Мастер-класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
Бектасова Г.Х., учитель русского языка и литературы
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.
Поэтому формирование действия смыслового чтения в нашей школе стало одной из важнейших педагогических проблем.
Целью нашего мастер-класса является обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи.
Мы познакомим вас лишь с несколькими приёмами, которые практикуем на уроках литературы и внеклассных занятиях в 5- 8 классах с разными типами текстов. Они используются всеми учителями-предметниками.
Представляем вашему вниманию фрагмент внеклассного занятия, на котором учащиеся работали с текстами притч. Для активизации работы была подготовлена и распечатана газета «Узелок на память». На этом занятии ребята познакомились с разными типами чтения.
-Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)
Итак, первый тип: просмотровое чтение - это общее знакомство с любым текстом.
-Просмотрите газету «Узелок на память». Что интересного есть в этом номере? (Ответы)
-Хорошо, тогда познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга», назовите все возможные ассоциации с этим словом.
(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)
А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.
Притча «Книга»
Ученик спросил старца:
-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?
Спросил и старец:
-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?
-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.
- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.
Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.
Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Следующий тип чтения - ознакомительное чтение.Текст читается полностью. На уроках можно использовать чтение цепочкой, по частям или приём «Читай самому себе».Мы читали по цепочке.
- Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.
Притча «Ведро с яблоками»
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
При работе с данной притчей был использован приём «Верно ли, что…»
- Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо было выбрать те, которые соответствуют содержанию.
Перед вами примеры утверждений:
- Купил себе человек новый дом. (Да)
- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)
- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)
- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)
- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.
-А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка».
(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде).
Притча «Два волка»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
При знакомстве с данной притчей был использован приём«Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.
- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)
В своей работе пользуемся и другими приемами:
- приём «Рюкзак – помощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст);
- приём «Закладки – подсказки» (помогает научиться читать активно, контролировать себя и качество своего чтения);
- приём «Чтение с остановками» (способствует развитию внимания);
-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);
-приём «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)
Итак, использование этих и других приёмов (вы можете познакомиться с ними в буклете) помогает нам:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
Начинается работа с 5 класса, а при подготовке к изложению в 9 классе и сочинению в 11 классе учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, кроме того выделяют главную мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.
Читать - это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чём главное дело.
К.Д. Ушинский
Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.
4