Мастер-класс на уроках русского языка «Диалог культур»

Петрова Л.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Пелымская СОШ»
Мастер-класс «Диалог культур» на уроках русского языка»
Цель: представление опыта работы по использованию народных ценностей и традиций через этнопедагогику.
Задачи мастер-класса:
- Познакомить с педагогической технологией «Диалог культур».
- Актуализировать знания педагогов в области этнопедагогики при организации работы с обучающимися.
- Способствовать использованию педагогами основ народной педагогики при разработке уроков, внеурочных занятий.
Оборудование: карточки с заданиями; Поднос; Бантики-цветочки. Дерево знаний; Сундук; Выставка старинных вещей; (покром, кушак и т.д.) Клубок ниток; Карточки - образцы коми-пермяцкого орнамента. Презентация.
Народная музыка
1.Вступление. -Здравствуйте, гости дорогие, доброго всем дня! Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. | 1 мин. СЛАЙД 1 |
2. Приглашаю вас на выставку. - Вот он наш добротный бабушкин сундук. -Вязаная шаль, скатерть тут льняная, ситцевые шторы. -Вот он и пушистый бабушкин клубок … -Ты крутись, крутись клубок, Вейся нитки ручеек, Нам клубочек помогай, Тайну раскрывай… (передает клубок по кругу). | 1 мин. СЛАЙД 2 Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. (Вадим Шафнер.) |
Задание №1 - Передавая клубок по кругу, назовите слова, которые невольно возникают, когда видишь старинные вещи? (Память, старина, тепло, традиции, уважение, гордость, любовь, обычаи, культура, история, богатство, обряд, игра, мастерство, увлечение, труд). | 1 мин. |
- Итак, от того, как мы относимся к старине, наверняка зависит, быть или не быть народной культуре. -Как вы думаете, что такое культура? (традиции, обычаи, язык). - Согласна, культура выражается через язык. | 1 мин. СЛАЙД 3 |
-В стремительном XXI веке нашему государству необходимо сильное, конкурентоспособное поколение, поэтому современное образование ставит перед школой задачу: формировать духовно богатую личность, человека, любящего свой народ, свою культуру, язык. Именно такое поколение может стать гарантом стабильной жизни в настоящем и залогом плодотворного развития государства в будущем. Большие возможности в привитии чувства любви к языку, в осмыслении общечеловеческих ценностей, в воспитании личности с высоким чувством патриотизма, в формировании уважительного отношения к другим культурам заложены в языке. | 1 мин. СЛАЙД 4 Как сказано в ФГОС, «выпускник современной школы должен быть человеком, любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции». |
-Одной из важных педагогической технологий, на мой взгляд, для формирования духовно-нравственных ценностей является технология «диалога культур». -Её разработчиками считаются Владимир Соломонович Библер, ученый Российского Гуманитарного университета, г. Москва, и учитель – экспериментатор из г. Кургана Курганов Сергей Юрьевич. Диалог культур – взаимодействие (взаимообмен) различных культур между собой, взаимообогащение культурного пространства. | 1 мин. СЛАЙД 5-7 Тема мастер-класса: «Диалог культур на уроках русского языка ». |
-Развитие у школьников диалогического сознания и мышления достигается через следующие задачи: -Формирование межкультурной коммуникабельности. -Приобщение детей к культуре разных народов. -Формирование у детей способности принятия разных культур. -Воспитание дружеских отношений между людьми разных национальностей. | 1 мин СЛАЙД 8 |
-Рассмотрим возможности применения данной технологии на уроках русского языка. Надеюсь, что в ходе работы вы мысленно перенесете предложенные мной методы и приемы в свои предметные области. | |
Задание № 2 - Коллеги, скажите, пожалуйста, что это? (пояс) А как он называется у коми- пермяков? (пöкрöм, кушак). -Вся эта красота создавалась вручную! Пояса… Простые вещи… А ведь если задуматься, то они сопровождали человека всю жизнь. -Уважаемые коллеги, предлагаю поработать в группах. Распределите роли. Выполните задания на карточках. | Пояс СЛАЙД 9 |
Организация работы групп КАРТОЧКА № 1, 2 Музыка в ходе работы | 6 мин. |
Этнокультурные тексты с заданиями могут использоваться при изучении различных тем, на различных этапах урока. Чаще всего на итоговых уроках по теме или разделу. К сожалению, в учебных пособиях по различным дисциплинам, и русскому языку в частности, нет достаточного материала, отражающего этнокультурную информацию. Учитель должен самостоятельно отбирать и широко привлекать этнокультурный материал, который будет способствовать развитию чувства национальной гордости, любви к своему народу, патриотизма, а также уважения к другим народам. Тексты художественных произведений коми-пермяцких писателей и поэтов служат важным источником языкового материала. Очень часто тексты содержат лексику, вышедшую из употребления, что затрудняет чтение и понимание. Особого внимания тогда заслуживает работа с различными видами словарей: толковыми, этимологическими, словарями синонимов и др. Это решает целый ряд важных образовательно-воспитательных задач. Немаловажную роль в образовании играют интегрированные уроки. Интеграция может быть осуществлена с уроками литературы, истории, краеведения, изобразительного искусства, технологии. | СЛАЙД 10 Формы деятельности со словарями на уроках являются словарные диктанты, диктанты по памяти, сочинения - миниатюры по опорным словам, составление тематических словариков, а также творческие диктанты, аналитическая работа со словарными статьями с использованием примеров употребления слов, комплексный анализ текста, написание и презентация исследовательских проектов. |
-Необычным моментом организации урока по данной технологии является творчество и исследование - источник познания. - Исследователи хорошенько потрудились. Пожалуйста, вам слово. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Задание: рассмотреть пояса (покром и кушак), на основе предложенного материала (Карточка 2, литературные источники) подготовить выступление. Опишите пояс. 1) Какие символы использованы при изготовлении пояса? 2) Как они расположены? 3)Назовите символы и на русском и на коми-пермяцком языке. 4) Есть ли кисти на конце изделия? 5) Предположите, для чего предназначался этот пояс? 6) Расскажите о Народном мастере Пермского края, занимающимся плетением коми-пермяцких поясов. (Аксенова Надежда Григорьевна) | СЛАЙД 11 |
Вывод: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами исследуют материал. Тем самым повышается культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о своих предках, о народных традициях. Все это важно для формирования патриотов и достойных граждан. | |
- Богатейшая информация о культурных ценностях раскрывается в лексике. В слове хранится и передается из поколения в поколение исторический опыт народа, информация о жизненных ценностях. Это материалы устного народного творчества. Игра «СОЕДИНИТЕ ПОСЛОВИЦЫ» -Наши предки оставили нам не просто уникальные традиции, огромное богатство игрового, танцевального и песенного фольклора. Это то, что спустя много веков помогает формировать общечеловеческие ценности. Народная игра «Кушак» Музыка - Приглашаю всех в круг. Как играть? Водящий ударяет кого-то кушаком и бежит вдоль круга. Того, кого ударили, бежит за водящим. Если обгоняет, становится на свое место, если нет, то берет кушак и становится водящим. - Задания с использованием фольклора могут быть разные. Можно использжовать в качестве физминутки. - Все это помогает оживить уроки, поддерживать познавательные способности. | СЛАЙД 12 |
-Знать историю своего народа, ценить богатства родного языка, уважать народные традиции - это главные задачи для школьников нашей школы. -И если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны передавать подрастающему поколению. -Только через диалог культур можно воспитать уважение к чужим традициям и толерантность, необходимость которых для современного человека подчеркивается в ФГОС. - Использование на уроках этнокультурного и краеведческого материала становится профессиональной привычкой. -Желаю и вам мастерски использовать этот инструмент в своей работе. | |
Рефлексия «Пословицы и поговорки» -Выберите 2-3 пословицы, которые бы охарактеризовали работу в группах. Воля и труд дивные всходы дают. Друг друга поддерживать – победу одерживать. Первый блин всегда комом. Победа в воздухе не вьется, а руками в труде достается. Двое пашут, а семеро руками машут. Труд любит старание. - Сегодня мы все прекрасно потрудились. Предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о нашей встрече. Выберите «цветочек» и украсьте Дерево знаний. «Цветочек» красного цвета – понравилось всё. Синий - хочу узнать больше. Желтый - заинтересовало, буду применять в своей работе. | СЛАЙДЫ 13-14 |
- А закончу нашу встречу словами Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе…» Обучая других – учитесь сами. -Всем огромное спасибо за работу. | СЛАЙДЫ 15-16 |
Народная музыка
МАСТЕР-КЛАСС "ДИАЛОГ КУЛЬТУР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
PPTX / 2.96 Мб
Максакова Наталья Михайловна
Дементьева Ирина Михайловна
Петрова Людмила Петровна
Голдина Лилия Вильевна