Мастер-класс по робототехнике для педагогов и заместителей по ВМР в подготовительной группе «Спасение на самолёте»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 60»
Мастер-класс по робототехнике для педагогов и заместителей по ВМР
«Спасение на самолёте» в подготовительной группе.
Автор: воспитатель, педагог по робототехнике
Самойлова Вероника Евгеньевна
ЗАТО Северск 2019
Цель:
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей посредством конструктора LEGO WeDo.
Задачи:
Образовательная:
Формировать логическое, конструктивное мышление средствами робототехники;
Закрепить основные приемы сборки и полученные знания о командах и программировании;
Развивающая:
Развивать мелкую моторику рук, умение оперировать ранее полученными знаниями: сопоставлять, анализировать, делать выводы, применять полученные знания на практике;
Развивать самостоятельность, аккуратность при выполнении работы.
Воспитательная:
Воспитывать умение работать в паре, прислушиваться к напарнику.
Оборудование:
интерактивная доска с ноутбуком,
ноутбук на каждую пару,
конструктор LEGO Education WeDo 9580 на каждую пару,
программное обеспечение Lego Wedo Education.
Раздаточный материал:
Эмблемы юных конструкторов;
Бумажные самолётики жёлтые и розовые;
Буклеты для гостей.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем наших гостей и поздороваемся с ними. Сегодня я с вами в роли стюардессы. И я получила сигнал SOS.
Вы знаете, что это такое? (ответы детей).
SOS - это сигнал бедствия, просьба о помощи. На реке оторвалась льдина и людей уносит в открытое море. Как их спасти? (ответы детей). Поможем им? Какими должны быть люди, которые спасают тех, кто попал в беду? (Ответы).
Да, только смелые, отважные, добрые, умеющие работать в команде люди могут спасти пострадавших.
Спасение людей это очень ответственная и тяжёлая работа, не каждый может с ней справиться.
А на чём же можно отправиться в путь? (варианты ответов детей, правильный вариант - самолет)
К сожалению, самолет, на котором я прилетела к вам, улетел.
Но, у каждого из вас есть конструкторский контейнер, в котором лежат детали для постройки необычного самолета. Вы мне поможете построить самолет? А вы знаете, как называют людей, которые строят самолеты? Предполагаемые ответы детей.
(Инженеры-конструкторы)
Сейчас вы все превратитесь в инженеров-конструкторов. Усаживайтесь поудобнее на своих рабочих местах - нам предстоит сконструировать самолёт.
Наденьте эмблемы конструкторов, которые лежат у вас на столах. Теперь вы – настоящие инженеры–конструкторы! Готовы конструировать модель самолета? (Да). Тогда приступим к работе. Откройте на своих ноутбуках модель самолета и постройте самолет по схеме.
Строят самолёт по схеме.
В.:(обращаясь к гостям) А пока инженеры-конструкторы работают, не будем их смущать и отвлекать, и предлагаю Вам немного поговорить о лего-конструировании в образовательной деятельности с дошкольниками. Пройдите, пожалуйста, в соседнюю комнату, в нашу песочную студию, для просмотра презентации.
Просмотр презентации
1 слайд. Конструктор лего – как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения детей дошкольного возраста.
2 слайд. ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
Как мы все с Вами знаем, игра является важнейшим спутником детства. А ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее на основе ЛЕГО – конструирования осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
3 слайд.1. Социально-коммуникативное развитие
На мой взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе.
С помощью использования лего-технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе и взаимодействие ребёнка со взрослым. Развиваются способности ставить цели, а также - инициатива, способность доводить начатое дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство.
В.: Следующая образовательная область
4 слайд. 2. Познавательное развитие
В процессе лего-конструирования у дошкольников развиваются математические способности, формируются сенсорные представления, пространственное мышление, развивается умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, а также логическое мышление.
Также, при помощи лего-конструирования развивается способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними.
5 слайд. 3. Речевое развитие
В процессе конструирования из Лего дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу из конструктора помогает ребёнку осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным, способствует лучшему запоминанию образа объекта.
Используя ЛЕГО — элементы и в дидактических играх и упражнениях можно также разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
6 слайд. 4. Художественно-эстетическое развитие
При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветом. Помогаем усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.
Лего - конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их. А также, придумываем и создаём свою сказку совместно сочиненную с детьми.
Правда, ведь здорово?!
7 слайд. 5. Физическое развитие
Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из Лего — конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.
8 слайд. Итог: Таким образом, конструирование при интегративном подходе в обучении даёт возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.
Это лишь малая часть вариантов использования лего в образовательной деятельности ДОО.
9 слайд. Спасибо за внимание!
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам вернуться к ребятам, которые уже наверняка начинают заканчивать конструировать свои постройки. И сейчас мы с Вами посмотрим, что же у них получилось.
Переходим в кабинет робототехники.
Ну что, юные инженеры, самолёты готовы? (да) Молодцы! Вы создали каждый свой самолет. Вы – настоящие инженеры–конструкторы!
А теперь нужно самолёт запрограммировать, чтобы он отправился в путь.
Создайте программу по образцу, а потом попробуйте поэкспериментировать в создании своей программы.
Программирование постройки
Давайте проверим, все самолеты смогут взлететь?!
Запуск и обыгрывание построек
Испытания прошли успешно. Молодцы ребята! Вы мне помогли сконструировать самолет и теперь нам можно отправляться в путь.
Встаньте около своих мест на расстоянии вытянутых друг от друга рук, так чтобы не мешать своему соседу.
Приготовились!
Физкультминутка
Руки стороны – в полёт
Отправляем самолёт!
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
Молодцы!
Рефлексия
Ребята, вам понравилось быть инженерами – конструкторами? Что именно понравилось?
Если вы сегодня смогли справиться с поставленной задачей, сконструировать и запрограммировать самолёт, то запустите, пожалуйста, самолёт жёлтого цвета. Но если что-то не получилось и возникли затруднения - розового.
Ребята выбирают и запускают бумажный самолетик.
После запуска прошу всех сесть на свои места.
Спасибо, юные инженеры. Желаю каждому осуществить свою мечту. И я надеюсь, что кто-нибудь из вас обязательно станет инженером–конструктором. Мы с вами сегодня сделали большое, доброе дело для спасения людей, терпящих бедствие.
Ведь не зря говорят: доброта от века к веку – украшает человека.
На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!
Раздача буклетов гостям. Прощание с гостями.
Уборка рабочих мест.