12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шаповал Татьяна Петровна116
Украина, Донецкая Народная Республика, Макеевка
Материал размещён в группе «ДЕФЕКТОЛОГиЯ»

Актуализация субъективного опыта обучающихся в процессе личностно - ориентированного обучения»


Учить учиться – так современные педагоги понимают сегодня свою задачу: учить самостоятельно добывать знания, выбирать необходимое среди громадного потока информации, критически относиться к предлагаемой массе сведений и т.д.

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные  решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу  Отечества», - так сформулирован социальный заказ  в Концепции модернизации российского образования.  

Педагог сегодня должен не только учить, но и понимать и чувствовать, как ребенок учится и более того предполагать, какие знания и умения, приобретаемые учеником на уроках, могут быть полезными и реально использованы в будущем.

Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

 Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Основная и очень ответственная задача учителя — раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Потому-то и надо начинать не с отбора по способностям и даже не с формирования желаемых обществу качеств личности, а с квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности. Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. И только когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять формы его дальнейшего обучения. 

Развитие способностей ученика – основная задача личностно-ориентированного обучения, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Содержание личностно-ориентированного обучения призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

Функции личностно-ориентированного обучения:

гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;

культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

социализации, предполагающая обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Актуализация субъективного опыта учащихся

Под актуализацией субъективного опыта учащегося понимается совокупность деятельности педагога, направленная  на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации ранее приобретенные знания, умения и навыки. Эти действия учитель осуществляет для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:

Способствовать осознанному восприятию учащимися нового учебного материала;

Содействовать восстановлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;

Обеспечить включенность в процесс познания механизмов самостоятельности ученика.

                  На конкретном уроке хороший результат может быть получен только за счёт обеспечения взаимосвязей всех компонентов: цели и задачи – содержание учебного материала – методы обучения – формы организации познавательной деятельности – реальный результат.

Цели урока должны быть обусловлены требованиями учебной программы и особенностями конкретного класса (возможностями учащихся, мотивами их деятельности,  запросами и наклонностями, интересами и способностями), и направлены на формирование общеучебных и специальных умений и навыков, умственное развитие и воспитание и в целом на развитие личности.

Познавательные цели урока предпочтительно ставить через конечный результат – через действия, которыми ученики будут владеть в конце урока. Например, познавательную цель можно сформулировать через готовность учеников успешно выполнить тест, проверочную работу (при этом появляется возможность количественно измерить степень достижения цели).

Важное значение придается целям личностного развития учащихся – воспитательным и развивающим. Здесь целеполагание направлено на присвоение учащимися гуманистических ценностей и усвоение ими норм нравственного поведения, на развитие их творческих, мыслительных, исследовательских, коммуникативных, рефлексивных способностей, умений решать проблемы, работать в команде, презентовать себя и свои образовательные продукты и т.п. Так как конечный результат воспитания и развития  невозможно разложить по баллам и процентам, при планировании необходимо ставить  не цели воспитания и развития, а задачи личностного развития и воспитания учащихся.

Каким методам отдать предпочтение? Невозможно выделить какой-то один метод и противопоставить его другим. Ведь каждый метод применяется для решения конкретных задач. При варьировании методами возрастает возможность реализации личностно ориентированного подхода к ученику.

Содержание работы, применяемые формы, методы и приемы обучения определяются типом урока, его целями и задачами. Необходимо чтобы главная идея отобранного на урок содержания учебного материала проходила через все его этапы и присутствовала во всех компонентах, чтобы каждый этап урока опирался на предыдущий, «вытекал» из него.

          С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. В своей статье "Формы обучения в современных условиях" академик РАО Новикова А.М. попыталась проанализировать тенденции развития современных форм обучения. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения.

              Исследования,  проведенные в 80-х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в "Пирамиде обучения", из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: "Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда

            Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

          Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.

"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.

Учитель должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?

Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение.

Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка.

Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня.  Особое внимание уделяется работе над сочинением-рассуждением, справиться с которым ученик может,  лишь опираясь на свой читательский и субъективный  жизненный опыт.

Основная цель преподавания русского языка – научить передавать свои мысли, чувства, отстаивать позицию, излагать собственные взгляды и убеждения в доказательной манере.

На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы.

Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства (известные учащимся), используемые автором. Для анализа подбираю высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы).

Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный материал ( как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора (на интерактивной доске она может быть заранее подготовлена и раскрываться дозированными частями) - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного.

           Главное условие успеха в любом деле- это творчество. Занимательные приемы на уроках   способствуют оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки детей, а также формируют у обучающихся потребность пользоваться справочной и энциклопедической литературой, вырабатывает потребность самостоятельного добывания знаний.



Опубликовано в группе «ДЕФЕКТОЛОГиЯ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.