Мастер-класс по физической культуре в 7 классе на тему «Плавание»
Мастер класс «Плавание».
Учитель ГБОУ СО «Санаторная школа – интернат» Ткаченко М.Г.
Цель:
Способствовать формированию у учащихся сознательного отношения к использованию упражнений лечебного плавания для развития общей выносливости и координационных способностей.
Задачи:
Теоретическая часть:
Познакомить учащихся с героическими поступками пловцов спортсменов.
Воспитание чувства патриотизма и гордости за свое Отечество на примере выступления сборной пловцов на олимпийских и паралимпийских играх в Лондоне.
Практическая часть.
Задачи урока.
Образовательные:
Совершенствование техники плавания способом брасс.
Развитие координационных способностей и общей выносливости.
Проверка знаний по разделу «Техника плавания».
Оздоровительные:
Создание возможной коррекции сколиотической деформации позвоночника.
Улучшение и нормализация функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Повышение уровня сопротивляемости организма детей (закаливание).
Воспитательные:
Воспитание самостоятельности, организованности, внимательного отношения к товарищам.
Оборудование и инвентарь: плавательный бассейн, пенопластовые доски.
Участники: обучающиеся 7-х классов.
Теоретическая часть:
Вступительное слово учителя.
« Жизненный принцип - всегда оставаться человеком долга и чести».
Недаром говорят: в жизни всегда есть место подвигу. Надо только быть готовым к нему. Шараш Карапетян из таких людей.
Ереванский пловец по скоростным видам подводного плавания является отважным спортсменом, замечательным человеком, не задумываясь о своем здоровье, бросился спасать погибающих в пучине воды людей,,,
,,, Операция по спасению людей на Ереванском водохранилище длилась 44 минуты. Шараш Карапетян случайно оказался в момент аварии троллейбуса совсем рядом. Считанные секунды потребовались ему для принятия решения «Под водой люди. Их много». И он, профессионально знающий свое дело пловец подводник, нырял и нырял грозящую смертью пучину, каждый раз возвращая к жизни кого-то из пассажиров. На берегу были сотни людей, в воде он один. Двадцать человек в итоге вырвал из объятий смерти, рискуя собственной жизни, неоднократный чемпион Европы, рекордсмен мира по подводному плаванию Шараш Карапетян. Он был награжден Орденом «Знак Почета», присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР».
Этап 1. Индукция.
Учитель обращает внимание учеников на то. Что многие из бывших выпускников продолжают заниматься плаванием, поддерживают свое здоровье, и это помогает им оставаться в хорошей форме, быть успешным в учебе и работе.
Популярность плавания в нашей стране огромна, особенно после олимпийских и паралимпийских играх в Лондоне. Оксана Савченко стала паралимпийской чемпионкой по плаванию с ослабленным зрением. На паралимпийских играх наша российская сборная заняла II место в Лондоне.
В.Путин поздравил спортсменов с великолепным выступлением на Играх – 2012 г.: « Вы показали действительно высочайший класс. Продемонстрировали и волю, и стремление быть настоящими победителями…».
Глядя на таких мужественных людей, понимаешь, что это просто здорово, уметь плавать.
Этап 2. Самоконструкция.
Каждый участник мастер- класса выстраивает свою гипотезу.
« Даже если я не стану великим спортсменом, занятие плаванием поможет мне остановить, а в дальнейшем улучшить сколиотическую болезнь. А также стать сильнее, выносливее, чувствовать плечо друга, быть ответственным за себя и своих друзей.
Этап 3. Социоконструкция.
На этом этапе учитель предлагает перейти к практической части и проводит занятие. применяя метод личностно ориентированного обучения.
Подготовительная часть практической части занятия.
Построение, сдача рапорта, сообщение задач урока, инструктаж по охране труда в бассейне.
Подсчет пульса (контроль пульса через каждые 10 минут урока).
Обще развивающие упражнения стоя.
Имитация способа брасс (работа рук и ног).
Распределение по дорожкам.
Основная часть занятия.
Этап 4. Социализация.
На данном этапе каждый принимает участие, таким образом, имеет возможность самореализоваться.
Выполнение имитационных упражнений стоя у бортика в воде:
а) работа ног способом брасс;
б) работа рук способом брасс.
2. Плавание – дифференцированно по дистанциям.
3. Развитие физических качеств.
Задачи:
Совершенствование техники плавания способом брасс.
Проверка знаний теоретических сведений из раздела « Техника плавания».
Развитие физических качеств.
Содержание: распределение по 3 дорожкам (нагрузка дифференцирована по диагнозам и сопутствующим заболеваниям).
Упражнения:
Движения ногами способом брасс.
Скольжение на груди с доской в руках, ноги работают брассом
( удлиненная пауза скольжения).
Скольжение на груди с доской с задержкой дыхания ( грибковые движения ногами).
Скольжение на груди с доской с произвольным дыханием.
Скольжение на груди с доской с выдохом в воду.
Скольжение на груди с доской, при этом выдох заканчивать чуть позже гребка ногами.
Скольжение на спине, доска под головой, ноги работают брассом.
Плавание на груди, ноги работают способом брасс, руки вытянуты вверх в сочетании с дыханием.
Плавание ногами способом брасс, выдох заканчивать, когда руки вдоль туловища и немного позже гребка ногами.
Плавание брассом в полной координации с дыханием.
Техника согласованного движения работы рук, ноги и дыхания способом брасс.
Лежа на груди, горизонтальное положение в воде, лицо опущено в воду. Руки вытянуты вперед, ладони слегка опущены и повернуты вниз. Ноги выпрямлены, не напряжены (готовы к сгибу в коленях), стопы слегка развернуты внутрь. Именно из этого исходного положения начинается весь цикл движений способа брасс.
- Во время скольжения начинается гребок: руки, опираясь ладонями и предплечьями о воду. Движутся в стороны – вниз, смотреть под водой вперед, продолжается постепенный выдох.
- Гребок руками усиливается, кисти рук с ускорением движутся по винтообразной траектории в стороны-назад-вниз. Туловище и ноги продолжают сохранять хорошо обтекаемое положение.
- Кисти и предплечья с высокой скоростью движутся внутрь, хорошо отталкиваясь от воды. Подбородок выводится вперед, к поверхности воды, выдох усиливается. Расслабленные ноги начинают плавно сгибаться в коленях.
- Эффективная часть гребка завершена, кисти направляются внутрь-вперед под подбородок, голова и плечевой пояс выходят выше уровня воды и делается вдох через рот, ноги плавно сгибаются в коленях, стопы расходятся в стороны.
- Стопы быстро разворачиваются носками кнаружи, производится резкий толчок ногами назад – в стороны, взгляд под водой на кисти рук.
- Голова и стопы с ускорением завершают движение и сводятся вместе. После отталкивания ногами на задержке дыхания, начинается плавный выдох
- Полный цикл гребковых движений завершен, тело вытянуто и обтекаемо, руки готовы к началу гребка.
Этап 5. Афиширование.
На данном этапе участники демонстрируют то, чему они научились в ходе тренировки.
Применение личностно ориентированного подхода в обучении плаванием имеет следующие преимущества:
Учитель имеет представление о каждом ученике: его диагнозе заболевания, уровня физической подготовленности и физическом развитии.
В урок включаются те упражнения, которые будут воздействовать на определенные группы мышц (при сколиозе рекомендуется плавание способом брасс).
Зная состояние здоровья учащихся, позволяет индивидуально рассчитать объем нагрузки, количество повторений, темп и ритм движений. Скорость выполнения проплывов.
На уроке создаются условия для самостоятельной работы.
Этап 6. Разрыв.
На данном этапе каждый участник осознает, что в ходе урока он смог научиться плавать способом брасс.
Заключительная часть занятия.
Свободное плавание (в позе коррекции) и восстановление дыхания.
Прыжки с бортика на дальность проплывания.
Домашнее задание.
Подсчет пульса.
Организованный выход из бассейна.
Этап 7. Рефлексия.
Учитель узнает у учащихся о своих впечатлениях, о ходе урока, что понравилось, над чем еще надо поработать.
Учащиеся отвечают:
- узнали о подвиге Ереванского пловца-подводника;
- испытали чувство гордости за мужественных паралимпийских героях чемпионов по плаванию;
- повторили и продемонстрировали технику плавания способом брасс;
- почувствовали пользу от занятий по плаванию.
Калягина Ирина Владимировна