виктория Олеговна
Елена Вениаминовна Чурина
Мельник Виктория Олеговна
Легоцкая Вера Сергеевна
Мельник Виктория Олеговна
Елена Гаврииловна Гончарова
Мельник Виктория Олеговна
Клейменова Елена Валерьевна