12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акулинина Виктория Вадимовна190
Молодой специалист, учитель начальных классов, МОУ "Осташевская СОШ", МО, Волоколамский г.о.
Россия, Московская обл., Волоколамск
2

Мастер – класс на теме: «Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе выполнения творческих заданий на уроках русского языка.



Мастер – класс на теме: «Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе выполнения творческих заданий на уроках русского языка»

Слайд 1. Проблема развития и формирования познавательного интереса у обучающихся - одна из актуальных. Основное формирование познавательных интересов младших школьников происходит под руководством учителя на уроках в школе. Познавательная деятельность формируется в деятельности, прежде всего в учении.

Эффективность формирования познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка достигается через использование творческих заданий, направленных на изучение и закрепление пройденного материала, используемых при обучении умениям и навыкам и направленных на формирование понятий. Обучение должно проводиться таким образом, чтобы у обучающихся пробуждался интерес к знаниям, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения ребята не только овладевали знаниями, умениями и навыками, но и развивали познавательные способности.

 Слайд 2. Цель мастер-класса «изучение роли творческих заданий в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка».

Слайд 3-4. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Описать особенности и уровни сформированности познавательного интереса младших школьников;

- Рассмотреть значение творческих заданий для формирования познавательных интересов в учебном процессе;

- Проанализировать виды творческих заданий по русскому языку и их использование на разных этапах урока в начальной школе;

- Рассмотреть разработку и процесс внедрения комплекса творческих заданий по русскому языку, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников;

- Провести анализ и обобщение результатов применения творческих заданий на уроках русского языка.

Слайд 5. В настоящее время наиболее общепризнанным является определение познава­тельного интереса Галины Ивановны Щукиной, которое представлено на слайде.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.

Таким образом, из этого определения следует, что познавательный интерес создает наиболее благоприятные ус­ловия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявле­ния творческой индивидуальности и её способностей.

Слайд 6. У младших школьников познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. В педагогической литературе выделены три уровня сформированности познавательного интереса: высокий, средний и низкий уровень.

Учащиеся с высоким уровнем познавательного интереса:

- имеют нацеленность познавательных интересов на учебный предмет или группу учебных предметов и проявляют большую познавательную активность на уроках (задают вопросы, отвечают по собственному желанию и др.);

- стремятся расширить свой кругозор с помощью чтения и других видов деятельности;

Учащиеся со средним уровнем познавательного интереса:

- проявляют избирательное отношение к определенному предмету, активны в соответствии с побуждениями учителя, но не проявляют должной активности по своему желанию;

- также предпочитают, такой характер деятельности, как поисковый, но в то же время, не всегда склонны к выполнению творческих заданий;

Учащиеся с низким уровнем познавательного интереса:

- проявляют неосознанный интерес;

- своё предпочтение отдают задачам репродуктивного характера (готовые ответы в учебнике на слайде), заданиям по образцу;

- свободное время заполняют случайными занятиями.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что задачей преподавателя на занятиях является - формирование познавательного интереса учащихся, его включение в учебный процесс, как одного из необходимого самостоятельного структурного компонента. А для того, чтобы это реализовать необходимо, изменить характер учебной работы.

Слайд 7. Для того чтобы сформировать познавательный интерес, на уроках следует использовать творческие задания, понятие которых выведено на экран. Они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой — способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу.

Выполнение заданий творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Так как тема моего мастер-класса связана с процессом выполнения творческих заданий на уроках русского языка, я выделила главные цели их использования.

  • определить уровень усвоения изученной темы;
  •  систематизировать знания учащихся;
  •  закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала;
  •  развивать познавательный интерес к русскому языку, орфографическую зоркость;
  •  развить творческие способности.

Из этого следует, что в процессе выполнения творческих заданий учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности.

Слайд 8. Практическое изучение осуществлялось на базе 3б класса МОУ «Осташевская СОШ»  г.о. Волоколамск. В классе 25 человек.

 Слайд 9.

Творческие задания организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками знаний, умений и навыков творческой и практической деятельности. Однако всем видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приёмы их подготовки и проведения.

Процесс обучения в школе включает в себя следующие этапы: актуализацию знаний, ознакомление с новым учебным материалом, закрепление изучаемого материала.

На этапе актуализации знаний целесообразно использовать следующие творческие задания: редактирование текста, разгадывание загадок, тематический кроссворд.

Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному: изложение учебного материала педагогом и самостоятельное изучение новых вопросов учащимися по книге. Для успешного усвоения нового учебного материла, используются следующие творческие задания: составление устного рассказа, творческие физминутки и т.д.). Из представленных творческих заданий видно, что в одних случаях при выполнении задания учащиеся могут ограничиваться уже полученными ранее знаниями, а в других они творчески осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают.

Закрепление на уроках русского языка имеет свою специфику и решает такие задачи: как уточнение и упрочение теоретических сведений, выработка необходимых навыков правописания, развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся, развитие их мыслительных способностей. На данном этапе целесообразно использовать следующие виды творческих заданий: изложение по опорным словам, реконструирование предложений, синквейн, сочинение по серии картинок.

Творческие работы учащихся на этапе закрепления материала по русскому языку укрепляют познавательный интерес младших школьников, что создаёт базу для дальнейшего развития познавательных интересов учащихся.

Из всего этого следует, что в процессе выполнения представленных в таблице творческих заданий учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности.

Слайд 10.

С целью формирования познавательного интереса в предметной области «Русский язык» мною был разработан комплекс творческих заданий, при составлении которого делался акцент на методическую разработку Ларисы Алексеевны Жуковой, задания внедрялись в систему уроков русского языка согласно календарно-тематическому планированию.

Цель разработанного комплекса творческих заданий – совершенствовать у учащихся познавательный интерес, творческое мышление, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и формулировать вывод. Задания разрабатывались с учетом возрастных особенностей познавательной сферы учащихся 3 класса.

Всего было проведено 13 уроков, соответственно на каждый урок  было внедрено 1 творческое задание, которое способствовало формированию познавательного интереса у третьеклассников по русому языку.

Для развития познавательного интереса у младших школьников были разработаны следующие творческие задания, которые кратко представлены на слайде.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанных заданий заключается в том, что они требуют от учащихся применения усваиваемого материала в новых усложнённых ситуациях, проявления творческого отношения к выполнению учебных заданий.

В результате многократного целенаправленного выполнения
школьниками творческих заданий происходит качественное изменение их знаний, умений, навыков и совершаемых действий.

Слайд 11.

Практическая работа проводилась поэтапно:

1 этап – констатирующий;

2 этап – формирующий;

3 этап – контрольный.

Слайд 12. На 1 этапе проводилось анкетирование по методике Галины Ивановны Щукиной. Цель данного анкетирования - выявить уровень сформированности познавательного интереса у учащихся. В анкетировании участвовал 21 обучающийся.

Слайд 13. При анализе результатов анкетирования на констатирующем этапе были получены следующие результаты. Полученные данные отражены в диаграмме.

На основе полученных результатов анкетирования, можно сделать вывод, что: во 3 классе учащихся с низким уровнем сформированности – 14%, учащихся со среднем уровнем – 53% и учащихся с высоким уровнем сформированности познавательного интереса – 33%.  Исходя из данных видно, что в 3 классе преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса. Такой результат указывает нам на то, что учащиеся имеют средний интерес к предмету русский язык, в целом же достаточно хорошо знают данный предмет.

Слайд 14.

На формирующем этапе для повышения уровня сформированности познавательного интереса обучающихся 3 класса внедрялся разработанный комплекс творческих заданий. Перед началом выполнения творческого задания создавалась проблемная ситуация, которая мотивировала учащихся на получение результата в процессе выполнения задания.

Так, например, один из уроков был посвящён такой теме, как «Изложение по опорным словам. На данном уроке учащиеся писали изложение по опорным словам (По Б. Житкову «Храбрый утёнок»). Написание изложения проводилось поэтапно. Этапы выведены на экран.

В ходе написания изложения текста по опорным словам,  учащиеся развивали устную и письменную речь, так же закрепили навык составления предложений и их правильного оформления на письме. Все ребята успешно справились с заданием. Работы получились хорошие, аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к написанию изложения.

Слайд 15.

Так же, обучающиеся писали «Сочинение по серии картинок и готовому плану». Ребята писали сочинение, опираясь на учебник Тамары Григорьевны Рамзаевой. Перед написанием сочинения проводилась подготовительная беседа (часть вопросов из которой представлены на слайде). Так же учащиеся познакомились с памяткой «Как обдумывать свой текст?», (Определи: 1) тему (о чём говорится в тексте?), 2) главную мысль (что хочешь сказать?), 3) содержание и порядок действий).  Далее перешли к работе по картинкам (работа проводилась по учебнику) – проводилось обсуждение каждой картинки. Далее на интерактивную доску выводился план написания сочинения (с учащимися проводилось обсуждение каждого пункта плана). (Перед написанием сочинения задавались вопросы: Какова главная мысль текста? Как озаглавите? ). В процессе написания сочинения, ребята усовершенствовали умение составлять текст с опорой на серию сюжетных картиной, самостоятельно озаглавили текст, записали его, применив правило красной строки. Урок прошёл в доброжелательной обстановке. У детей удалось вызвать интерес к написанию сочинения. Работы ребят получились хорошие, аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к выполнению задания.

Слайд 16. На контрольном этапе для выявления динамики уровня сформированности познавательного интереса, проводилось повторное анкетирование в нём так же участвовал 21 ученик. При анализе результатов анкетирования на контрольном этапе были получены следующие результаты. Полученные данные отражены на диаграмме.

На основе полученных результатов анкетирования на контрольном этапе, можно сделать вывод, что: в 3 классе обучающихся с низким уровнем сформированности познавательного интереса нет. Обучающихся со среднем уровнем сформированности – 30% и учащихся с высоким уровнем сформированности познавательного интереса – 70%.  Исходя из данных видно, что в 3 классе преобладает высокий уровень сформированности познавательного интереса. Такой результат указывает нам на то, что у учащихся 3 класса за счёт выполнения творческих заданий повысился уровень сформированности познавательных интересов, так же видно, что в классе отсутствуют учащиеся с низким уровнем сформированности познавательного интереса.

Слайд 17.

По результатам анкетирования на констатирующем и контрольном этапе, проводился сопоставительный анализ результатов, где был выявлен исходный уровень сформированности познавательного интереса к предмету русский язык и конечный уровень сформированности познавательного интереса.

При сопоставительном анализе результатов анкетирования, были получены следующие результаты. Полученные данные отражены на диаграмме.

Результаты анкетирования показали эффективность использования данной работы, об этом свидетельствует графическое соотношение результатов.

Видно, что за счёт выполнения творческих заданий на разных этапах урока увеличился процент учащихся с высоким уровнем сформированности познавательных интересов на 37%, учащихся со среднем уровнем сформированности стало меньше на 23%, а учащихся с низким уровнем сформированности познавательных интересов нет.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что:

- существует прямая зависимость между развитием познавательного интереса и использованием творческих заданий, при активном применении творческих заданий на уроках русского языка увеличивается уровень сформированности познавательного интереса;

- творческие задания должны применяться на всех этапах урока;

- творческие здания должны соответствовать возрасту школьников.

Слайд 18. Спасибо за внимание!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.