Мастер-класс: «Использование практико-ориентированного метода обучения в процессе приобщения дошкольников к техническому конструированию»
МДБОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька»
Мастер-класс:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В
ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТЕХНИЧЕСКОМУ
КОНСТРУИРОВАНИЮ»
Выполнил:
Хабарова Надежда Анатольевна
воспитатель
Мичуринск 2021
Целевая аудитория: воспитатели ДОУ
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников
мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО-
- знакомство педагогов с конструктором «ТИКО»
- обучение участников мастер-класса навыкам применения конструктора
- формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в
образовательной деятельности с детьми конструктора «ТИКО»
Материалы и оборудование:
схемы, карточки «Профессия будущего», конструктор «ТИКО»
Планируемый результат:
- информирование педагогического сообщества о системе работы по «ТИКО»-
конструированию для детей дошкольного возраста;
- сформированность представлений педагогов о возможности работы с
«ТИКО»-конструктором.
Слайд № 1
Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! Представляю вашему
вниманию мастер-класс по использованию практико-ориентированного метода
обучения в процессе приобщения дошкольников к техническому
конструированию.
Слайд № 2
Всем известны шесть советов Альберта Эйнштейна, как пробудить в себе гения
Свой мастер-класс я хотела бы начать с одного совета «Логика поможет тебе
попасть из А только в Б, а воображение же может унести в любую точку».
Слайд № 3
Как часто нам приходится находить решения? Практически всю жизнь, каждый
день. В своей профессиональной деятельности мы тоже часто сталкиваемся с
выбором - методик, технологий, оптимальных форм работы, позволяющих
добиться высоких результатов и решить задачи качества образования.
Работа с залом.
Слайд № 4
Согласно образовательному стандарту, ориентированного именно на качество
образования,
педагог должен
обеспечить единство воспитательных,
обучающих и развивающих целей и задач.
- Как мы этого будем добиваться? Давать готовые знания детям?
(Пауза, выслушать ответы)
- Развивать у детей компетенции, умения самостоятельно добывать и открывать
знания?
(Пауза, выслушать ответы)
- Что же для ребёнка наиболее ценно – получить новые знания в процессе
обучения, или самостоятельно прийти к ним как к результату деятельности?
(Пауза, выслушать ответы)
Слайд №5 (во время ответов)
- Какие технологии наиболее соответствуют современным требованиям?
(Пауза, выслушать ответы)
- Итак, мы делаем вывод, что в своей работе будем использовать развивающие
технологии, которые дают возможность ребенку мыслить, найти ответ и
сделать вывод самостоятельно.
И как не странно, мы сегодня будем говорить о конструировании.
Слайд № 6
Конструирование – это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе
которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов. Еще
несколько лет назад, оно являлось в приоритете у младших дошкольников,
старшим же было рекомендовано конструировать в свободное время. Почему
же конструирование стало так актуально сегодня?
Слайд № 7
Я обратилась к «Атласу новых профессий», разработанному специалистами
Сколково. Данный атлас - это альманах перспективных профессий на
ближайшие 15-20 лет. К появлению Атласа новых профессий отношение
разное: от скептического до восторженного. Но равнодушных нет. Например,
журналисты Forbes изучили Атлас и отобрали 25 самых интересных профессий
будущего
Работа с фокус-группой
Перед вами лежат карточки, подумайте и выделите профессии будущего
(участники подчеркивают).
Слайд № 8
Давайте посмотрим, какие профессии вы выбрали?
(называем профессии, написанные коллегами, сверяет их в итоге со слайдом,
который будет показывать список новых профессий). Урбанист-эколог –
это проектировщик новых городов на основе экологических биотехнологий
Слайд № 9
Что же объединяет профессии будущего? Они требуют от человека умения
инженерно или технически мыслить. Современное общество и технический
мир неразделимы. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и
совершенно не сдает своих позиций. В школах открываются и пользуются
огромным спросом IT-кубы и Кванториумы – цель, которых, ускоренное
освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в
сфере информационных, инженерных технологий.
Слайд № 10
Дошкольное образование так же развивается по новому вектору, разработаны
парциальные программы
Слайд № 11
Разрабатываются конструкторы, различных модификаций
Одним из интереснейших конструкторов ЯВЛЯЕТСЯ ТИКО-конструктор.
Слайд № 12
С 2002 года Научно-производственное объединение «РАНТИС» производит
оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для
Обучения (ТИКО). Автор технологии ТИКО-моделирование Логинова Ирина
Викторовна. Данная технология была основана на практической работе детей с
предметно-дидактическим материалом, конструктором ТИКО.
Уважаемые коллеги, знакомы ли вы с данным видом конструктора? (Ответы)
Кто уже использует данный вид конструктора, на своей практике осознали всю
его ценность в работе с детьми.
Слайд № 13
Итак, что же такое ТИКО?
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» — это
набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно
соединяются между собой. Он помогает ребенку увидеть процесс перехода из
плоскости в пространство, от развернутой фигуры к объемной.
Слайд № 14
ТИКО — это:
Творческие умения;
Интеллектуальные умения;
Командная работа; коммуникативные умения;
Оригинальность мышления.
Слайд № 15
Существует 12 наборов конструктора ТИКО (на слайде):
«Фантазер», «Геометрия», «Школьник», «Архимед», «Класс», «Шары»,
«Платоновы тела», «Малыш», «Арифметика», «Грамматика», «Эрудит»,
«Английский язык». У каждого из них свои задачи.
Предлагаю вашему вниманию конструктор «Школьник»
Давайте сформулируем его задачи.
Слайд № 16
Посмотрите на слайд и назовите их.
Ответы
Совершенно верно.
Слайд № 17
•Систематизировать знания детей о геометрических представлениях;
•Способствовать лучшему восприятию информации (за счёт интеграции
зрительного и тактильного восприятия);
•Формировать навыки пространственного, абстрактного и логического
мышления.
•Развивать моторику рук; творческие способности
Слайд № 18
Как же мы работаем с детьми. Предлагаю вам взять наборы и повторить вместе
со мной ее алгоритм
1.Знакомить с конструктором необходимо последовательно. От простого к
сложному.
Первое, что мы делаем — это рассматриваем детали конструктора ТИКО.
Мы выясняем, что в нем есть: треугольники, квадратики,
прямоугольники, многоугольники и т.д.
Далее что мы рассматриваем – их разный цвет, размер, форму;
После этого мы понимаем, что их можно классифицировать по
свойствам;
Далее мы их начинаем собирать.
Главное при соединении деталей — это правильное их соединение.
Соединять детали надо под углом. Обращаю внимание, детали ТИКО
имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО-детали
соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь,
расположив их примерно под углом 60-90 градусов. То есть, вот так!
Слайд № 19
Формы работы с конструктором вы видите на слайде
Конструирование по полной схеме,
Конструирование по контурной схеме,
Конструирование с помощью слухового диктанта,
Конструирование по образцу,
Конструирование по собственному представлению.
Слайд № 20
Попробуем сконструировать плоскостные фигуры по схемам. Берем листы
со схемами, ТИКО и начинаем работать. Подбираем детали, соединяем,
выкладываем на схему. Для усложнения, можно использовать разные цвета,
детали.
РАБОТАЮТ.
Замечательные фигуры получились. А, как вы считаете, какие когнитивные
способности мы сейчас развивали?
Ответы
Слайд № 21
Совершенно верно
Слайд № 22
А сейчас предлагаю применить творческий подход. Мы говорили о
современных образовательных центрах. Предлагаю самостоятельно
спроектировать и создать IT-куб, используя ТИКО.
Слайд № 23
Я вижу отличные работы, которые говорят о ваших конструкторских
способностях, воображении, творческом потенциале. А это мой IT-куб.
Слайд № 24
Уважаемые коллеги, у вас есть предложения, что можно сделать еще с этой
конструкцией?
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные
ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-
театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх.
Слайд № 25
Хотела бы услышать ваше мнение. Сложно работать с ТИКО? А интересно?
Хочу подчеркнуть, что технология ТИКО-моделирования развивает
оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность,
внимания, память и позволяет формировать у детей умение конструировать
самостоятельно и творчески.
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и
вашим воспитанникам.
Благодарю вас за внимание!