Мастер-класс «Практика формирования и развития функциональной читательской грамотности учащихся при работе с текстом»

2
2
Материал опубликован 13 October

Колесникова О.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№3» Дальнереченский городской округ


Мастер-класс «Практика формирования и развития функциональной читательской грамотности учащихся при работе с текстом»


Вступление (организационный этап)

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада сегодня приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Практика формирования и развития функциональной читательской грамотности учащихся при работе с текстом».

Цель: представление опыта работы с текстом на уроках литературы

Задачи:

Познакомить с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;

Представить приёмы работы с текстом на уроках литературы и применить их на практике

Теоретическая часть(сопровождается презентацией)

Выдержка из государственной программы Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Развитие образования» (2018-2025 годы)

Цель программы: сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS);повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PIZA).

PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в области читательской, математической и естественнонаучной грамотности.

«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать всоциальной жизни».( Концепция исследований PISA).

В целом по России в 2022 году доля обучающихся, достигших высоких результатов по читательской грамотности (5 и 6 уровни), составила 7%, по математической – 11%, а по естественно-научной – 3%. Наблюдается снижение доли обучающихся, не достигающих базового уровня владения читательской, математической и естественно-научной грамотности ( по результатам общероссийской оценки по модели PISA - 2022 ФИОКО).

Основные проблемы в подготовке российских школьников, выявленных с помощью PIZA - дефицит таких умений, как

умение формулировать вопросы;

обосновывать, доказывать свои умозаключения;

использовать простейшие приёмы исследования;

строить развёрнутые высказывания;

устанавливать надёжность информации;

сотрудничать.


Читательская грамотность

Динамика результатов обучающихся по уровням грамотности (из документа ФИОКО «Результаты общероссийской оценки по модели PIZA-2022)


Год

Ниже уровня

Уровни 2-4

Уровни 5-6

2019

18,5%

75,7%

2,8%

2020

17,2%

76,5%

1,4%

2021

15,4%

77,8

1,4%

2022

13,8%

78,8%

3,3%

Особенности теста PIZA

1.Включены электроннные тексты.

2.Включён множественный текст (интерпретация и обобщение

информации из нескольких отличающихся источников).

3.Оценивается способность критически осмысливать

информацию.

4.Изменилась тематика текстов. Многие тексты связаны с оценкой

использования информации в Интернете, в частности, были включены

задания на распознавание достоверности сайтов и онлайн-документов.


Чтение является одним из факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие личности.Информация, которую человек получает при чтении,оказывает воздействие как на обучение, так и умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

Основополагающим умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, напрямую зависят не только его академические успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни.За последнее десятилетие благодаря международным сравнительным исследованиям PIRLS и PISA взгляд на чтение кардинально изменился. Теперь чтение является одним из важных метапредметных навыков, приобретаемых в общеобразовательной школе, и неразрывно связывается с понятием «текст».

Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде таблиц, диаграмм, рисунков, карт, графиков. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются аудиокниги, поэтому школа должна научить ребенка работать с различными текстами: «бумажными», электронными и «звучащими».

Главный акцент читательской грамотности сделан на понимании и использовании текстовой информации. Кроме того, читательская грамотность главной своей целью преследует социализацию личности через чтение. Исследования учёных показывают, что чтение для удовольствия (или свободное чтение) очень существенно влияет на жизнь людей независимо от их общественного положения. Постоянно читающий человек социально активен и успешен. Безусловно, такой широкий взгляд на чтение продиктован требованиями и условиями современной жизни.

Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества,экономической, политической, социальной и культурной).

Тексты можно разделить на:

Сплошные (без изображений) - это тексты-повествования, описания или рассуждения,

т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе.

Несплошные. К несплошным текстам относят графики, формулы, таблицы,

диаграграммы, схемы, карты, т.е. весь материал, с которым учащиеся работают

практически на всех предметах.

При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности:

поиск и извлечение информации:

ПОИСК. Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ - это процесс выбора и предъявления конкретной информации,

запрашиваемой в вопросе.

интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста:

ТОЛКОВАНИЕ или ИНТЕРПРЕТАЦИЯ предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую (установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст).

Интеграция (связывание) свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет

элементы текста. Связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте.

оценка формы и содержания текста:

-Способность связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом;

- способность осмыслить и оценить форму текста.

использование информации из текста: умение применять информацию,

представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-

практических задач.

Практическая часть.

- А теперь перейдём к практической части мастер-класса. Предлагаю познакомиться с текстом, с которым будем работать. Данный текст можно использовать на уроках литературы в 6 классе.

Прочитайте текст и выполните задания к нему

Из биографии Николая Ивановича Пирогова

t1728777230aa.jpg t1728777230ab.jpgt1728777230ac.jpg

Николай Иванович Пирогов (1810-1881г.) – хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал подготовке сестёр милосердия в России в период военных действий в Крыму (1853-1856гг.) Позднее это движение оформилось в Российское общество попечения о раненых и больных. В 1879 году переименовали в Российское общество Красного Креста.

Николай Иванович Пирогов – коренной москвич. Он родился 25 ноября 1810 года, был тринадцатым ребёнком у своих родителей. Эти сведения могут быть неточными, есть документы, где указывается другой год рождения знаменитого доктора. Согласно этим письменным свидетельствам, знаменитый врач появился на свет в 1808 году.

Дом Пироговых всегда был открытым и хлебосольным. Здесь часто собирались гости, среди которых было много врачей. Умный и любознательный Николай с удовольствием общался с докторами, которые часто рассказывали интересные истории из своей практики. Он был совсем небольшим мальчиком, когда решил, что будет только врачом или военным, как отец.

Становление великого ценителя человеческого организма и души происходило так. В детстве любимым занятием Николая была игра в лекаря Мухина - семейного доктора Пироговых, который часто бывал в их доме. Мухин вылечил брата Николая, и мальчик решил, что их врач - чудодей.

Другой гость, Григорий Михайлович Берёзкин, учил Николая латыни – основному языку медицины. Считалось тогда, да и сейчас говорят, что это старый, неинтересный, отживший язык. Но у учителя Николая латынь была не мёртвым языком, а поражала красотой, искрилась афоризмами, шутками, манила точным словом и неожиданным оборотом.

Когда Николай повзрослел, его отдали в частный пансион. Ему очень нравилось учиться. Любимым предметом была литература. Словесник Войцехович учил не только правильно воспринимать текст, образно говорить, но и уметь слушать. Он любил спрашивать Николая, потому что приятно было видеть, как преображался этот маленький Пирогов, когда отвечал урок.

Учитель не знал, что страсть к чтению зародилась у мальчика ещё до школы, что у Николая даже была тайна: тетрадь, сшитая из серой с желтизной бумаги. Она называлась «Посвящение всех моих трудов родителю» и предназначалась в подарок отцу. В этой тетради Николай писал собственные сочинения в стихах и прозе. В тринадцать лет он записал туда, что учение нужно для того, чтобы готовить человека быть Человеком.

Доктор Мухин, давно обративший внимание на способности Николая, оказал подростку протекцию. Благодаря его вмешательству юный Пирогов стал студентом университета, поступил на медицинский факультет. Николаю было всего 14 лет, но для одарённого молодого человека сделали исключение, он стал студентом на два года раньше возраста, утверждённого правилами.

Ещё будучи студентом, Пирогов написал научную работу, в которой изложил результаты своих наблюдений при операциях перевязки больших артерий. Это было так важно знать хирургам, чтобы успешно лечить больных, что учёные университета удостоили научную работу студента Пирогова золотой медали.

Юноша был очень активным, совмещал учёбу с работой в анатомическом театре. Именно здесь он получил бесценный опыт в хирургии, окончательно определился с выбором профессии. Через пять лет Пирогов окончил университет, получив степень лекаря. После этого талантливого юношу зачислили воспитанником Профессорского института, за границу, в городе Дерпт. Данное учебное заведение готовило будущих профессоров для российских высших учебных заведений.

В городе Дерпте (нынешний Тарту) Пирогов работал в течение пяти лет, после защитил диссертацию по экспериментальной хирургии о перевязке брюшной аорты. Его научный труд был переведён на немецкий язык, через некоторое время диссертация молодого доктора привлекла внимание германских специалистов. Пирогова пригласили на работу в Берлин, где молодой доктор в течение двух лет трудился бок о бок с выдающимися немецкими хирургами.

Через некоторое время доктор отправился в Россию, где ему предложили стать главой кафедры хирургии в Медико-хирургической академии северной столицы. Через некоторое время Пирогов основал первый хирургический госпиталь, в котором одновременно могла лечиться тысяча пациентов. В течение десяти лет врач работает в Петербурге, пишет научные труды по анатомии и прикладной хирургии. Он никогда не был чистым теоретиком, предпочитал опробовать свои многочисленные изобретения на практике.Николай Иванович сам придумывал медицинские инструменты, контролировал их изготовление, проводил бесчисленные операции в собственном госпитале, занимался консультациями в других лечебных учреждениях.

Он участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Способность к состраданию помогала ему находить новые способы лечения раненых. Пирогов первым применил наркоз во время операции на поле боя, изобрёл гипсовые повязки. Его операции сравнивали с гениальными музыкальными произведениями. При участии Пирогова была создана община сестёр милосердия. Он лечил всех: от императора Александра до простых людей. Бедные люди шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство, было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. Часто фамилию своего благодетеля больные узнавали по надписи на аптечном ярлыке. В народе Николая Ивановича Пирогова часто называли «чудесным доктором».

Биография этого человека является примером беззаветного служения медицине. За свою жизнь учёный сделал огромное количество открытий, спасших жизнь многим людям и до настоящего времени не потерявшим своей актуальности. Великий учёный и практик, Николай Иванович был очень добрым, простым, благородным человеком, всегда приходил на помощь нуждающимся.

В небольшом городишке Винница в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов. За свою жизнь он совершил немало чудес. Именно об этом человеке, оставившем яркий след в жизни современников, Александр Куприн написал трогательный и волшебный рождественский рассказ «Чудесный доктор».


- А теперь перейдём к выполнению заданий.

Разберём задания на поиск и извлечение информации


В каком веке родился и жил Николай Иванович Пирогов? Выберите правильный ответ.

А) XVI век

Б) XVII век

В) XVIII век

Г) XIX век

Ответ: __________

Проведите работу с незнакомыми словами в тексте. Установите соответствие значения слову.

Афоризмы, артерия, наркоз, чудодей, пансион, хирург

(Врач, делающий различные операции; краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений;обезболивание, усыпление человека на время эфирными парами;кровеносный сосуд, несущий кровь от сердца во все части тела;тот, кто творит чудеса, кудесник; закрытое среднее учебное заведение)

Ответ:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


В каком возрасте юный Пирогов должен был стать студентом университета? Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________


Ответ:___________


Какая тайна была у Николая Пирогова? Запишите ответ.

Ответ:___________

Ответ: Тайна Николая - тетрадь, сшитая из серой с желтизной бумаги. Она называлась «Посвящение всех моих трудов родителю» и предназначалась в подарок отцу. В этой тетради Николай писал собственные сочинения в стихах и прозе. В тринадцать лет он записал туда, что учение нужно для того, чтобы готовить человека быть Человеком.


Какие люди повлияли на становление Пирогова как врача? Запишите свой ответ.

Ответ:____________


Какие открытия сделал учёный Николай Иванович Пирогов? Запишите свой ответ.

Ответ:-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответ: Учёный Пирогов защищает диссертацию по экспериментальной хирургии о перевязке брюшной аорты, пишет научные труды по анатомии и прикладной хирургии.


Верно ли, что Николай Иванович Пирогов был чистым теоретиком? Выпишите ответ на вопрос из текста..

Да

Нет

Ответ:-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответ: 2) Нет. Он никогда не был чистым теоретиком, предпочитал опробовать свои многочисленные изобретения на практике.Николай Иванович сам придумывал медицинские инструменты, контролировал их изготовление, проводил бесчисленные операции в собственном госпитале, занимался консультациями в других лечебных учреждениях.


Объясните значение слова «хлебосольный». Запишите свой ответ.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Хлебосольный - устраивающий радушный, тёплый приём, богатый угощениями; гостеприимный


Выскажите собственную точку зрения по вопросу: можно ли жизнь Николая Ивановича Пирогова назвать беззаветным служением медицине? Свой ответ аргументируйте.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Да, жизнь этого человека является беззаветным служением медицине. Хирург, анатом, педагог, основоположник военно-полевой хирургии, основал первый хирургический госпиталь, проводил бесчисленные операции, первым применил наркоз во время операции на поле боя, , лечил богатых и бедных людей, помогал беднякам....

Объясните, кто является основоположником Российского общества Красного креста? Объясните свою точку зрения.

Ответ:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответ: Основоположником Российского общества Красного креста является Пирогов Николай Иванович. Он способствовал подготовке сестёр милосердия в России в период военных действий в Крыму (1853-1856 гг.), далее это движение оформилось в Российское общество попечения о раненых и больных, а позднее в 1879 году переименовали в Российское общество Красного креста.

Предположите, почему в народе Николая Ивановича Пирогова часто называли «чудесным доктором»? Запишите свой ответ.

Ответ:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответ: на примере доктора Пирогова показано, что всё ещё есть в нашем мире добрые люди, которым не нужно ничего взамен от помощи, которую они совершили. Пирогов просто благородный человек. Для него не имели значение ни деньги, ни время, он никогда не оставит нуждающихся людей в беде.

Порассуждайте, почему латынь стала для Николая «живым» языком, поражающим красотой.Запишите свой ответ.

Ответ: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответ: Латынь стала для Николая «живым» языком, она поражала красотой, искрилась афоризмами, шутками, манила точным словом и неожиданным оборотом.



Далее переходим к работе с несплошным текстом:

Как работать с множественными текстами, с несплошными текстами:

Что я вижу перед собой?

О чём сообщается?

Расскажите о содержащейся информации.











Факты о знаменитых хирургах

Текст1

Алебастровая повязка

Любой из нас знает: при переломе накладывают гипс, чтобы кости не смещались и хорошо срастались. Но ещё 200 лет назад перелом, особенно полученный в ходе боевых действий, частенько становился показанием к ампутации, от последствий которой солдаты массово гибли. Если конечность не ампутировали, то кости часто срастались неправильно, и после долгих мучений человек оставался калекой на всю оставшуюся жизнь.Изменить эту ситуацию смог Николай Пирогов. Идея применить «налепную алебастровую повязку», как он сам её называл, для фиксации переломов пришла к нему во время визита в мастерскую скульптора Николая Степанова. Николай Иванович Пирогов написал: «Я в первый раз увидел… действие гипсового раствора на полотне. Я догадался, что его можно применять в хирургии, и тотчас же наложил бинты и полоски холста, намоченные этим раствором, на сложный перелом голени. Успех был замечательный. Повязка высохла в несколько минут: косой перелом с сильным кровяным подтёком и прободением кожи… зажил без нагноения и без всяких припадков. Я убедился, что эта повязка может найти огромное применение в военно-полевой практике».

Текст 2


Сортировка по-пироговски

Пострадавших на поле боя нужно разделять на тех, кому нужна экстренная помощь и тех, кто получил сравнительно легкие ранения. Нам это кажется очевидным, но в XIX веке такой сортировки раненых не существовало — ее тоже придумал Пирогов, который ввел сортировку раненых на севастопольских перевязочных пунктах, положив конец существовавшему там хаосу.

Он выделил пять категорий раненых. Первая — безнадежные, которым нужны только священники и медсестры. Вторая — тяжелораненые, которых можно спасти, сделав экстренную операцию. Третья — люди с серьезными ранениями, которым помощь также нужна безотлагательно, но не хирургическая, а «предохранительная» (речь в первую очередь идет о лечении переломов). Четвертая — легкораненые, которым помощь нужна, чтобы стала возможной транспортировка в тыл. Наконец, пятая — легкораненые, которым требуется лишь простая перевязка или извлечение поверхностно сидящей пули.

Медицинская сортировка, придуманная Пироговым, используется в медицине катастроф и сегодня, особенно при крупных ЧС.



Текст 3

Первый общий наркоз в полевых условиях


До появления общей анестезии ампутация конечности сопровождалась в лучшем случае стаканом крепкого спиртного, а болезни, требующие серьезного хирургического вмешательства, считались неизлечимыми.

В те времена главным фактором в работе хирурга была скорость — без обезболивания пациентам грозила смерть от болевого шока. Идея наркоза буквально витала в воздухе, над созданием средств для анестезии при операциях работали выдающиеся врачи из разных стран. В их числе был и Пирогов, который экспериментировал с эфирным наркозом. Он впервые стал применять его на поле боя. Причем многие операции были публичными: доктор хотел убедить других раненых в том, что боли не будет.
















Текст 1




Текст 2

Сестры в белых косынках

Перевязочные и операционные медсестры, аптечные, дежурные, транспортные, хозяйки, отвечающие за питание. Похожее деление мы наблюдаем в больницах и сегодня. И к этому тоже приложил руку Николай Пирогов.Благодаря ему в русской армии появились сестры милосердия, которые и без скальпеля спасли множество раненых — ведь мало прооперировать больного, за ним нужно правильно ухаживать: согреть, накормить, утешить, в конце концов.О Крестовоздвиженской женской общине сестер милосердия Пирогов писал так: «Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и за смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий».

Текст 3

Хирург-новатор

В преддверии Дня медицинского работника о тонкостях, результатах и перспективах своей профессии рассказал заведующий эндоскопическим отделением, врач-эндоскопист, хирург, врач высшей категории ГАУЗ «ГКБ им. Н.И. Пирогова» Иван Бородкин.

Успехи в науке

Иван Николаевич, Вы буквально недавно успешно защитили диссертацию, поэтому предлагаю наше интервью начать с этого события. Расскажите о теме диссертации, как шла работа над ней и как прошла её защита?

Да, это действительно так, 17 мая 2023 года я успешно защитил диссертацию в диссертационном совете при Оренбургском государственном медицинском университете по двум специальностям. Первая - это «хирургия» и «анатомия человека». Тема диссертации - «Интраоперационная профилактика механической дисфагии при лапароскопическом лечении грыж пищеводного отверстия диафрагмы». Моими научными руководителями стали: д.м.н., профессор Дмитрий Борисович Дёмин и д.м.н., профессор Сергей Николаевич Лященко.

Что в итоге получит от Вашего изобретения больница им. Н.И. Пирогова?

Я бы сказал, не только наша больница, а в первую очередь наши пациенты получат результат. Как я уже говорил, заметно улучшится качество лечения, снизится количество интраоперационных кровотечений, произойдёт снижение такого осложнения, как послеоперационная механическая дисфагия. Тем самым и без того хорошие результаты станут ещё лучше.

Мечта детства

Иван Николаевич, мы с Вами беседуем накануне Дня медицинского работника, поэтому не могу не спросить. С чем был связан Ваш выбор пойти в медицину?

Медицина привлекала меня с детства. Всегда интересовало строение организмов, очень любил препарировать лягушек. Поэтому, когда встал вопрос, какой профессиональный путь выбрать, из всех направлений медицина была ключевой. Хотя родители у меня не были связаны с медициной. В 10 - 11-х классах целенаправленно пошёл в гимназию, чтобы готовиться к поступлению в медицинскую академию. На момент поступления по результатам ЕГЭ я поступил в три медицинских вуза - в Самаре, Оренбурге и Санкт-Петербурге. Но выбор сделал в пользу Оренбургской медицинской академии. Был наслышан о том, что здесь очень хорошо учат, плюс Оренбуржье - моя родина, кроме того, на тот момент в Оренбурге уже жил мой старший брат. Сам я родом из города Бугуруслана.

А чем был обусловлен выбор хирургии?

С этим выбором я определился на пятом курсе обучения в вузе, к тому времени уже сложилось чёткое понимание, какая специализация мне ближе. Придя в хирургию, я успешно прошёл ординатуру. И на тот момент у меня было желание работать в хирургическом стационаре. Но именно в тот период здесь, в больнице им. Н.И. Пирогова, мест не было, но зато была вакансия в эндоскопическом отделении с возможностью выполнения лапароскопических вмешательств. Я подумал и решил, почему бы не попробовать себя в этом направлении, тем более направление было очень перспективным. Было это в декабре 2014 года, а в 2017 году меня назначили заведующим эндоскопическим отделением.




























































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Заявленная презентация отсутствует

13 October

Публикация интересная, но презентации нет!

13 October

Похожие публикации