Мастер - класс «Игровая образовательная среда «Наукоград – город любознательных ребят» - игровое пространство для развития естественно-научного творчества, самостоятельности, инициативы детей старшего дошкольного возраста
Мастер - класс
«Игровая образовательная среда «Наукоград – город любознательных ребят» - игровое пространство для развития естественно-научного творчества, самостоятельности, инициативы детей старшего дошкольного возраста в свободном экспериментировании»
Воспитатель Н.С. Гриднева
2019 г.
Цель: формирование у педагогов представления об организации игрового пространства в «свободном экспериментировании».
Задачи:
1. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в работе по развитию естественно-научного творчества, инициативы, самостоятельности детей дошкольного возраста посредством «свободного экспериментирования» с объектами и явлениями окружающей действительности.
2. Представить педагогам одну из форм проведения самостоятельной опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
3. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на организацию игрового пространства для свободной экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности, самостоятельности дошкольников;
4. Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс будет интересен педагогам, работающим по теме развития естественнонаучного творчества, самостоятельности и инициативы в свободном экспериментировании в детском саду.
«Для ребёнка естественнее и поэтому гораздо
легче постигать новое, проводя собственные
исследования- наблюдая, ставя эксперименты,
делая на их основе собственные суждения и
умозаключения, чем получать уже добытые
кем – то знания в «готовом виде»
А.И. Савенков
С 2014 года российское дошкольное образование живёт в условиях ФГОС, который определяет раздел в работе с дошкольниками – формирование естественнонаучных представлений, а естественнонаучные представления являются тем содержанием, которые в большей степени способствует развитию естественнонаучного творчества, инициативы и самостоятельности, которые признаны важной образовательной задачей.
Давайте раскроем некоторые понятия. Естественнонаучное творчество- умение детей на основе имеющихся знаний, импровизировать, менять алгоритм опытов, превращать эксперименты в собственную игру, объединяться в группы по интересам, анализировать, рассуждать, делать выводы. Согласно представлениям Д.Б. Богоявленской, одного из крупнейших исследователей детской креативности и детской одаренности, стержнем любой творческой деятельности является именно инициатива, связанная с постановкой задач самим ребенком.
Инициатива — это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом.
«Свободное экспериментирование» - проявление инициативы в предметном действии.
Поэтому считаю, что одним из условий поддержки инициативы, самостоятельности, развития естественнонаучного творчества является правильно организованное игровое пространство. В данном мастер – классе хочется поделится своим опытом по преодолению препятствий и поддержке детской инициативы в «свободном экспериментировании» в игровом пространстве.
В нашем саду создана игровая образовательная среда «Наукоград – город любознательных ребят», которая обеспечивает познавательную самостоятельную активность, экспериментирование с доступным материалом детей старшего дошкольного возраста. Игровая образовательная среда «Наукоград – город любознательных ребят» включают в себя лаборатории разных направленностей:
Лаборатория «Эко – мозаика»
Лаборатория «Весёлая наука»
Лаборатория «Увлекательная астрономия»
- «ЭКО - мозаика», расположенная в зимнем саду детского сада, где дети наблюдают за ростом растений, изучают условия, обеспечивающие жизнь и развитие живого организма (воздух, свет, почва). Комплекс «Биолаборатория» позволяет детям наблюдать за ростом растений круглый год. Центр песка и воды дает возможность не только изучить данные объекты окружающего мира, но и будет способствовать развитию сенсорных способностей детей.
- Космическая лаборатория «Увлекательная Астрономия» - имеет специально отведенное помещение, где дети получают первоначальные представления о Солнечной системе и основных космических явлениях, проводят простейшие астрономические наблюдения и опыты. Практическое применение телескопа поможет изучить не только звездное небо, но и поверхность планеты Земля, что будет способствовать развитию интереса к астрономии.
- Лаборатория «Веселая наука», занимает отдельное пространство в зимнем саду и позволяет детям на практическом уровне понять физические и химические свойства различных предметов и явлений окружающего мира: звук, магнит, бумага, свет, стекло и пластмасса и т.д. С помощью настоящих датчиков цифровой лаборатории «Наураша» дети знакомятся с различными явлениями окружающего мира в игровой увлекательной форме.
Предметно пространственная развивающая среда создана в соответствии ФГОС ДО так, чтобы:
гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
обеспечивать открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность их самовыражения.
Со своими воспитанниками мы посещаем «Наукоград» 1 раз в неделю. Условия, созданные в наших лабораториях дают ребятам возможность для исследований в «свободном экспериментировании», выборов видов деятельности, партнеров, материалов. Игровое пространство учитывает интересы детей и основывается на принципах: («Мне здесь удобно, это для меня», «Мне здесь интересно, всегда есть чем заняться, мы не ссоримся, потому что материалов хватает всем», «Я все могу взять, достать, до всего дотянуться. Я знаю, что и где лежит и умею поддерживать порядок хранения», «Я не боюсь испачкаться, намокнуть. Я знаю, чем мы занимаемся сейчас и чем будем заниматься потом», «Я могу выбирать. Я имею право развиваться в собственном темпе», «Меня слушают. Мы все решаем вместе»). Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях субъектности, а не авторитарного общения. Поэтому, когда дети свободно экспериментируют, я нахожусь в активном «невмешательстве». Являюсь лишь наблюдателем, но не надзирателем. Слушаю детей. Интересно наблюдать, что они делают с предметами. Подключаюсь только по мере необходимости.
Свою работу начала со среднего возраста, постепенно усложняя условия для «свободного экспериментирования». Изучили пространство лаборатории (где что находится, как называется и тд.), изучили алгоритм проведения опыта, ввели свои правила (а уже в рамках установленных правил ребенок может делать то, что он хочет). Эти правила вырабатывают у моих детей привычку концентрироваться. Моя работа строится следующим образом: с детьми, как партнеры, мы за общим столом и проделываем предложенные мною опыты (10 минут), а вторая часть «свободная игра», ограниченная лишь правилами пространства. Наблюдая за детьми в «свободном экспериментировании», заметила, что они начинают импровизировать, объединяться в группы, превращают эксперимент в игру (это 32% воспитанников).
На данный момент с детьми наша исследовательская деятельность начинается за пределами «Наукограда»: «Утренний сбор» на прогулке, в сюжетных играх, когда у детей возникает масса вопросов, предположений.
Предлагаю вам побыть самостоятельно «экспериментаторами».
Практическая часть.
Организация этапа проведения самостоятельных экспериментов: выделение и постановка проблемы, выдвижение гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; обобщение полученных данных.
После утренней беседы об изменениях в природе осенью, воспитанник отметил, что листочки деревьев умеют плавать. Сразу же услышала вопрос «Почему они не тонут?». Стали высказывать предположения, рассуждать. Предложили сходить в лабораторию.
«Свободное экспериментирование» педагогов.
Предлагаю вам побыть сейчас немного детьми и поиграть.
Опыты по теме «Тонет – не тонет»:
Опыт 1:
Сегодня мы облегчили вашу деятельность в игровом пространстве, заранее подготовив необходимые предметы для свободного экспериментирования (так как педагоги не ориентируются в пространстве «Наукограда). Вам предложены карты- схемы (приложение 1) для фиксирования результатов, емкости с водой и различные предметы разного объема и материала. Приступайте!
Вывод: Педагоги делают вывод из фиксированных результатов
Опыт 2: Проверим закон Архимеда.
Как вы думаете, утонет ли картошка в воде? Попробуйте!
( символ - ) Как вы думаете почему?
Как сделать, чтобы она не утонула? Можно научить ее плавать?
(спасательный круг, корабль, плот, гнилая картошка, гелиевый воздушный шар)
Правильно ли я вас поняла, что картошка не утонет, если мы положим ее предмет, который сам не тонет? ( символ - )
Вывод: картофель держится на плаву за счет предметов, которые сами не тонут.
Заключение: Я уверена, что правильно организованная игровая среда «Наукоград», открытие собственного игрового пространства дает детям больше возможности для проявления самостоятельности, инициативы и развития творчества. Общая эмоциональная вовлеченность детей заражает и побуждает недеятельных, неуверенных к активности. Моя задача поддержать детскую активность, не погасить огонёк любознательности, помочь стать успешными, а значит творческими, самостоятельными и инициативными.
Список литературы:
«Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Мартынова Е.А.
«Развитие познавательно - исследовательской деятельности» Лосева Е.В.
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» Нищева Н.В.
4. «Методика проведения учебных исследований в детском саду» Савенков А. И .
Приложение 1. Схема
Коробка 1
Какие предметы плавают,а какие тонут в воде?
Обведи название тех предметов,
поведение которых тебя удивило!
Предмет | Предположение ? | Проверка | ||||
Пенопластовая доска с отверстиями | ||||||
Проволока | ||||||
Ветка | ||||||
Нож из пластмассы | ||||||
Деревянная пуговица | ||||||
Деревянная доска с отверстиями | ||||||
Кусок пенопласта | ||||||
Тонкая металлическая пластина | ||||||
Нож из дерева | ||||||
Металлическая пуговица | ||||||
Стеклянный шарик | ||||||
Свеча |
Приложение 2. Игровая образовательная среда
Бобровницкая Виктория
Гриднева Наталья Сергеевна