12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
4

Мастер-класс «Конструирование современного урока с использованием современных технологий и приемов для достижения метапредметных результатов».

Мастер-класс «Конструирование современного урока с сипользованием современных технологий и приемов для достижения

метапредметных результатов».

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек никогда не останется голодным.

ФГОС призывает не давать готовые знания, а помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями. Именно в действии порождается знание. Цель новых стандартов - формирование у школьников метапредметных результатов, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Для достижения данной цели, учитель не дает знания в готовом виде, дети сами их приобретают. Именно п.э. учитель на уроке - это умелый тьютор, который направляет детей к получению чего-то нового.

В начале нашей встречи мне хотелось бы угостить вас (предлагаю слушателям изюм.)

Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?

Сегодня мы хотим поделиться с вами теми изюминками, которые используем в своей работе по достижению метапредметных результатов. Я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Современный урок с использованием технологий и приёмов для достижения метапредметных результатов»

Ингредиенты Вам хорошо знакомы. В итоге у нас должен получиться урок комплексного применения знаний.

Итак, мотивационный этап. Каким он может быть? Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с этого этапа.

Уважаемые коллеги! Все пришли сюда с разным настроением. Хочу вам напомнить, что с плохим настроением на кухню, а особенно на учительскую кухню, лучше не ходить. Любая хозяйка знает, что если готовить без настроения, то и блюда получаются невкусные. Предлагаю оценить ваше психолого-эмоциональное состояние в начале нашей работы по 10 бальной шкале. Пожалуйста, по очереди.

- Спасибо большое. Действие, которое мы с вами только что совершили, относится к приемам рефлексии, (т.е. в переводе с латинского - размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание). На начале урока - это рефлексия настроения, эмоционального настроя. Она мотивирует детей на урок, нужна для создания у учащихся состояния доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу — к определению темы урока.

Для определения темы урока можно использовать традиционные, известные всем компоненты:

приёмы сравнения:

а) сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые

б) нахождение в группе предметов лишний.

Заполнение «слепых» таблиц, (алгоритмов).

«СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА»

Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление. Удивить может необычный предмет, звук или явление. Внимание на экран. Определите тему урока математики в 1 классе.

Можно удивить молча, добавив в свой рецепт яркости и неординарности. Например, вот так. Что мы будем изучать на этом уроке? (демонстрация способа умножения многозначного на многозначный при помощи системы пересекающихся линий, так называемая «японская школа).

Итак, тему урока определили. Движемся дальше. Как выяснить цель урока. Я предлагаю такой прием.

Предположим, тема нашего урока – «Природа зоны тундры». Детям предлагается задание.

Задание. Преобразуйте повествовательные предложения в вопросительные и определите, на какие вопросы мы сможем найти ответы на сегодняшнем уроке (предложения записаны на экране).

1.​ Зона тундры расположена южнее зоны А, но севернее зоны Л.

2. Деревья приспособились к произрастанию в зоне тундры X (икс) способом.

​ 3. Животные зоны тундры имеют ряд приспособлений к жизни в этой зоне: L, М, N и другие.

(Отыскать ответы на следующие вопросы: 1. Где расположена зона тундры? 2. Каким образом приспособились деревья к произрастанию в зоне тундры? Какие приспособления к жизни имеют животные зоны тундры

Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний и есть не что иное, как формирование коммуникативных УУД.

Следующий ингредиент — актуализация опорных знаний и их коррекция (если потребуется).

Цель этого этапа — выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество. Предлагаю вашему вниманию приёмы технологии развития критического мышления ТРКМ и технологии решения изобретательских задач ТРИЗ, которые можно использовать на этапе актуализации опорных знаний.

Привлекательным, зарекомендовавшим себя с хорошей стороны, считаю прием “Подбор слов-ассоциаций”

Детям предлагается подобрать ряд слов-ассоциаций к слову по теме урока. Предложенное задание напрямую определяет для учащихся объект познания и требует актуализации имеющегося опыта на уровне общих представлений о понятии и эмоционального впечатления, которое вызывает этот объект у детей. Выявление ассоциаций необходимо для того, чтобы в ходе занятий дети смогли осознать ограниченность их знаний по данной теме и нацелиться на изучение новой темы.

Например, на уроке окружающего мира происходит знакомство с миром растений. Учитель объявляет тему занятия и просит детей назвать свои ассоциации со словом «Растения» (работа с залом). Ученики говорят: жизнь, трава, цветы, деревья, кусты, огород, овощи, фрукты, ягоды, горшок, весна, лето, зеленый. Можно зафиксировать все понятия или только те, которые действительно имеют значение для изучения темы. Во втором случае детям необходимо объяснить, что нет ошибочных мнений, но так как слов слишком много, записаны будут только те, которые понадобятся на данном уроке. Основываясь на полученной схеме, учитель рассказывает о жизненных формах и их видах . Здесь формируются регулятивные УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу как это? в течение урока).

Чтобы придать нашему блюду особенный вкус, обязательно нужно уделить внимание ценности добываемых детьми знаний. Вместе с ними необходимо найти возможность применения их в жизни. Спрашиваем у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл! Ведь смыслоутрата несет в себе разрушительную силу.

Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике.

Любителям экспериментов, я хочу предложить такой компонент. Денотатный граф - предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

(На слайде и памятках) Правила составления денотатного графа:

1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.

2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки.

3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.

Чтобы осознать суть приема свертывания информации через прием «Денотатный граф», предлагаю вам поработать фронтально. Вспомним текст детской сказки «Колобок» и составим граф. Определяем ключевое слово – колобок. Подбираем глаголы. Подбираем признаки к данным глаголам. Предлагаю вам проверить самое сложное правило – смысловые связи любого слова графа с ключевым. Для этого используем прием обратного чтения, проверяя крайнюю «Веточку» - съела лиса встретившегося в лесу, укатившегося с подоконника, положенного туда колобка».

Применение на уроках данного приема позволяет учащимся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки. При этом ученики смогут научиться самостоятельно (на основе информации из текста) давать определения понятий.

Устали, я предлагаю вам снять физическое и психологическое напряжение.

Как вы думаете, 1 мин – это много или мало?

Что можно приготовить за 1 минуту? (помыть помидор, разрезать пополам, посыпать солью или сахаром)

помыть огурец, разрезать пополам, посыпать солью, макнуть в сметану

отрезать кусок хлеба/батона полить растительным маслом, посыпать солью

отрезать кусок хлеба/батона, намазать вареньем)

А поссориться и помириться можно за минуту?

Итак, мы проверили, сколько простейших упражнений можно выполнить за 1 минуту.

Научитесь ценить минуту и время вообще. Идем дальше.

После хорошего отдыха предлагаем самое трудное задание. Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. Они могут воспользоваться различными словарями, справочниками, учебником, СМИ, использовать Интернет, могут спросить у взрослых, попросить помощи у друзей и т.д. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) — а это одно из познавательных УУД. Развиваем познавательную деятельность на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне.

Оформить результаты своей работы детям тоже можно предлагать по-разному, используя при этом технологию сотрудничества (работу в парах, в группах, по рядам, индивидуально, коллективно). В зависимости от специфики предмета дети могут выразить мысли в стихах или прозе, сделать рисунок, создать проект, чертеж, презентацию, инсценировку, доклад, реферат, памятку и т.д. Я предлагаю вам внести в наш рецепт компонент, который станет отличной альтернативой эссе и синквейну.

Диамант (или двойной синквейн) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи:

1. Первый герой стихотворения - одно существительное;

2. Описание первого героя - два прилагательных;

3. Действия первого героя - три глагола (причастия, деепричастия);

4. Фраза, связующая двух героев стихотворения, устанавливающая их отношения (4 слова, но не обязательно) - любые части речи;

5. Действия второго героя - три глагола (причастия, деепричастия);

6. Описание второго героя - два прилагательных;

7. Второй герой стихотворения - одно существительное (антипод первому герою или его метаморфоза);

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Литературное чтение.

Старуха

злая, жадная

сидит, прогнала, бранится

пряжа, сеть, рыба, желание

закинул, отпустил, отвечает

добрый, послушный

старик

Применение данного приема обогащает словарный запас, развивает способность к выделению существенного, анализу и синтезу.

Наше блюдо практически готово, остались специи - домашнее задание, которое придает современному уроку дополнительный аромат и вкус.

Домашние задания лучше предложить разноуровневые. Обязательное для всех задание должно быть четким и понятным. А дополнительные - могут потребовать от детей поисково-познавательной деятельности. Приведу пример. На уроке окружающего мира по теме «Степь» раздала детям фильтр-пакетики аптечного чая из травы чабреца и ромашки. Задание: узнать, что находится внутри пакетика, где растение растет, для чего используют, нарисовать, как выглядит в природе.

Последний ингредиент – рефлексия с многообразием приемов и форм. Я же предлагаю вам вновь оценить свое психолого-эмоциональное состояние в конце нашего занятия. Посмотрите, вторая линия нашего графика располагается выше первой, следовательно, ваше настроение улучшилось.

Ну, вот и все. Надеюсь, мой рецепт современного урока вам был интересен. И если хоть одна изюминка, виноградная или методическая, пришлась вам по вкусу, я буду рада.










































Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (1)

Цинцадзе Екатерина Владимировна, 19.02.22 в 20:40 0Ответить Пожаловаться
Очень полезный материал, спасибо!) Это здорово!)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.