Мастер-класс "Критическое мышление на уроке литературы ... и за его пределами"

0
0
Материал опубликован 28 October в группе

Мастер-класс

«Критическое мышление на уроке литературы ... и за его пределами»

Цели:

знакомство с приемами работы на уроках литературы по данной технологии;

формирование навыков построения уроков по развитию критического мышления.

Формы и методы работы:

беседа, упражнения, анализ ситуаций, освоение и отработка конкретных навыков

Прогнозируемые результаты:

участники мастер-класса получат знания и навыки по развитию критического мышления;

смогут создавать проекты уроков по новой технологии;

научатся использовать приемы развития критического мышления в своей педагогической практике.


Здравствуйте! В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать те методические приемы технологии развития критического мышления, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности.

Литература, как один из основных гуманитарных предметов в школе, способствует формированию разноплановой и гармоничной личности, воспитанию гражданина и патриота.

Сегодня учащиеся должны уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения различных задач, работать с разными видам информации, анализировать, обобщать, критически мыслить и находить рациональные пути решения проблем.

Опыт проведения уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если учитель будет применять инновационные методы обучения, основанные на современных образовательных технологиях. Более подробно мы остановимся на ТРКМЧП.

Эту технологию использовали на своих уроках энтузиасты — те, кто понимал, что традиционные методы обучения не всегда могут помочь в достижении новых, современных целей образования.

Что такое РКМЧП?

РКМЧП — это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. В нашей стране первыми стали Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород и Новосибирск, постепенно география расширялась, и сегодня эти идеи воплощают в жизнь педагоги многих регионов. Эта программа охватывает более 30 стран во всём мире — в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Океании.

В чём её технологичность?

Базовая модель «вызов — осмысление содержания — рефлексия» отражает три стадии единого процесса движения учителя и его учеников от поставленных целей к результатам обучения по освоениюновой темы, тематического блока или даже всего школьного курса.

На стадии вызова предполагается вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания или, если этих знаний слишком мало, помочь сформулировать вопросы и предположения. Мотивом может стать обмен противоречивой и неполной информацией во время парной или групповой работы. Важно на этом этапе не допускать критики. Никто (ни учитель, ни ученики) не отвергает и не поправляет любые высказанные точки зрения, даже если они кажутся неправильными.

Таким образом, на стадии вызова осуществляется важнейшая функция технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами формулируют для себя значимые конкретные цели изучения нового материала. При этом цели могут быть как масштабными (например, «Я ничего не знаю о том, из каких газов состоит атмосфера, и мне бы хотелось об этом узнать»), так и очень конкретными (например, «Мне кажется, что кислорода в атмосфере больше, чем других газов, но другие ребята считают иначе, поэтому надо проверить, кто прав»).

Если учитель грамотно организует работу класса на стадии вызова, побуждает учеников активно формулировать свои вопросы, предположения и идеи, у них возникает естественное желание узнать новое. Когда ребята читают текст, слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они стараются найти ответы на свои вопросы.

Эта стадия называется осмысление содержания. Учителя, использующие технологию РКМЧП, осознанно уменьшают долю своего участия во время знакомства учеников с новым материалом. Более того, они предлагают ребятам (особенно в старших классах) альтернативные источники информации.

На стадии рефлексии (reflection) учитель и ученики возвращаются к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения (как устные, так и письменные), систематизация и оценивание новой информации.

Мной усовершенствована классификация ТРКМЧП, систематизированных на основе разных оснований-критериев:

t1730121701aa.png

Некоторые из приемов мы сейчас с Вами апробируем на примере произведения И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Применение приемов на практике при изучении басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»

Задание по биографии писателя

1. Прочитайте биографию баснописца и составьте интеллект-карту:

t1730121701ab.png

2. Алгоритм «Задай вопрос», придумай вопросы после прослушанной биографии И.А. Крылова.


Работа с текстом до чтения


1. Запишите в левом столбце свои предположения, о чем будет басня (Прием «Бортовой журнал»/ «Дерево предсказаний»)

t1730121701ac.gif


Предположение, о чем художественное произведение

Что я узнал из текста?






Или

Приём «Таблица-синтез» используется для развития рефлексивного восприятия художественного произведения. При первом восприятии текста заполняются первые две графы (или только вторая), а третья (и вторая) — при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить ученикам читать в паре.


Ключевые моменты текста

На чем остановилось внимание?

Почему именно на этом остановилось внимание у меня (анализ)








Работа с текстом во время чтения


1. Составьте паспорт главных героев произведения « Ворона и лисица»

2. «Ромашка Блума» В группах ответьте на вопросы:

Простые вопросы

1. Кто послал Вороне кусочек сыру?

2. На какое дерево она взгромоздилась?

Объясняющие вопросы

1. Почему лиса говорит чуть дыша?

2. Почему Ворона осталась без завтрака?

Уточняющие вопросы

1. Верно ли поступила Лиса?

2. Каким путём Лиса добывает себе сыр?

Оценочные вопросы

1. Чем отличаются Ворона и Лисица? (характеры)

2. Как ты относишься к ним (кого жалеешь, кого осуждаешь)

Практические вопросы

1. Встречаются ли в жизни такие люди, как лисица и ворона?

2. Кто из героев служит примером для подражания?

Творческие вопросы

1. Передайте жестами, мимикой, голосом слова Лисицы, плутовку Лисицу.

3. Приём «Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна» способствует развитию важного умения – способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более героев произведения.

1.Обучающиеся читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.

Задание. Сравните главных героев произведения. Что у них общего? Какие различия?

t1730121701ad.gif



Работа с текстом после чтения/Рефлексия

Прием: Телеграмма

Задание. Каждый ученик должен составить телеграмму по тексту. Победителем будет тот, кто сумел передать главную мысль меньшим количеством слов.

Инновационные приемы повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.