Мастер-класс «Девиантный подросток: профилактика и коррекция»

1
0
Материал опубликован 4 October 2022 в группе

Мастер-класс

«Девиантный подросток: профилактика и коррекция»


Презентация к мастер-классу "Девиантный подросток"
PPTX / 1.31 Мб

Цель: распространение передового педагогического опыта

Оборудование: В центре круг жёлтого цвета с надписью «Девиантный подросток» в центре, полоски листов жёлтого цвета для каждого участника.

СЛАЙД 1

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медицинских работников, работников правоохранительных органов.

СЛАЙД 2. Раскольников из произведения "Преступление и наказание" Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство. Поведение Чацкого в пьесе "Горе от ума" Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев. В романе "Анна Каренина" Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками. В "Педагогической поэме" Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.

Девиантный подросток – подросток, обладающий совокупностью действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам , токсикомании, наркомании, алкоголизму.

На данный момент девиантными подростками, я смело могу назвать Ярослава, Кирилла, Артема. Диану, Владимира, Дмитрия, Сергея и это будет только часть, с которой я общаюсь очень тесно.

СЛАЙД 3. Сейчас я предлагаю, немного поразмыслить и сыграть со мной в игру «Ассоциации».

На полосочке листа жёлтого цвета, который вы видите перед собой написать ассоциацию к слову «ДЕВИАНТНЫЙ ПОДРОСТОК».  

Давайте, посмотрим, что у нас получилось. Зачитать получившееся и прикрепить листочки к жёлтому кругу.

Теперь я хочу вам задать вопрос: всегда ли нам хорошо, приятно от солнца? Когда бывает плохо?

(Предполагаемые ответы участников: плохо, когда слишком ярко, слишком жарко, слишком долго)

Вопрос: Не напоминает ли вам девиантный подросток и его поступки «отрицательное» солнце?

Ответы.

Именно поэтому моя работа профилактики и коррекции девиантного поведения основывается на том, чтобы «смягчить» негативное влияние поступков девиантных подростков на окружающую действительность, попытаться устранить факторы, способствующие развитию девиаций, а также оказать своевременную помощь.

В своей практике я использую много техник и практик. Расскажу лишь о некоторых из них.

В работе с классами регулярно провожу беседы на темы: «Что значит правильно вести себя?», «Мои особенности?», «Здоровый образ жизни», «Самооценка подростка».

Личность воспитывается в социуме, поэтому всячески привлекаю таких ребят для проведения тренинговых уроков, внеклассных и общешкольных мероприятий, стараюсь выделить им «главную роль», наделить ответственностью.

На уроках психологии и классных часах провожу много игр и упражнения по теме. Хочу показать следующие упражнения:

- «Я – высказывание»

- Игра «Датский бокс» 

СЛАЙД 4.

Упражнение «Я-высказывание»

Очень часто подростки высказывают свою мысль «не подумав». В результате случаются конфликты не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому важно научить их выражаться правильно. Для этого показываю и каждый раз напоминаю о технике «Я – высказывание».

Давайте побудем не месте девиантного подростка и попробуем исправить ситуацию, не допустить конфликта.

Ситуация: Ученик 8 класса в конце урока говорит громко: «Наконец-то я отсидел этот урок». Учитель воспринимает это как «выпад» в свой адрес.

Постройте «Я-высказывание» по предложенной схеме

СЛАЙД 5.

Игра «Датский бокс»

Цель: научить отстаивать интересы, сохраняя хорошие отношения с партнером.

Инструкция:  Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный - к его безымянному, ваш средний - к его среднему, ваш указательный – к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре «спорящие» всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет «три» начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать новый раунд. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение игры.


СЛАЙД 6. А вообще, в работе и жизни со своими девиантными, но не менее любимыми, подростками использую 3 основных правила:

  1. Говори честно, даже если страшно! (тайное всегда станет явью)
  2. Напакостил – исправь (Уважение ты не потеряешь, а скорее приобретешь)
  3. Все люди! Все чувствуют! (Твоим близким и окружающим может быть очень плохо от твоего поведения)

Благодарю за внимание!


Используемые материалы

https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/12/14/osobennosti-deviantnogo-povedeniya-podrostkov

https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/adolescent-deviant-behavior

 https://www.syl.ru/article/300271/deviantnoe-povedenie-primeryi-i-priznaki-otkloneniy

Комментарии
Комментариев пока нет.