Мастер-класс «Использование логических блоков Дьненеша в развитии индивидуального возрастного потенциала ребёнка дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №166 «Родничок»
Мастер – класс « Использование логических блоков Дьенеша в развитии индивидуального возрастного потенциала ребенка»
Здравствуйте, меня зовут лена Юрьевна. Как стюардесса сопровождает самолет от начала до конца полета, как проводница сопровождает поезд от начала до конца поездки, так и я сопровождаю ребенка от младшей группы до школы. Я – воспитатель!!! Сейчас я вышла на промежуточной станции под названием «Воспитатель года» и скоро вернусь к детям сопровождать их в нашем развивающем путешествии.
Одним из способов всестороннего развития детей является игровая технология с использованием дидактических блоков Дьенеша. Эта развивающая методика совмещает обучение и игру. Помимо логического мышления в процессе этих игр развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию.
Основная цель работы с блоками – разбиение их по свойствам. Какие свойства можно выделить? (цвет, толщина, форма, размер).
Знакомство с символами свойств – важная ступенька в освоении всей знаковой культуры.
Карточки свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Так как путешественники любят коротать время за интересными играми, предлагаю вам поиграть с блоками Дьенеша.
Откройте коробки с блоками. Рассмотрите их. Как вы думаете, что первым делом делают дети? (это стремление к конструированию. Дети младшей группы любят возводить постройки из блоков)
Сейчас мы поиграем в игру «Выложи картинку»
Положите перед собой цветные карточки с рисунками. Необходимо подобрать блоки в соответствии с цветом и размер.
Одним из вариантов игр с карточками является игра на развитие памяти. Дети рассматривают картинку, воспитатель убирает ее, необходимо на память собрать рисунок из блоков соблюдая цвет и размер блоков.
Игра «Собери цепочку»
Начнем с красного большого толстого круглого блока. Положите его перед собой. Нужно выстроить цепочку из 5 блоков. В каждом последующем блоке необходимо поменять 1 любое свойство, которое будет отличать его от предыдущего.
Когда дети уверенно составляют цепочку, можно предложить следующий вариант. Сверху над каждой фигурой цепочки разложите фигуры : 1. Другого цвета
2. Другой формы
3. Другого размера
4. Другой толщины
Игра «Засели жильцов» Возьмите Карточки в домом. Цель игры подобрать блоки по заданным схемам. На схемах обозначены 4 признака, есть схемы с отрицанием. Заселите жильцов на первый этаж снизу.
Одним из вариантов игры является ориентировка на листе бумаги. Допустим, какой блок находится на первом этаже во втором окне справа?
Игра «Угадай – кА»
Отгадайте, какую фигуру я спрятала? Вы можете задавать мне вопросы, на которые я могу ответить «Да» или «Нет».
«Круги Эйлера» - Работа со множествами.
В красный круг положите фигуры красного цвета, в желтый круг - все треугольники. Обратите внимание, есть область пересечения. Какие фигуры вы туда положили?
Можно использовать три круга. В этом варианте будет три двойных пересечения и одно тройное.
Вариантов игр с блоками Дьенеша намного больше. Их придумала не я. Я всего лишь поделилась ими с Вами, потому, что мои дети любят в них играть. Надеюсь, эта информация будем Вам полезна.