12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Богданова Наталья Леонтьевна112
Россия, Самарская обл., с.Ташелка
Материал размещён в группе «МАСТЕР-КЛАСС»
16

Мастер – класс «Изготовление многофункционального развивающего пособия «Сенсорные дорожки» на основе книги Е.Ю.Тимофеевой «Пальчиковые шаги»

Мастер – класс

«Изготовление многофункционального развивающего пособия «Сенсорные дорожки» на основе книги Е.Ю.Тимофеевой «Пальчиковые шаги»

Книга «Пальчиковые шаги» адресована неравнодушным родителям, которые заботятся о всестороннем развитии своего малыша. Она вышла в свет в издательстве «Корона – Век» еще в 2007 году. В книге содержатся упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы. В предисловии к книге даны поэтапные методические рекомендации, которые помогут родителям методически правильно заниматься с детьми.

Мне захотелось эту идею как – то развить, и я решила сделать из книги многофункциональное развивающее пособие. Иллюстрации книги черно – белые, авторы предлагают их к раскрашиванию.

А мне захотелось соединить не только цвет и форму, но еще и тактильные ощущения. Поэтому, распечатав листы книги (которую я скачала из интернета), я их заламинировала, порылась в закромах и собрала все, что было:

А затем украсила каждую дорожку соответствующим материалом, чтобы малыши, продвигаясь по этим дорожкам, не только работали над координацией движений (что само по себе одновременно и сложно и интересно!), но и получали дополнительные тактильные впечатления.

Ну, и так далее, как подскажет фантазия.

У меня получился вот такой набор развивающих сенсорных карточек.

Вариантов работы с ними множество:

учимся слышать ритм стишка (как советуют авторы книги);

учимся ходить по дорожкам разными способами (опять же тому плану, который рекомендован в книге);

рассматриваем картинки и находим сходства и различия;

рассматриваем картинки и повторяем (или изучаем) цвета;

рассматриваем картинки и запоминаем некоторые геометрические фигуры;

трогаем пальчиками дорожки, получаем новые тактильные ощущения и описываем их;

развиваем речь (подбираем прилагательные, составляем словосочетания и предложения, делимся впечатлениями);

развиваем память (заучиваем стихотворение, запоминаем цвета и т.д.);

развиваем фантазию (придумываем свою историю про героев стихотворения)

Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. В пособии представлены варианты работы для левой и правой руки. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый слож­ный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

С этапами работы можно познакомиться в книге Е.Ю.Тимофеевой. А для тех, у кого нет времени, привожу здесь отрывок из книги. Собственно, это все, что нужно, чтобы начать работу.

Этапы работы

«Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальней­шем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе на страницах пособия. Например, в стихотворении «Домовенок Кузя» на каждую строчку приходится три хлопка («шага»):

Домовенок Кузя 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

Ищет новый дом. 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

Хочет быть хозяином, 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

Поселиться в нём. 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности:

указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и ми­зинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымян­ный и мизинец.

Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смеж­ной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполага­ет работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки — по нечетной.

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.

Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упраж­нения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных воз­можностей функционирования головного мозга ребенка»

С этой работой я выступала на региональном педагогическом форуме «Проблемы модернизации образовательного процесса в ДОУ», коллеги оценили положительно.

Надеюсь, кому – то моя идея пригодится. Моим деткам очень нравится!!!

Опубликовано в группе «МАСТЕР-КЛАСС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.