Мастер-класс «Девиантный подросток: профилактика и коррекция»
Мастер-класс
«Девиантный подросток: профилактика и коррекция»
Презентация к мастер-классу "Девиантный подросток"
PPTX / 1.31 Мб
Цель: распространение передового педагогического опыта
Оборудование: В центре круг жёлтого цвета с надписью «Девиантный подросток» в центре, полоски листов жёлтого цвета для каждого участника.
СЛАЙД 1
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медицинских работников, работников правоохранительных органов.
СЛАЙД 2. Раскольников из произведения "Преступление и наказание" Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство. Поведение Чацкого в пьесе "Горе от ума" Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев. В романе "Анна Каренина" Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками. В "Педагогической поэме" Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
Девиантный подросток – подросток, обладающий совокупностью действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам , токсикомании, наркомании, алкоголизму.
На данный момент девиантными подростками, я смело могу назвать Ярослава, Кирилла, Артема. Диану, Владимира, Дмитрия, Сергея и это будет только часть, с которой я общаюсь очень тесно.
СЛАЙД 3. Сейчас я предлагаю, немного поразмыслить и сыграть со мной в игру «Ассоциации».
На полосочке листа жёлтого цвета, который вы видите перед собой написать ассоциацию к слову «ДЕВИАНТНЫЙ ПОДРОСТОК».
Давайте, посмотрим, что у нас получилось. Зачитать получившееся и прикрепить листочки к жёлтому кругу.
Теперь я хочу вам задать вопрос: всегда ли нам хорошо, приятно от солнца? Когда бывает плохо?
(Предполагаемые ответы участников: плохо, когда слишком ярко, слишком жарко, слишком долго)
Вопрос: Не напоминает ли вам девиантный подросток и его поступки «отрицательное» солнце?
Ответы.
Именно поэтому моя работа профилактики и коррекции девиантного поведения основывается на том, чтобы «смягчить» негативное влияние поступков девиантных подростков на окружающую действительность, попытаться устранить факторы, способствующие развитию девиаций, а также оказать своевременную помощь.
В своей практике я использую много техник и практик. Расскажу лишь о некоторых из них.
В работе с классами регулярно провожу беседы на темы: «Что значит правильно вести себя?», «Мои особенности?», «Здоровый образ жизни», «Самооценка подростка».
Личность воспитывается в социуме, поэтому всячески привлекаю таких ребят для проведения тренинговых уроков, внеклассных и общешкольных мероприятий, стараюсь выделить им «главную роль», наделить ответственностью.
На уроках психологии и классных часах провожу много игр и упражнения по теме. Хочу показать следующие упражнения:
- «Я – высказывание»
- Игра «Датский бокс»
СЛАЙД 4.
Упражнение «Я-высказывание»
Очень часто подростки высказывают свою мысль «не подумав». В результате случаются конфликты не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому важно научить их выражаться правильно. Для этого показываю и каждый раз напоминаю о технике «Я – высказывание».
Давайте побудем не месте девиантного подростка и попробуем исправить ситуацию, не допустить конфликта.
Ситуация: Ученик 8 класса в конце урока говорит громко: «Наконец-то я отсидел этот урок». Учитель воспринимает это как «выпад» в свой адрес.
Постройте «Я-высказывание» по предложенной схеме
СЛАЙД 5.
Игра «Датский бокс»
Цель: научить отстаивать интересы, сохраняя хорошие отношения с партнером.
Инструкция: Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный - к его безымянному, ваш средний - к его среднему, ваш указательный – к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре «спорящие» всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет «три» начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать новый раунд. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение игры.
СЛАЙД 6. А вообще, в работе и жизни со своими девиантными, но не менее любимыми, подростками использую 3 основных правила:
- Говори честно, даже если страшно! (тайное всегда станет явью)
- Напакостил – исправь (Уважение ты не потеряешь, а скорее приобретешь)
- Все люди! Все чувствуют! (Твоим близким и окружающим может быть очень плохо от твоего поведения)
Благодарю за внимание!
Используемые материалы
https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/adolescent-deviant-behavior
https://www.syl.ru/article/300271/deviantnoe-povedenie-primeryi-i-priznaki-otkloneniy