Мастер-класс «Элементы проблемного обучения, как средство активизации познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью на уроках профильного труда»
Мастер-класс " «Элементы проблемного обучения"
PPT / 2.79 Мб
/data/files/a1666536791.ppt (Мастер-класс " «Элементы проблемного обучения")
Мастер-класс
«Элементы проблемного обучения,
как средство активизации познавательной деятельности
у обучающихся с умственной отсталостью на уроках профильного труда».
Вводная часть - 5 минут.
Слайд 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Косенко Алёна Геннадьевна. Работаю в школе № 154 учителем трудового обучения по профилю «швейное дело». Предлагаю начать мой мастер-класс, в процессе которого я поделюсь с вами опытом работы по использованию элементов проблемного обучения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках профильного труда.
С внедрением ФГОС в образовательный процесс приоритетная роль отводится деятельностному подходу в обучении. Который строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью определяется характером организации доступной им деятельности, будь то предметно-практическая или учебная. Реализация данного принципа будет наиболее эффективна с использованием проблемного обучения, когда ребёнок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности.
В школе для детей с ОВЗ технология проблемного обучения в полном объёме не используется. Основными элементами проблемного обучения здесь являются проблемные вопросы и проблемные ситуации.
Слайд 2.
Проблемные вопросы
Рассматриваемый элемент проблемного обучения требует большого внимания к правильной их постановке. Вопрос должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднения, но в тоже время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка проблемного вопроса должна включать в себя сочетания слов: «Почему, …хотя…?, Если…, то почему…?, Так как…, то почему?» Подобные вопросы, как правило, целесообразнее задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы школьникам необходимо обратиться к собственному практическому опыту, актуализировать имеющиеся знания, при необходимости обратиться за помощью или разъяснениями к педагогу или одноклассникам.
Проблемные ситуации
Проблемная ситуация должна не только содержать проблему, но и быть интересной, вызывать у учащихся желание разобраться, найти выход из создавшегося положения, а главное, дети должны чувствовать, что решение проблемы им посильно, видеть поддержку педагога, не бояться давать ошибочные ответы на вопросы.
Создавать проблемные ситуации возможно на каждом занятии. В её основу кладутся проблемы, подобные следующим: «Почему швейная машина «петляет» сверху?», «Почему на ткани образуются прорубы», «Почему из этой ткани нельзя сшить именно такое изделие?»
Слайд 3
Такие проблемные ситуации в достаточной степени активизируют учащихся при соблюдении следующих условий:
Чёткая формулировка ситуации.
Опора на имеющиеся знания школьников.
Систематическая работа по созданию и разрешению проблемных ситуаций.
Соблюдение определённой интонации голоса.
Стимулирование высказываний учащихся наводящими вопросами, поощрением не только за полностью правильные, но и частичные верные ответы.
Применительно к практике школы для детей с нарушением интеллекта, работа по решению проблемных ситуаций является достаточно сложной, но необходимой. Она может быть организована преимущественно в старших классах, причём должна проводиться систематически.
Для того, чтобы понять, каким образом реализуются мною элементы проблемного обучения, предлагаю вам посмотреть типовой урок трудового обучения в классе для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости. Но для проведения урока нужны учащиеся, приглашаю 5 человек помочь мне в этом (выбор фокус группы).
А коллегам – зрителям я предлагаю отмечать в пустых колонках таблицы, какие проблемные вопросы и ситуации решаются на том или ином этапе урока. Инструкция понятна? Тогда начинаем. Итак, школа, урок трудового обучения.
Основная часть-15 минут.
Урок по теме:
«Моделирование рукавов «фонарик» и «крылышко».
1.Оргмомент-2 мин.
-Добрый день, я рада снова видеть вас на уроке. Мы ждём друг от друга активной работы, правильных ответов и грамотного выполнения заданий. Справимся? (Да) Тогда начинаем урок. Желаю всем хорошей, плодотворной работы.
2.Сообщение темы и цели урока – 5 мин.
СЛАЙД 4.
-Друзья, обратите внимание на слайд, что вы видите? (ответ: швейные изделия)
-Чем отличаются эти швейные изделия? (ответ: есть швейные изделия с рукавами, есть швейные изделия без рукавов)
-Что вы знаете о рукавах? (ответ: определение, виды рукавов, срезы и линии)
-Проверим ваши знания. Для этого я вам предлагаю задание на карточке, зачитать вслух текст, найти в нём ошибку и исправить её. (Дети сталкиваются с проблемой в последней карточке, т.к. не могут выполнить задание по моделированию рукавов)
-Знаете ли вы как моделировать рукава? Умеете ли это делать? Пригодятся ли вам эти знания? Где и когда? (Не знаем, не умеем. Да, пригодятся, на экзамене, в жизни) Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
СЛАЙД 5.
-Тема нашего урока звучит так:
«Моделирование рукавов «фонарик» и «крылышко».
Цель урока: изучить приёмы и способы моделирования рукавов «фонарик» и «крылышко», научиться моделировать данные виды рукавов.
3.Основная часть – 25 мин.
Характеристика рукавов «фонарик» и «крылышко».
-Итак, мы вспомнили, основные сведения, касающиеся рукавов. А сейчас обратим самое пристальное внимание на рукава «ФОНАРИК» и «КРЫЛЫШКО».
СЛАЙД 6.
- А сейчас обратите внимание на слайд, на котором вы видите картинки с данными рукавами.
- Дадим характеристику этим рукавам. Для этого, я предлагаю вам разделится на две команды, и подобрать признаки каждого вида рукава, опираясь на слайд.
- Проверяем. (Дети зачитывают признаки.)
Рукав «ФОНАРИК» | Рукав «КРЫЛЫШКО» |
Бывают длинные, короткие, 3/4 | Бывают длинные, короткие, ¾ |
Есть сборки по окату и по низу | По окату сборок не бывает |
По низу сборок может не быть | Есть расширение только к низу |
Для моделирования используют выкройку прямого рукава | Для моделирования используют выкройку прямого рукава |
- Посмотрите, у этих видов рукавов есть один общий признак, который нас интересует и связан с темой нашего урока. Назовите его. (Для моделирования используют выкройку прямого рукава)
- А что такое «моделирование»? (это изменение основы выкройки)
- Что мы с вами моделировали на уроках труда? (нагрудную вытачку, кокетки)
- Сегодня мы будем моделировать рукава. Что же нам понадобится для этого? (лист бумаги, шаблоны прямого рукава из цветной бумаги, клей, карандаш, ножницы)
- Сначала моделируем рукав «ФОНАРИК».
СЛАЙД 7. «ФОНАРИК»
- Для этого берём выкройку прямого рукава, подписываем каждую часть цифрами от 1до 4, чтобы потом верно наклеить. Разрезаем по линиям середины, переднего и локтевого сгибов.
- И наклеиваем каждую часть на альбомный лист по порядку, при этом раздвигая части рукава на одинаковую величину параллельно друг другу. Что значит «параллельно»? (на одинаковом расстоянии друг от друга)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ РУКАВА «ФОНАРИК»
СЛАЙД 8. «КРЫЛЫШКО»
- Посмотрите, пожалуйста, на моделирование рукава «крылышко». В чем сходство, и в чём особенность здесь? (разрезаем так же, а раздвигаем только по низу)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ РУКАВА «КРЫЛЫШКО»
- Скажите, где вы можете использовать данные образцы? ( на экзамене)
ПРОВЕРКА ГОТОВЫХ РАБОТ
4.Первичное закрепление материала.
- Сегодня вы прекрасно справились со своей работой. Мы вспомнили, что такое «рукав», повторили виды рукавов по длине, по покрою, а самое главное научились моделировать рукава и определять их на изделии. Проверим, как вы запомнили материал сегодняшнего урока.
- Для этого ответьте на вопросы небольшого тестового задания. Буквы правильных ответов запишите в пустые ячейки. Проверка результатов тестового задания.
- Какое слово у вас получилось? (УМНИЦЫ)
- Я предлагаю вам определить вид рукава на изделии и поднять табличку с соответствующим названием.
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
5.Рефлексия урока.
-Наш урок подходит к завершению.
-Что мы делали сегодня на уроке?
-Довольны ли вы своей работой?
-Что для вас было особенно сложным?
-Какая работа показалась очень интересной?
-Пригодятся ли вам информация урока? И если да, то где?
Рефлексия мастер-класса
Какие элементы проблемного обучения были использованы на данном уроке? Обоснованы ли они? Способствуют ли они развитию мыслительной деятельности учащихся, стимулируют ли познавательную активность обучающихся? (способствуют, и вы их отслеживали, не так ли?)
Уважаемые коллеги, использование проблемных вопросов и ситуаций в обучении школьников с ментальными нарушениями очень эффективно, так как это активизирует умственную деятельность школьников, развивает их инициативу, повышает уровень мотивации и самостоятельность при усвоении нового материала. Поэтому следует идти по пути широкого использования методов проблемного обучения, сочетая их с традиционной методикой обучения в школе для детей с нарушением интеллекта. Некоторыми находками из практики своей деятельности и деятельности других педагогов я хочу с вами поделиться. (Выдача буклетов о проблемных вопросах и ситуациях).
Наша педагогическая деятельность наряду с тем, что она творческая, умственная, требующая самоотдачи, проявления любви к детям и уважения к родителям, ещё и очень напряжённая психологически. Педагоги постоянно испытывают волнения, стрессы, что, несомненно, отрицательно сказывается, в целом, на здоровье. Поэтому наша задача контролировать своё психологическое состояние, постараться испытывать больше положительных эмоций, сделать всё возможное, чтобы наша деятельность приносила нам удовлетворение. Ведь от нашего настроения зависит успех наших учеников. Я надеюсь буклеты «25 способов как успокоить свои нервы» вам в этом пригодятся. (Выдача буклетов «25 способов как успокоить свои нервы»)
Большая просьба оставить отзыв о мастер-классе. Спасибо за внимание!