Мастер класс с использованием природного материала «Золотая осень»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
Мастер-класс
Золотая осень
с использованием природного материала
Подготовил
Воспитатель
второй младшей группы
Васильева Ю.А.
2023-2024 учебный год
Содержание
I. Пояснительная записка | 3 |
Введение | 3 |
1.1 Актуальность темы | 3 |
1.2 Цели и задачи | 4 |
II. Понятие «Аппликация из засушенных листьев» | 5 |
2.1 Виды и технические приёмы | 5 |
2.2 Материалы и оборудование, применяемые в аппликации | 5 |
III. Методика обучения технике аппликации из засушенных листьев | 8 |
Заключение | 13 |
Литература | 14 |
I. Пояснительная записка.
Введение.
На современном этапе развития общества особое внимание уделяется формированию творческой личности. Именно в этом мы, воспитатели, и видим свою задачу – развитие творческих способностей детей.
Детский сал сегодня — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Однако воспитать всесторонне развитую активную личность невозможно, не пробуждая чувства прекрасного, не приобщая к лучшим произведениям искусства, не формируя художественный вкус и художественные способности.
Мир красок, форм, звуков всегда волнует человека, особенно отзывчив на него ребёнок. Увлечённые искусством дети спокойно общаются между собой, помогают друг другу. Они становятся более внимательными, отзывчивыми, чувствительными к красоте, у них появляется желание самим создавать её.
Но чтобы научить видеть, наслаждаться этой красотой, необходимо развивать органы чувств ребёнка. Ведь детское рисование, лепка, аппликация, участвуют в развитии межполушарных взаимодействий. Здесь также важна связь изодеятельности с мышлением и речью. Будучи напрямую связанной с важнейшими психическими функциями: зрением, двигательной координацией, речью и мышлением – изодеятельность способствует их развитию и связывает между собой.
Поэтому истоки творческих способностей детей, как говорят, находятся на кончиках их пальцев, т. е., чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Приобщение ребёнка к прекрасному – это всегда яркое, запоминающееся явление, которое побуждает ребёнка к сопереживанию. Искусство помогает ему острее почувствовать прекрасное в жизни, формирует мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.
1.1. Актуальность темы.
Особое место по художественно-эстетическому направлению у меня занимает раздел «Аппликация». Он включает в себя овладение дошкольниками простейшими способами и приёмами аппликационных работ с различными природными материалами, такими, как засушенные листья.
Сказочна и прекрасна природа, неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребёнка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является кладовой развития фантазии и воображения ребенка.
Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и вообще к окружающему миру.
Занятия по составлению аппликаций из листьев развивают ребят и умственно и эстетически, помогают познать им окружающий мир, приучают внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивают зрительную память, пространственное мышление и образное представление, развивают тактильные ощущения, учат познавать красоту природы, учат мыслить и чувствовать.
Дошкольники с удовольствием занимаются аппликацией из сухих листьев.
1.2. Цели и задачи.
Главной целью своих занятий я считаю - формирование творческой, нравственно-эстетической, всесторонне развитой личности через изобразительную и творческую деятельность дошкольников.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
I. Образовательные:
· учить приемам выполнения аппликации из природного материала;
· учить выразительно передавать в аппликации образы окружающего мира, явления природы;
· учить самостоятельно находить простые сюжеты из окружающей жизни, расширять тематику детских работ;
· продолжать приобщать к восприятию богатства естественных цветовых оттенков, фактуры и форм природного материала.
II. Воспитательные:
· воспитывать бережное отношение к природе, способствовать познанию детьми разнообразия и красоты родной природы;
· проявлять уважение к художественным интересам и результатам творческой деятельности ребенка;
· воспитывать ответственность за выполнение личной и коллективной работы;
· взаимодействовать с семьей в рамках осуществления полноценного художественно-эстетического развития ребенка.
III. Развивающие:
· развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию и воображение;
· развивать коммуникативные способности, а также личностные качества ребенка – аккуратность, обязательность;
· создавать условия для разностороннего развития ребёнка, для его коллективного и самостоятельного художественного творчества.
II. Понятие «Аппликация из засушенных листьев».
2.1. Виды и технические приёмы.
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.
Разнообразие и красочность природного материала, доступность его заготовки и техники выполнения изделий позволяют широко использовать природный материал для детского творчества.
Для аппликаций подойдёт засушенная листва деревьев и кустарников, разные по форме, цвету и размеру.
Различают следующие виды аппликаций из листьев:
Аппликационная работа из засушенных листьев по своему содержанию может быть:
п р е д м е т н о й, состоящей из отдельных изображений;
с ю ж е т н о й, отображающей совокупность действий, событий, явлений (собственно - простой пейзаж);
д е к о р а т и в н о й, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
2.2. Материалы и оборудование, применяемые в аппликации.
Сбор природного материала.
Самый богатый природный материал дарит нам золотая осень. Главное - не упустить короткий миг листопада и вовремя собрать листья, как только они приобретут красивый цвет. Для работ пригодятся листья разной формы, размера и цвета.
Чем разнообразнее материал соберете вы и ваши дети, тем более творческими и интересными получатся у вас работы.
Подготовка природного материала.
Способ первый: сушка листьев в книгах и журналах, которые ставятся под пресс.
Способ второй: сушка листьев в пучках. Такой способ применяют для высушивания растения с плодами или цветами. Растения формируют в небольшие пучки и развешивают в сухом месте. Нельзя, чтобы на них попадал солнечный свет.
Способ третий (быстрый): Листья проглаживают горячим утюгом. Для этого на гладильную доску застелите сначала газету, затем салфетку, потом разложите листья и в обратном порядке — салфетка и газета. Затем все аккуратно отложите в сторону на несколько часов. Процедуру проглаживания повторяют 3-4 раза до полного высыхания листьев.
Просушенные листочки раскладываются по видам, размерам, цвету и хранятся в «дышащих» ёмкостях: бумажных пакетиках, картонных коробках, деревянных ящиках.
Оборудование.
На занятиях аппликацией из природного материала нам понадобятся:
1. Основа, на которой будем составлять композицию. Это лист формата А1 с изображением дерева
2. Клей ПВА, тонкая кисточка для клея, подставка для кисточки.
3.Бумажные салфетки для того, чтобы убрать излишки клея с работы.
III. Методика обучения технике аппликации из засушенных листьев.
Приемы и методы обучения аппликационным работам очень разнообразны; например, рассматривание образцов, наблюдения в природе, показ технических приемов, упражнения на закрепление техники выполнения, объяснение, составление плана последовательности выполнения работы, выбор материала, рассказ о творческой работе, самооценка и беседы и т.д. Основными художественными средствами в анимации являются цвет, его сочетания, композиция, выразительность силуэта.
Последовательность здесь такова:
1. предложить ребятам рассмотреть листья, найти одинаковые или похожие листочки.
2. поиграть с листочками, развивая тактильное восприятие своих пальчиков.
3. Сминаем листочки в ладонях также развивая мелкую моторику и тактильное восприятие
4. Лист намазывать будем на отдельном листке бумаги.
3. обмакиваем кисточку в клей, а затем размазываем его по всей поверхности листочка.
4. Прикладываем листочек к ватману и проглаживаем его от центра к краям.
5. Немного его придерживаем его, чтобы листок схватился.
6. Если выступили излишки клея, лучше сразу их убрать промакивающими движениями.
7. пространство под деревом намазываем клеем и присыпаем крошками листьев и листочками, немного прижимаем листочки и их крошки к ватману, даем подсохнуть, чтобы клей схватился.
Заключение.
Аппликация из листьев – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.
Кроме того, изготовление таких аппликаций – интересное дело, но вместе с тем – это труд, почти ювелирный, кропотливый, хотя увлекательный и очень приятный, особенно – своим результатом. Работы с природным материалом имеют большое значение для всестороннего развития дошкольника. Встреча с природой неизменно расширяет представления детей об окружающем мире.
Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для «погружения» детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, – воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков.
Аппликационная работа с растительным природным материалом тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Все эти особенности, а также доступность природных материалов, находящихся рядом с нами в городе или деревне, парке или садовом участке, в лесу, предоставляют реальную возможность фантазировать, творить и достигать прекрасных результатов в детском творчестве.
Литература.
1. Бедина М.В. Поделки из природных материалов. - Белгород.: Издательство «Клуб семейного досуга», 2011.
2. Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природных материалов. - М.: Астрель, Сова, 2010.
3. Чен Н.В., Бедина М.В. Забавные поделки шаг за шагом. - Белгород: Издательство «Клуб семейного досуга», 2012.
4. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла. - М.: «АСТ - ПРЕСС», 2000.