12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Петрова Людмила Петровна17
Учитель русского языка и литературы
Россия, Пермский край, с.Пелым

Петрова Л.П.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Пелымская СОШ»

Мастер-класс «Диалог культур» на уроках русского языка»

Цель:  представление опыта работы по использованию народных  ценностей и традиций через  этнопедагогику.

Задачи мастер-класса:

  1. Познакомить с педагогической технологией «Диалог культур».
  2. Актуализировать знания педагогов  в области этнопедагогики при организации работы с обучающимися.
  3. Способствовать использованию педагогами основ народной педагогики при разработке уроков, внеурочных занятий.

Оборудование: карточки с заданиями; Поднос; Бантики-цветочки. Дерево знаний; Сундук; Выставка старинных вещей; (покром, кушак и т.д.) Клубок ниток; Карточки - образцы коми-пермяцкого орнамента. Презентация.

Ход  мастер – класса

Народная музыка

1.Вступление.

-Здравствуйте, гости дорогие, доброго всем дня! Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

1 мин.

СЛАЙД 1

2. Приглашаю вас на выставку.

- Вот он наш добротный бабушкин сундук.
Крышку приоткроем? Перехватит дух. 
Необычный запах от вещей старинных.
Может что-то ценное?

-Вязаная шаль, скатерть тут льняная, ситцевые шторы.
Полотенца вышиты, пояса старинные…

-Вот он и пушистый бабушкин клубок …

-Ты крутись, крутись клубок,

Вейся нитки ручеек,

Нам клубочек помогай,

Тайну раскрывай… (передает клубок по кругу).

1 мин.

СЛАЙД 2

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

      (Вадим Шафнер.)

Задание №1

- Передавая клубок по кругу, назовите слова, которые невольно возникают, когда видишь старинные вещи? (Память, старина, тепло, традиции, уважение, гордость, любовь, обычаи, культура, история, богатство, обряд, игра, мастерство, увлечение, труд).

1 мин.


- Итак, от того, как мы относимся к старине, наверняка зависит, быть или не быть народной культуре.

-Как вы думаете, что такое культура? (традиции, обычаи, язык).

- Согласна, культура выражается через язык.

1 мин.

СЛАЙД 3


-В стремительном XXI веке нашему государству необходимо сильное, конкурентоспособное поколение, поэтому современное образование ставит перед школой задачу: формировать духовно богатую личность, человека, любящего свой народ, свою культуру, язык.

Именно такое поколение может стать гарантом стабильной жизни в настоящем и залогом плодотворного развития государства в будущем.

Большие возможности в привитии чувства любви к языку, в осмыслении общечеловеческих ценностей, в воспитании личности с высоким чувством патриотизма, в формировании уважительного отношения к другим культурам заложены в языке.

1 мин.

СЛАЙД 4

Как сказано в ФГОС, «выпускник современной школы должен быть человеком, любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции».

-Одной из важных педагогической технологий, на мой взгляд, для формирования духовно-нравственных ценностей является технология «диалога культур».

-Её разработчиками считаются Владимир Соломонович Библер, ученый Российского Гуманитарного университета, г. Москва, и учитель – экспериментатор из г. Кургана Курганов Сергей Юрьевич.

Диалог культур – взаимодействие (взаимообмен) различных культур между собой, взаимообогащение культурного пространства.

1 мин.

СЛАЙД 5-7


Тема мастер-класса: «Диалог культур на уроках русского языка ».


-Развитие у школьников диалогического сознания и мышления достигается через следующие задачи:

-Формирование межкультурной коммуникабельности.

-Приобщение детей к культуре разных народов.

-Формирование у детей способности принятия разных культур.

-Воспитание дружеских отношений между людьми разных национальностей.

1 мин

СЛАЙД 8

-Рассмотрим возможности применения данной технологии на уроках русского языка. Надеюсь, что в ходе работы вы мысленно перенесете предложенные мной методы и приемы в свои предметные области.


Задание № 2

- Коллеги, скажите, пожалуйста, что это? (пояс) А как он называется у коми- пермяков? (пöкрöм, кушак).

-Вся эта красота создавалась вручную! Пояса… Простые вещи… А ведь если задуматься, то они сопровождали человека всю жизнь.

-Уважаемые коллеги, предлагаю поработать в группах. Распределите роли. Выполните задания на карточках.

Пояс

СЛАЙД 9

Организация работы групп

КАРТОЧКА № 1, 2

Музыка в ходе работы

6 мин.

Этнокультурные тексты с заданиями могут использоваться при изучении различных тем, на различных этапах урока. Чаще всего на итоговых уроках по теме или разделу.

К сожалению, в учебных пособиях по различным дисциплинам, и русскому языку в частности, нет достаточного материала, отражающего этнокультурную информацию. Учитель должен самостоятельно отбирать и широко привлекать этнокультурный материал, который будет способствовать развитию чувства национальной гордости, любви к своему народу, патриотизма, а также уважения к другим народам.

Тексты художественных произведений коми-пермяцких писателей и поэтов служат важным источником языкового материала.

Очень часто тексты содержат лексику, вышедшую из употребления, что затрудняет чтение и понимание. Особого внимания тогда заслуживает работа с различными видами словарей: толковыми, этимологическими, словарями синонимов и др. Это решает целый ряд важных образовательно-воспитательных задач.

Немаловажную роль в образовании играют интегрированные уроки. Интеграция может быть осуществлена с уроками литературы, истории, краеведения, изобразительного искусства, технологии.

СЛАЙД 10

Формы деятельности со словарями на уроках являются словарные диктанты, диктанты по памяти, сочинения - миниатюры по опорным словам, составление тематических словариков, а также творческие диктанты, аналитическая работа со словарными статьями с использованием примеров употребления слов, комплексный анализ текста, написание и презентация исследовательских проектов.

-Необычным моментом организации урока по данной технологии является творчество и исследование - источник познания.

- Исследователи хорошенько потрудились. Пожалуйста, вам слово.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Задание: рассмотреть пояса (покром и кушак), на основе предложенного материала (Карточка 2, литературные источники) подготовить выступление.

Опишите пояс.

1) Какие символы использованы при изготовлении пояса?

2) Как они расположены?

3)Назовите символы и на русском и на коми-пермяцком языке.

4) Есть ли кисти на конце изделия?

5) Предположите, для чего предназначался этот пояс?

6) Расскажите о Народном мастере Пермского края, занимающимся плетением коми-пермяцких поясов. (Аксенова Надежда Григорьевна)

СЛАЙД 11

Вывод: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами исследуют материал. Тем самым повышается культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о своих предках, о народных традициях. Все это важно для формирования патриотов и достойных граждан.



- Богатейшая информация о культурных ценностях раскрывается в лексике. В слове хранится и передается из поколения в поколение исторический опыт народа, информация о жизненных ценностях. Это материалы устного народного творчества.

Игра «СОЕДИНИТЕ ПОСЛОВИЦЫ» 

-Наши предки оставили нам не просто уникальные традиции, огромное богатство игрового, танцевального и песенного  фольклора. Это то, что спустя много веков помогает формировать общечеловеческие ценности.

Народная игра «Кушак»

Музыка

- Приглашаю всех в круг. Как играть? Водящий ударяет кого-то кушаком и бежит вдоль круга. Того, кого ударили, бежит за водящим. Если обгоняет, становится на свое место, если нет, то берет кушак и становится водящим.

- Задания с использованием фольклора могут быть разные. Можно использжовать в качестве физминутки.

- Все это помогает оживить уроки, поддерживать познавательные способности.

СЛАЙД 12

-Знать историю своего народа, ценить богатства родного языка, уважать народные традиции - это главные задачи для школьников нашей школы.

-И если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны передавать подрастающему поколению.

-Только через диалог культур можно воспитать уважение к чужим традициям и толерантность, необходимость которых для современного человека подчеркивается в ФГОС.

- Использование на уроках этнокультурного и краеведческого материала становится профессиональной привычкой.

-Желаю и вам мастерски использовать этот инструмент в своей работе.


Рефлексия «Пословицы и поговорки»

-Выберите 2-3 пословицы, которые бы охарактеризовали работу в группах.

Воля и труд дивные всходы дают.

Друг друга поддерживать – победу одерживать.

Первый блин всегда комом.

Победа в воздухе не вьется, а руками в труде достается.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Труд любит старание.

- Сегодня мы все прекрасно потрудились. Предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о нашей встрече. Выберите «цветочек» и украсьте Дерево знаний.

«Цветочек» красного цвета – понравилось всё.

Синий - хочу узнать больше.

Желтый - заинтересовало, буду применять в своей работе.

СЛАЙДЫ 13-14

- А закончу нашу встречу словами Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе…»  Обучая других – учитесь сами.

-Всем огромное спасибо за работу.

СЛАЙДЫ 15-16

Народная музыка​​​​​​​


МАСТЕР-КЛАСС "ДИАЛОГ КУЛЬТУР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
PPTX / 2.96 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Максакова Наталья Михайловна, 02.06.20 в 20:25 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок!
Дементьева Ирина Михайловна, 02.06.20 в 21:23 0 Ответить Пожаловаться
Людмила Петровна, добрый вечер. А где презентация?
Петрова Людмила Петровна, 16.06.20 в 12:25 0 Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, если нужно, то опубликую.
Голдина Лилия Вильевна, 16.06.20 в 12:43 0 Ответить Пожаловаться
Людмила Петровна, спасибо за публикацию. Вы в работе ссылаетесь на слайды презентации, но в публикации она отсутствует. Хотелось бы и презентацию посмотреть. Надеюсь на понимание.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.