Статья «Как получить максимальную отдачу от учеников на уроке»
Статья на тему: «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения».
Как получить максимальную отдачу от учеников на уроке.
Поговорим о современных педагогических технологиях, к которым относятся
- дифференцированное обучение;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровые технологии.
Дифференцированное обучение.
Например, при изучении повести Войновича «Шапка» можно предложить одиннадцатиклассникам такие ранжированные вопросы:
Владимир Николаевич Войнович наделён талантом и зоркостью. Какова основная мысль этого произведения?
Главный герой повести Войновича «Шапка» - узнаваемый тип человека. Охарактеризуйте Ефима Семёновича Рахлина, как бы «ставя» диагноз описываемого в произведении времени.
Владимир Войнович – сатирик, он более пятидесяти лет борется с мерзостями жизни с помощью самого острого оружия – смеха. Какие негативные качества людей высмеял автор повести «Шапка»?
Технология личностно-ориентированного обучения.
Некоторые ученики на уроках литературы могут отвечать на вопросы, требующие умственного напряжения и находчивости, выполнять трудную работу, требующую точности взгляда и чувства, смелых ассоциаций, внимательного рассмотрения деталей. Таких детей не так уж много, поэтому хорошо было бы, если в путешествиях по художественным произведениям сопровождали живопись, музыка, театр и кино, потому что разные виды искусства «переводят» книги, по-своему их истолковывая. При таком подходе учащиеся обретают собственную точку зрения, интерпретируя литературные творения. Так при изучении романа англо-американской писательницы Френсис Бёрнетт «Маленький лорд Фаунтлерой» после прочтения книги предложила детям вместе с семьёй посмотреть фильм Ивана Попова «Радости и печали маленького лорда», а затем шестиклассники назвали отличия экранизации от произведения. Ученикам же восьмого класса можно предложить для проектной деятельности такую работу «Отличия фильма «Тарас Бульба» от одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя». Девятиклассники, посмотрев фильм «Белые ночи», отвечают на вопрос: «Какие эпизоды экранизации соотносятся с первой, второй и другими ночами повести Фёдора Михайловича Достоевского?»
Воздействие музыки, как и фильмов, на души людей огромно. Произведения о блокаде Ленинграда читать тяжело. «Увертюра» урока по книге Тамары Сергеевны Цинберг «Седьмая симфония» - «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича, а фильм «Крик тишины» - иллюстрация военной драмы.
Картины художников «будят» детское воображение. Например, изучая рассказ Антона Павловича Чехова «Анна на шее», демонстрируются картины: «Неравный брак» Василия Пукирева,1862 г., «Пока смерть не разлучит нас» Эдмунда Блейр-Лейтона, 1878 г., «После свадебной церемонии» Фирса Журавлева, 1874 г., тогда зримо представляется восемнадцатилетняя девушка Анна, вышедшая замуж за богатого пятидесятидвухлетнего Модеста Алексеевича.
Уроки литературы готовят учеников к выходу в жизнь. Полезно проводить бинарное занятие по книге «Утоли моя печали» Бориса Львовича Васильева. Ходынской трагедии посвящены самые яркие и горькие страницы этого романа. Прочитав их, дети вместе с учителем литературы размышляют об этом страшном историческом событии, а с преподавателем ОБЖ составляют правила поведения человека в толпе. Такая нестандартная форма обучения, безусловно, помогает реализации межпредметных связей.
Мои ученики любят театр, поэтому с удовольствием смотрят пьесы, поставленные по таким классическим произведениям, как «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского, «Чайка» Антона Павловича Чехова, «Собачье сердце» Михаила Афанасьевича Булгакова. Театральные постановки пробуждают интерес к серьёзному чтению. Старшеклассникам нравятся уроки-суды над Евгением Онегиным, Александром Чацким. Элементы театрализации часто включаю в уроки, которые вследствие этого становятся динамичными и запоминающимися.
Принимая участие в одном из этапов муниципальной социально-педагогической программы, ребята поставили сказку Степана Григорьевича Писахова «Лень и Отеть», а затем уже по собственной инициативе показали её в младших классах школы. Помимо развития креативных качеств личности, такая деятельность, безусловно, создаёт и поддерживает доброжелательную атмосферу в школьном коллективе.
Технология проблемного обучения.
Постановка проблемных вопросов – важная часть любого урока. Приведу примеры таких заданий для одиннадцатиклассников по произведениям современных российских авторов:
Представьте и опишите жизнь главных героев романа Захара Прилепина «Обитель», если бы попытка побега с Соловецких островов Артёма Горяинова и Галины Кучеренко удалась?
Ответьте на вопрос, заданный Захаром Прилепиным в романе: «Что выберет Омон Ра: нажать на стоп-кран или сменить маршрут?»
Объясните, приведя аргументы, почему книгой года в 2013 году признано произведение "Лавр" Владимира Водолазкина?
Проблемные задания, стимулирующие исследование авторской позиции и языковой ткани произведения, могут быть такими:
Перечитайте главы ХХ и ХХI повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася». С каким эпизодом повести Антона Павловича Чехова «Дом с мезонином» их можно сравнить? Как писатели относятся к своим героям? Какие стилистические особенности авторов проявляются в этих эпизодах?
Прочитайте «Историю села Горюхина» Александра Сергеевича Пушкина и вспомните «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Николая Васильевича Гоголя. К какой манере ближе сатира Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина?
Ещё одним средством повышения интереса к чтению книг, с моей точки зрения, является технология использования художественных иллюстраций.
Сопоставьте образ Плюшкина на иллюстрациях П. Боклевского и А. Агина. Кто из художников, по вашему мнению, точнее воспроизводит внешность и характер этого героя поэмы «Мёртвые души»?
Игровые технологии.
С моей точки зрения, игровые технологии являются очень эффективными.
Важны интерес детей к игре и, конечно, соревновательный элемент. Игры могут быть разработаны по принципу имитации жизненных явлений, популярных телепередач, настольных игр с введением дополнительных авторских правил. Эта узнаваемость и одновременно новое «лицо» моделей игровых ситуаций повышают их рейтинг популярности и эмоциональной привлекательности со стороны участников. Буду надеяться, что некоторые из названных игровых моделей помогут разнообразить учебные занятия.
- Премьера спектакля, тщательно подготовленного, с предварительной афишей, распространением пригласительных билетов среди школьников и учителей.
- Поисковая литературная игра типа «Найди клад» (главный приз – книга) с испытаниями и приключениями.
- Коллективная игра-детектив «Пропал литературный герой».
Игра «Проще простого».
Эта игра проста по своим правилам и лёгкости достижения успеха. Как модель организации урока она хороша тем, что позволяет новые слова. Учитель согласно установленной очерёдности предлагает участникам вопрос с тремя вариантами ответов, из которых только один верный. Своё отношение к прозвучавшей версии участник комментирует словами «согласен» - «не согласен». Если данная оценка не противоречит правильному ответу, ученик зарабатывает очко; если нет – очко на счету его соперника.
Может быть и другой организационный вариант: отвечают все дети по очереди (или одновременно, поднимая карточку с номером правильного ответа). Набравший наибольшее количество очков объявляется победителем с присвоением титула «Умник» или «Умница».
Предлагаю несколько вопросов для этой игры.
Аргус:
Это обычное наименование человека, которому поручено неотлучно наблюдать за кем-либо;
Это романтическое наименование мореплавателей, о которых вам рассказывают на уроках древней истории;
Это враждебно-недоброжелательное наименование иноверца, иноземца.
Правильный ответ – аргус – неусыпный сторож, неотлучный наблюдатель за кем-либо.
Виандот:
Это могло бы иметь отношение к жизни человека, если бы он жил в России девятнадцатого века и участвовал в войне с французами;
Это могло бы иметь отношение к жизни человека, если бы он жил во Франции в восемнадцатом веке и имел титул графа;
Это могло бы иметь отношение к жизни человека, если бы он жил в Америке и разводил кур.
Правильный ответ: виандот – американская порода домашних кур.
Игра «Проще пареной репы».
В игру включается десять известных всем фраз (пословиц, строчек из стихотворений и басен), каждая из которых имеет три толкования:
- на академический, наукообразный русский язык;
- бюрократически-юридический русский язык;
- на язык «перевёртышей», состоящий из антонимов (слов с противоположным значением) каждого из слов первоначальной строки.
Предметный смысл игры – по предложенным описаниям восстановить первоначальную фразу. Каждое объяснение всё более прозрачно намекает на искомую фразу. А с помощью перевёртыша угадать её совсем «проще пареной репы». Очки начисляются тому, кто первым правильно назвал фразу, но их количество определяется по особой системе: если фраза угадана после её «перевода» с русского
- на наукообразный русский язык – 15 очков;
- юридический русский язык – 10 очков;
- на язык антонимов – 5 очков.
Когда вопросы будут исчерпаны, можно предложить ученикам сделать аналогичную «зарядку для мозга» и зашифровать самим другие фразы.
В конце игры подсчитываются очки и вручаются главный и утешительные призы.
Варианты объяснения слов.
Химическая реакция, обязательным элементом которого является кислород, распространилась на материал, использованный для изготовления предмета гардероба, принадлежащего лицу, совершившему преступные действия в виде тайного хищения чужого имущества и последующего присвоения его (как, очевидно, и данного предмета гардероба).
Частный случай нарушения общественного порядка, не представляющий серьёзной опасности для жизни и здоровья окружающих, но вызвавший справедливое возмущение законопослушных граждан, проявившийся в возгорании головного убора, якобы находившегося в личной собственности у пострадавшего, который на самом деле был уличён в корыстном противоправном безвозмездном изъятии и обращении имущества в свою пользу.
На полицейском валенки мокнут.
(На воре и шапка горит).
Субъект находится в помещении с повышенным содержанием водяного пара в воздухе, имеющем отверстие в стене, покрытое металлической сеткой; в позе, при которой туловище опирается на пол своей нижней частью, а ноги согнуты или вытянуты.
Осужденный сделал публичное заявление о том, что отбывает свой срок в камере, не соотвествующей элементарным санитарным нормам: малоосвещённой, с влажным воздухом, с металлическим заграждением на световом проёме.
Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты.
(Сижу за решёткой в темнице сырой.)
Однажды Всевышний сделал птице средней величины из отряда воробьиных подарок в виде небольшого количества пищевого продукта полутвёрдой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.
Всеядная птица с серо-чёрным оперением при невыясненных обстоятельствах получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продкутом.
У орла один раз чёрт украл кружочек колбасы.
(Вороне как-то бог послал кусочек сыра.)
У женщины гораздо старше средних лет существовали до биологической смерти два представителя водоплавающей птицы надотряда Килегрудых с явным проявлением сангвинического темперамента.
Гражданка преклонных лет на совершенно законных основаниях обладала правом владения, пользования и расположения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов.
У деда погибла одна грустная курица.
(Жили у бабуси два весёлых гуся.)
Игра «Что означают наши имена».
Очень многие из распространённых в нашей стране имён пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет своё первоначальное значение.
Установить первоначальный смысл своих имён и предстоит детям. Для этого учитель заранее готовит конверт, в котором находятся полоски бумаги с именами присутствующих. Каждый достаёт лист бумаги с написанным именем для объяснения его значения. Право первого ответа предоставляется гостю с этим именем (если таковых несколько, кто ответит быстрее). В случае затруднения право толкования имени переходит к тому, кто делал выбор, или к любому желающему. Кажды правильный ответ приносит победное очко.
Краткий словарик толкования имён.
Александр – защитник людей.
Анатолий – восточный.
Андрей – мужественный.
Анна – благодать божия.
Аркадий – пастух.
Артём – здоровый.
Борис – боец, борец.
Вадим – спорщик, забияка.
Валентин – сильный.
Варвара – дикарка.
Василий – царский.
Виктор – победитель.
Владимир – владеющий миром.
Галина – тишина, кротость.
Геннадий – благородный.
Георгий (Юрий, Егорий) - земледелец.
Герасим – почтенный.
Григорий – бодрствующий.
Дарья – сильная, побеждающая.
Евгений – благородный.
Евдокия – добрая слава.
Екатерина – чистая, непорочная.
Елена – светлая, факел.
Елизавета – давшая клятву.
Зоя – жизнь.
Игорь – воинственный.
Ксения – гостья, иностранка.
Леонид – подобный льву.
Людмила – милая людям.
Максим – величайший.
Марина – морская.
Мария – горькая.
Олег – священный.
Павел – малыш.
Пётр – камень.
Роман – римский, крепкий.
Семён – услышанный.
София – мудрость.
Татьяна – устроительница.
Терентий – назойливый.
Фёдор – дар Божий.
Филипп – любящий коней.
Игра «Знаменитые тёзки».
Суть данной игры заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше знаменитых писателей, являющихся тёзками детей.
Конкурс проходит в виде аукциона по принципу «кто последний назовёт». За каждое имя писателя или поэта начисляется балл. Например, если имя ученика Саша, то дети могут вспомнить таких знаменитых Александров, как:
- Александр Пушкин;
- Александр Сумароков;
- Александр Грибоедов:
- Александр Блок;
- Александр Грин;
- Александр Дюма;
- Александр Фадеев;
- Александр Твардовский и так далее.
Игра «Перевёртыши».
Задача играющих – расшифровать перевёртыши пословиц, названий книг, знакомые строчки из стихотворений и песен. Один ход включает отгадывание трёх перевёртышей (по одному каждому вида), за правильный ответ даётся по 2 балла. Время на обдумывание – не более 10 секунд.
Перевёртыши пословиц и поговорок.
Счастье перемещается кучами.
(Беда не ходит одна).
Уйти от новой стиральной машины.
(Остаться у разбитого корыта).
От смелости затылок мал.
(У страха глаза велики).
Чужие ботинки дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу).
Лысина – мужское безобразие.
(Коса – девичья краса).
Ниже пяток не опустишься.
(Выше головы не прыгнешь).
Скрыл, что водоросль, - выходи из аквариума.
(Назвался груздём – полезай в кузов).
Перевёртыши названий книг.
Синяя бейсболка. («Красная шапочка»).
Квадратик. («Колобок»).
Мышка в босоножках. («Кот в сапогах»).
Континент мусора. («Остров сокровищ»).
Прибитые штилем. («Унесённые ветром»).
Счастье от глупости. («Горе от ума»).
Мышка-домоседка. («Лягушка-путешественница»).
Собачья конура. («Кошкин дом»).
Солнечный принц. («Снежная королева»).
Закон и поощрение. («Преступление и наказание»).
Перевёртыши строчек из стихотворений и песен.
Молодым нигде нет тупика.
(Старикам везде у нас дорога).
Ты ненавидишь мою коровку.
(Я люблю свою лошадку).
Ваша Маша тихо смеётся.
(Наша Таня громко плачет).
Ты забыла ужасную вечность.
(Я помню чудное мгновенье…).
Под молодой болотной кочкой скромно ползает червяк.
(Над седой равниной моря гордо реет буревестник).
Ты ушла от меня, не попрощавшись…
(Я пришёл к тебе с приветом).
Итак, на сегодняшний день существует очень большое количество педагогических технологий, выбор остаётся за учителем.
Медведева Татьяна Петровна
Легоцкая Вера Сергеевна