Мастер-класс для педагогов «Использование блоков Дьенеша»
Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования
Составила: воспитатель Курманова Е.В.
Цель мастер-класса:
-повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного участия;
-по освоении опыта работы педагога.
Задачи:
-Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
- Обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.
- Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дошкольники овладевают различными мыслительными умениями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать. А также логические операции отрицания или замещения. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие.
Логические блоки представляют собой эталоны форм –геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр «Давайте вместе поиграем»
Формы работы с детьми в детском саду:
• Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности).
• Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).
• Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей ( наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер).
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
• Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств –мостик к словесно-логическому мышлению. Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой».
Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.
1. Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
4. Найди не такой блок по цвету; по форме. Данный вид игры проводим индивидуально.
5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.
6. Можно использовать и задания с игрушками. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.
Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы. Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. Так цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий), величина – силуэтом домика (большой, маленький), форма– контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный), толщину –условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).
И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).
Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.
В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?
Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста?
Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих). Ответ: он не красный, не синий, не круглый, не треугольный, не квадратный, не толстый, не маленький. Что можно сказать о красном треугольнике?
А сейчас я вам предлагаю, немного поиграть. Проведем игру с блоками Дьенеша «Вперед на Марс или спасти человечество»
Материал: набор блоков Дьенеша, схемы замков, схема ракеты, схема дома с обозначениями, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры:
Представьте, что вы являетесь инженерами космического корабля. Земля находится под угрозой метеоритного дождя. И для того, чтобы спасти человечество, вам необходимо срочно попасть на космодром и послать экспедицию, для освоения Марса.
- Вы пробрались на космодром, но для того, чтобы попасть к космическому кораблю, вам нужно открыть замок. Перед вами замок и множество ключей фигур. Найдите тот, который откроет ваш замок.( Работа со схемами на замках)
- Вы подобрали ключи, и попали на космический корабль, вам необходимо проверить, все ли готово к отлету и достроить космический корабль (работа со схемой ракеты).
- Все готово, вы отправились в путь на Марс. На Марсе уже готовы дома для заселения астронавтов. Вам нужно для каждого найти подходящую комнату (работа со схемой « засели дом»)
- Поздравляю!!! Человечество спасено!
Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша.
-Скажите пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
- Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс. Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!