12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никитина Ольга Сергеевна22
1

Мастер-класс «Управление качеством образования на основе формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся посредством создания проблемных ситуаций на уроках математики в классах гуманитарного профиля»

«Управление качеством образования на основе формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся посредством создания проблемных ситуаций на уроках математики в классах гуманитарного профиля»

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. (А. Дистервег)

Притча.

Давным–давно жил на свете юноша, который искал истину. Он узнал, что в горах есть колодец, который может ему помочь. Колодец посоветовал ему пойти на площадь. Там он увидел три торговые лавки, в которых продавали кусочки металла, дерева и тонкую проволоку. Казалось, ничего из этого не имеет отношения к раскрытию истины. Но однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто – то вдохновенно играл на скрипке и тут юноша понял, что инструмент был изготовлен из тонких проволочек – струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда – то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача – собрать это все воедино и использовать по назначению.

Задача выступления – показать применение различных способов создания проблемных ситуаций на уроках математики в классах гуманитарного профиля, как один из способов формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в необходимости корректировки целей и задач, в разработке и внедрении инновационных технологий в практику работы школы.

Исходя из того, что сегодня обществу необходима личность конкурентно – способная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, то задачей образования должно стать оказание помощи обучающимсяв умении выстраивать конкурентный диалог с окружающим миром.

Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетенций учеников.

Под ключевыми компетентностями понимается способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей, одной из которых и является учебно – познавательная.

Учебно-познавательная компетентность - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.

Общество заинтересовано выявить для каждого своего члена ту область деятельности, задатки к выполнению которой у него максимальны, и развить их в наибольшей мере. Создание для этого оптимальных условий приводит к необходимости дифференциации обучения. Одной из форм дифференцированного обучения является профильное.

В связи с этим возникает проблема разработки методики обучения математике обучающихся классов различных профилей. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает обучение математике учащихся классов, в которых этот предмет не является профилирующим, в частности, в гуманитарных классах.

Таким образом, существует противоречие между уже введенным в практику работы школы дифференцированным обучением математике и слабой разработанностью технологий обучения математике учащихся классов гуманитарного профиля, учитывающих специфику учебно-познавательной деятельности учащихся этих классов, что определяет актуальность темы.

Основной проблемой, я считаю, поиск ответа на вопрос, какой должна быть технология обучения математике учащихся гуманитарных классов, учитывающая специфику этого профиля. На этот вопрос я ищу ответ, постоянно изучая и совершенствуя свою деятельность.

Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей обучающихся, приобщение их к творческой деятельности.

К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы школьнику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно.

Помочь обучающемуся раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Для меня в процессе обучения  главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми.  

 Предлагаю следующие варианты создания проблемных ситуаций на уроках математики.

 

1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.

В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

Пример.7кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».                                         

 Решаю быстро уравнение:

(3Х + 7) х 2 – 3 = 17

6Х + 14 – 3 = 17

6Х = 17 – 14 – 3

6Х = 0

Х = 0.

Естественно при проверке ответ не сходится.  Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.

2.Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.

Пример. 7кл. Тема: «Линейная функция»

Обычная форма задания:

функция задана формулой у = х + 5

найдите значение функции при х = 0, 7, -5, 1.

Занимательная форма задания: Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой

 написано у = х + 5. На доске заготовлена таблица:

х

             

у

             


 


 

 Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое значение х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Проблемная ситуация создана. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу.

Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.     

                                                                                                            

 3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

Пример. 5кл. Тема «Периметр прямоугольника»

 Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной  формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.

Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника). 

4.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

 Пример. 5кл. Тема «Площадь квадрата»

К  уроку вам было дано задание из газеты склеить 1 м2. Вы сделали это?  Молодцы. Давайтепосмотрим, сколько человек поместится на нём. Выясняем, что 4 человека. Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 км поместить всё население мира? ( 6,5млрд)

Проблемная ситуация: нужно найти площадь площадки (площадь квадрата)

 5.Создание проблемных ситуаций  через  противоречие нового материала старому, уже известному.

Пример. 7кл. Тема «Формулы сокращённого умножения»

Вычисляем   (2∙5)²= 2² ∙5² = 100

                         (3∙4)²= 3²∙4² = 9∙16 = 144

                         (5:6)² = 5²:6² = 25:36

                         (3+4)² = 3²+4² = 9+16 = 25.

 Попробуйте сосчитать по-другому.

( 3+4)² =7² = 49

Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты?

( 3+4)² ≠ 3²+4²

6. Создание проблемных ситуаций  через  различные способы решения одной  задачи.

 Пример. 7кл. Тема «Решение задач»

На заправке села две цистерны. В начале посевной обе цистерны заполнены.  В 1 было 59 т бензина, а во 2 - 44 т. Через сколько дней в цистернах останется одинаковое количество горючего, если ежедневно из 1 цистерны ежедневно расходуется 5т, а из 2 - 2 т.

Решают с помощью уравнения (алгебраический)

59–5х = 4 –2х

А вот вчера четвероклассник Стас, который не умеет решать такие уравнения, тоже смог её решить.

Проблемная ситуация: какой способ он предложил (арифметический)

7. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.

6кл. Тема «Длина окружности»

Ещё древние греки находили длину окружности по формуле С=πхd, где  d - это диаметр окружности.

Вопрос: а что же такое π?

Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.

1.Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу.

С1

С2

С3

Ссред.

d

π

 

 

 

 

 

 

 

2.Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в таблицу.

3.Найдите значение π, как неизвестного множителя. Можно пользоваться калькулятором.

4.Каждой паре занести вычисленное значение π в таблицу на доске.

                                                       Полученные значения π.

                  1 пара

                  2 пара

                 3 пара

 

 

 

среднее арифметическое =( 1 пара +2 пара +3 пара):3           

  Значение π от 3,1 до 3,2

 

πэто бесконечная дробь, современные машины могут определить до миллиона знаков после запятой.

π=3,1415926…

Для того, чтобы легче запомнить цифры  надо сосчитать количество букв в каждом слове высказывания: «это я знаю и помню прекрасно»

В дальнейшей работе мы будем использовать значение π=3,14.

Исследование проведено. На уроке кроме исследовательской работы удачно использовалась работа в парах. Сотрудничество и взаимопомощь  принесли  желаемый  результат. Проблема решена.

Имея успех в небольших исследованиях на уроках, некоторые ребята вовлекаются в более серьёзные исследования, требующие много времени. Это  уникальная возможность для ученика сделать своё открытие, узнать то, что до него никто не знал. Исследования помогают расширить кругозор ученика, повысить самооценку, самоутвердиться, формировать учебно-познавательную компетентность.

Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников учебно - познавательную активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок.Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно (старшеклассники), а кто с нетерпением и  восторгом (шестиклассники), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как поддержать его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.

Закончить свое выступление я хочу обращением к нам, Уважаемые учителя:

Обращение к тебе, Учитель!

Нет педагогической панацеи!

Нет одного, «самого важного» приема!

Многоцветную картину не рисуют одним махом.

Терпение и постепенность.

Приемы педагогической техники – каждодневный труд учителя.

Если класс сыгран, то урок – как музыка,

А технология сверкает всеми гранями.

Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.