Мастер-класс «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста»
Презентация к мастер-классу
PPT / 13.2 Мб
/data/files/r1665851379.ppt (Презентация к мастер-классу)Мастер - класс «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста»
Цель: повысить уровень компетентности педагогов путем ознакомления ими с технологией применения игр с блоками Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
2. Показать участникам варианты игр с применением данного дидактического пособия в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
3. Вызвать интерес к играм образовательной игровой технологии, желание применять данную технологию на практике.
План проведения мастер - класса:
1 Знакомство с блоками Дьенеша.
2 Практические игры и упражнения с блоками.
3 Заключение.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Каждый родитель стремится всесторонне развить своего ребенка. (СЛАЙД 2)А когда ребенку что-то долго объясняют, ему надо внимательно слушать, затем постараться повторить услышанное, тогда он, как правило, теряет интерес и не может долго сохранять стойкое внимание. Т.к. каждый ребенок хочет одного — играть!
Через игру действует система Дьенеша.(СЛАЙД 3)
Уважаемые коллеги, сегодня я хотела бы поделиться опытом работы по использованию блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Дошкольники думают, что они только просто играют с блоками Дьенеша, на самом деле – они оттачивают ум, увеличивают объем внимания и памяти, развивают логическое мышление, учатся анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать, аргументировать свои высказывания, учатся мыслить творчески, овладевают логическими операциями отрицания или замещения.
Что же представляют собой блоки Дьенеша? (СЛАЙД 4)Откройте, пожалуйста, коробки, которые лежат у вас на столе.
Логический набор состоит из 48 геометрических фигур.
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Наряду с логическими блоками применяются карточки (СЛАЙД 5), на которых условно обозначены свойства блоков :
- цвет - пятно
- форма – геометрическая фигура
- размер – силуэтом домика (большой, маленький)
- толщина - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно – игровых действий.
Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – действенного мышления к наглядно – схематическому, (СЛАЙД6)а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно – логическому мышлению.
(СЛАЙД 7) Как же начинается работа с блоками Дьенеша? Сначала необходимо дать детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Каждому ребенку раздается коробочка с фигурами. И дети просто открывают ее, рассматривают что в ней, задают различные вопросы. Дошкольники очень любят выкладывать из фигур разные постройки. Так же они используют блоки по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети сами установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
(СЛАЙД 8) После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.
В помощь педагогам существует множество интересных игр, предложенных в разных пособиях и специальных альбомах для детей разного возраста. Некоторые из них представлены на слайде и выставлены на столе. Проводя работу с блоками Дьенеша я подобрала картотеку игр с данным материалом.
(СЛАЙД 9) Предлагаю поиграть в некоторые из них и перейти к практической части мастер – класса
После знакомства с блоками Дьенеша детям можно предложить следующие игры(сначала самые простые далее на усложнение):
Первая игра «Поиск одинаковых блоков». В начале игры вводим персонажи: Мишутка(мальчик) и Мишаня(девочка) любят конфеты, давайте угостим их, только едят они определенные. Перед Вами две коробочки, разложите блоки по их свойствам: а) в первую коробочку собрать все красные, а во вторую все синие;
б) в первую коробочку все круглые, а во вторую все квадратные;
в) в первую коробочку все синие треугольные, а во вторую все красные прямоугольные.
Вторая игра «Чудесный мешочек» а) Предлагаю Вам «найти на ощупь все блоки круглые или треугольные т.п.»
б) Предлагаю Вам достать из мешочка блок и охарактеризовать его.
Третья игра «Заселим в домики» Давайте представим, что блоки – это маленькие жители, которые живут в своих домах и квартирах. А как нам всем известно – каждый имеет право на жилье. Так давайте заселим их по квартирам своих домов по обозначениям, для этого ориентируясь на заданные карточки мы находим нужный блок.
Четвертая игра «Посади клумбу» Как здорово, что блоки живут в своих домиках. Они хотят, чтобы их город был красивым. Давайте посадим красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» огораживает себе клумбу при помощи шнурка и садит цветы. (например, в одной клумбе все красные, в другой все синие).
Пятая игра «Логическая дорожка» Мальчик или девочка заблудились в лес предлагаю вам построить дорожку и помочь им добраться до дома.
Шестая игра «Собери картинку» Предлагаю вам собрать из блоков по схеме картинку, сначала собираем с помощью наложения, потом по памяти.
Игры с блоками могут быть не только за столом.
Седьмая игра «Игра с кругом (обручем)». Вам надо расположить: а) все блоки красные внутри круга, а все синие – снаружи;
б) все круглые блоки внутри круга, а все остальные снаружи.
Восьмая игра «Чудесный мешочек + Коврик из геометрических фигур + круги» Вам надо вытащить из мешочка блок и пройти по коврику, наступаю только на фигуры той формы, которой у Вас блок. В конце коврика лежат круги, Вам надо положить блок в круг такого же цвета, как ваш блок.
Девятая игра «Хоровод» Мы сейчас поиграем с вами в хороводную игру «Кто ты?». Для этого каждый из вас должен взять из набора по одному блоку и встать в круг лицом в центр. Блоки вы держите перед собой. Для этой игры нужен будет водящий. У ведущего не должно быть в руках блока, поэтому он кладёт свой блок обратно в коробку. Он должен бегать за кругом (например, пока звучит музыка), а по окончании музыки остановиться, постучать о спинку того, около кого остановился, и спросить: «Тук-тук, ты кто?» А тот, к кому постучались, должен назвать все признаки своей фигуры: форму, цвет, размер и толщину. С детьми младшего дошкольного возраста, вы можете предложить детям назвать любое 1 свойство (например, только цвет). Если признаки фигуры названы правильно, ведущий с игроком меняются местами. Водящим становится тот, кто правильно назвал все признаки фигуры. Игра продолжается. Всем понятны правила игры? Давайте попробуем поиграть.
Уважаемы коллеги, так же блоки можно использовать в сюжетно - ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). Например, дети приходят в магазин. На товаре (кукле) висит ценник (форма – треугольник, цвет красный, маленький домик, тонкий человечек). Ребенок должен в качестве денег выбрать маленький, тонкий красный треугольник. Аналогично можно провести игру «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками), «Поезд» (билеты, места).
(СЛАЙД 10) Логические блоки Дьенеша, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать «чудесные» блоки.
А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю Вам достать из моей коробочки небольшие листочки - записки, на которых написана фраза, продолжите ее.
Перечень фраз:
сегодня я узнала…
было интересно узнать…
мне понравилось…
мне не понравилось…
мне запомнилось…
теперь я могу применять…
я попробую сама…
(СЛАЙД 11) Мой мастер-класс подошел к концу. Спасибо за внимание!