Мастер – класс «Реализация современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»
Мастер – класс
«Реализация современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»
Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте! «Здравствуйте!» - не просто слово, В нём добродушие и свет. Оно - общения основа Пусть будет каждый им согрет.
Мы очень рада видеть вас на мастер-классе. Хотелось бы, чтобы он оказался для вас интересным, полезным, а главное принёс всем нам много положительных эмоций, и мы остались бы довольны, проведённой работой. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы нам поможете в проведении занятия, за что заранее вас благодарим.
Коллеги , прошу вас посмотреть на слайд и назвать название мастер — класса.
Слайд : Кувшин счастья»
Уважаемые коллеги, предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошую и плодотворную работу.
Слайд :Упражнение - разминка «Нас с тобой объединяет…»
∗А сейчас хочу предложить вам упражнение — разминку. Каждый из вас называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к соседу, находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…» Спасибо.
Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.
Особенно это актуально в век новых технологий, когда важно не только уметь читать и ориентироваться в большом потоке информации, но и уметь анализировать её и использовать в жизни.
К сожалению, международные исследования показали, что большинство детей не умеют вычитывать информацию из текстов. Поэтому на это нацеливает новый федеральный стандарт. В учебнике по литературному чтению дети встречаются с различными произведениями. Формы работы над текстом будут меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объема и жанровых особенностей. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие познавательного интереса ребёнка, и быть очередным шагом вперед. Из этого следует актуальность данного мастер-класса.
Слайд
Хочу познакомить вас с приемами и разнообразными видами работы с текстом на уроке литературного чтения, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся.
В начале каждого урока я даю задания, которые способствуют развитию синтеза восприятия и понимания. Для этого я применяю следующие упражнения
Итак. Перед вами карточка № 1. На карточке напечатаны буквы в случайном порядке.Вы должны просмотреть внимательно строку ит по- пытается обнаружить среди случайных букв слова. Найдите слова и подчеркните их.
ФПЗИМАКЯСТРАНАОХКОНЬКИМУВ (зима, страна, коньки)
МАКСОРОТМШНУРКОЛУЧШКИТНИ (мак, рот, шнур, луч, кит)
СЛОГЛЗАМОКСТГРИБРИНПЛОВКРОГЛ (слог, замок, гриб, плов, рог)
Карточка 2.
Следующее упражнение .Распутайте и исправьте «путаницы» и «небылицы». (работа в парах)
Деревня пошла продавать далеко. (Старушка пошла продавать молоко)
Старушка от рынка была молоко. (Деревня от рынка была далеко)
-Коллеги, что у вас получилось?
В результате такого упражнения у учащихся не только развивается восприятие, но и внимательность, что является необходимым для понимания прочитанного.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
Работа по теме.
- Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией на уроках литературного чтения.
Слайд -Я попрошу участников (7 человек) выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас раздаю Вам буквы, а Вы должны будете в встать в алфавитном порядке. (буквы А,В, Д,К, Л, О,С)
-Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя (СЛАДКОВ). Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали? (Коммуникативные, познавательные)
Слайд : -Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?
(ответы: сказка, рассказ, стихотворение)
Слайд 14: -Давайте обратимся к тексту и проанализируем его с помощью метода 6 шляп. Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон
Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.
Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами
Цель метода
Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
Шесть шляп мышления
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться, что было трудно.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Голубая шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Возьмите черные листочки -Давайте узнаем, а что же родители?
Слайд 17: А родители хоть бы что! Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
Что скажите про родителей? Покритикуем
-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть прямое указание на того, чьи это слова. (слайд)
Слайд 18: Это я так про клестят думаю.-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы) -Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.
Слайд 19:
Только вижу, что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.- Что скажите ? Хорошие клестята?
Слайд 20: Продолжим читать рассказ на красных листочках. Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.
-Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись? (красная шляпа) -Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.
Слайд 21:А у клестят − беда.
-Можем ли мы теперь согласиться, что ДР у клестят беда, после всегочто мы узнали из текста? А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы) А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели? -Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы.
Слайд 22: Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А ещё от яркого солнышка и морозного ветра. Нет, день рождения − всегда счастливый день. Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля. Всё равно!-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.
А теперь возьмите зеленые листочки.
-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его? Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».
-Напишите на листочках свои названия.
Слайд -В завершении хочу предложить вам прием Ассоциативный куст.
Какие ассоциации у вас возникают со словом книга?
Обратите внимание на слайд.
Спасибо за работу!
Язенина Ольга Анатольевна