12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хорошавцева Ольга Валерьевна452
Россия, Ростовская обл., Волгодонск
0

Мастер-класс "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"


















МАТЕРИАЛЫ МАСТЕР-КЛАССА

для педагогов


«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»


t1675662318aa.gif

Подготовила:

учитель-логопед

Хорошавцева Ольга Валерьевна

Семь игр с киндер-сюрпризом для развития речи крохи


Речь малыша от одного года до трёх лет лучше всего развивать в игре. Дело в том, что психология детишек данного возраста такова: если крохе не будет интересно, то он просто откажется заниматься.

В данном материале приводятся описания логопедических игр, которые одинаково подойдут как говорящим, так и неговорящим малышам. Разница будет лишь в том, что говорящий ребёнок сам ответит на поставленные в процессе игры вопросы, а неговорящему следует задать вопрос и предложить несколько вариантов ответа. Таким образом «молчун» сможет ответить на нужный вопрос доступным для себя способом: кивнуть в знак согласия, показать нужную игрушку, нарисовать что-то в ответ.

Для развития речи важно работать над многими компонентами: над пониманием речи, дыханием, слухом, моторикой всего тела (общей) и ручной (мелкой), ритмом, выразительностью, тренировать органы артикуляции (губы, язык…), обогащать словарь.

Игры с киндер-сюрпризом экономичны, компактны, просты и доступны в использовании. Для данных игр понадобятся только контейнеры («желточки» - это определение очень нравится ребятам).

Игра «Кораблики»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Налейте в таз или большую миску воды. Поместите туда 3 пустых «желточка». Нужно дуть на кораблики, переправляя их от одного берега к другому. «Представь, что это море. Чтобы кораблики отправить в плавание, нужно надуть паруса ветром. Вдохни много воздуха и дуй!»

Важно следить за выдохом. Долго играть не следует, так как у ребёнка может закружиться голова. В дальнейшем эту игру можно проводить во время купания в ванной.

Для активизации речевой деятельности следует задавать вопросы: «Какая погода на море?», «Как выглядит капитан?»…

Игра «Необычный оркестр»

Цель: развитие слухового восприятия.

Понадобятся 6 «желточков» и 3 вида сыпучего материала (крупа, песок, мука, бисер и пр.). Важно в парные контейнеры насыпать одинаковое количество содержимого, чтобы звук в точности совпадал. Но звучание одной пары от остальных должно существенно отличаться. Один набор киндеров нужно отдать малышу, а другой оставить у себя. Взрослому следует потрясти любым «желточком», а ребёнку выбрать из своего набора точно такой же по звучанию. «У нас с тобой много необычных музыкальных инструментов. Можно создать целый оркестр. Я потрясу одним инструментом, а ты внимательно послушай и найди такой же по звучанию у себя.» Если малышу сложно, можно повторить звучание. Постепенно следует увеличивать количество контейнеров.

Придумайте интересные названия музыкальным инструментам: шумелка, бомбумка и пр. Детишкам очень нравится словотворчество.

Игра «Песенка-чудесенка»

Цель: пропевание на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [и].

Гласные звуки отвечают за красоту речи, поэтому важна их чёткая артикуляция: при звуке [а] – рот широко открыт («окошко»), при [о] – губы немного округлены и выдвинуты вперёд («хоботок»), при [у] – губы максимально выдвинуты вперёд («трубочка»), при [и] – губы в улыбке, видны зубки («заборчик»).

Понадобятся 4 «желточка» (по одному на каждый звук). На каждом следует нарисовать рожицы: глазки, ушки, носик и губы с артикуляцией нужного звука.

Малышу нужно показывать рожицы последовательно, чтобы кроха догадался, какой звук придётся петь. «Спой песенку! Не забудь сначала набрать много воздуха, чтобы песня получилась длинная.» Петь нужно на одном выдохе.

Далее следует тренироваться исполнять песенки из 2-3 звуков (например, «А-а-а-у-у-у!») и на разные интонации (задорные, колыбельные…).

Пока малыш отдыхает между исполнением песен, задавайте вопросы: «Как зовут певцов?», «Что они ещё умеют делать?»…

Игра «Дрессировщик»

Цель: работать над пониманием речи.

Для начала понадобится всего один «желточек». Взрослый выступает в роли дрессировщика, а ребёнок выполняет команды. «Представь, что мы выступаем на арене цирка. Я дрессировщик, а ты фантастическое животное. Нужно выполнять волшебные команды.» Придумайте простые команды, понятные ребёнку: «Алле – ап, на кресло!», «Алле – ап, под подушку!»… Далее можно использовать 2 киндера для последовательного выполнения команд: «Один киндер положи на пол, а другой положи себе в карман»…

В этой игре ребёнку обязательно нужно попробовать роль дрессировщика, так как повелительное наклонение в норме усваивается очень рано («Мама, ням!», «Папа, ди!»…).

Игра «Зверушки-болтунишки»

Цель: развитие мелкой моторики и фразовой речи.

Понадобятся пластилин, клей, цветная бумага, природный материал. Для начала сделайте одного зверя, где «желточек» будет частью тела. Например, зайчика: киндер – тело, кленовые носики – ушки, пластилин – хвостик, лапки, личико. У каждого сделанного зверушки должен быть язычок для общения. «Давай придумаем и сделаем зверушку, который любит поболтать.» Работая с одним зверем, взрослый задаёт ему вопросы («Как тебя зовут?», «Где ты живёшь?»...), а ребёнок отвечает от лица животного.

В дальнейшем можно сделать несколько зверушек и устроить диалоги между ними. Здесь уместны многие ролевые игры: «Врач – пациент», «Учитель – ученик», «Продавец – покупатель». Например, ролевая игра «Ёжик пришёл за покупками к медведю в лесной магазин». Важно учить детишек говорить голосами зверей и разными интонациями.

«Подъёмный кран»

Цель: тренировка мышц рта.

Мышцы рта отвечают за правильное произношение многих звуков. Так, например, если ротовые мышцы недоразвиты, звуки [о] и [у] будут в речи похожи, звук [ш] нечёткий.

Понадобятся 3 «желточка», а точнее 6 их половинок. Нужно взрослому положить киндеры на стол, а ребёнку при помощи захвата губами перенести их на стул. «Представь, что мы на стройке. Ты подъёмный кран. Перенеси части здания в нужное место.»

Если детали окажутся слишком крупные для крохи, то имеет смысл заменить их на киндер-игрушки, но не слишком мелкими, чтобы малыш их не проглотил. Постепенно увеличиваете количество деталей.

Для расширения активного словаря малыша задавайте ему вопросы: «Что мы строим?», «Кто в доме будет жить?»…

«Таинственный мешочек»

Цель: узнавание предметов наощупь.

Понадобится непрозрачный мешочек или пакетик, в который следует положить предметы овальной и круглой форм (яйцо, маленький мячик, абрикос, серёжка, шарик от погремушки, помпон, «желточек»…).

Перед тем, как все предметы взрослый спрячет в мешочек, пусть малыш их потрогает. Далее ребёнок найдёт нужный предмет наощупь. «У тебя на ручках есть волшебные глазки. Посмотри ими внимательно и достань, пожалуйста, киндер (шарик…)».

Задавайте крохе вопросы о предмете, который он достанет: «Что это?», «Как можно играть с мячиком?»…

Во всех предложенных играх полезно меняться ролями, как только малыш освоит правила и его речевые возможности позволят быть ведущим. Интересно было бы участие нескольких ребятишек и взрослых. Следите за своей речью, поведением и движениями, так как занятия с малышом до трёх лет основаны на подражании взрослому.

Любой речевой опыт переходит в навык, если постоянно тренироваться. Поэтому речевые игры рекомендуется проводить систематически. Игры должны быть непродолжительны по времени и интересны по содержанию.

Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего детей старшего дошкольного возраста является использование наглядного моделирования.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б Элькониным и Л.Е Жмуровой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Многие авторы разрабатывают вопросы применение наглядного моделирования для решения познавательных задач, графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью и детей с речевой патологией (Ю.Ф Гаркуша).

Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, широки.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи ("стрелка" вместо глагола, "волнистая линия" вместо прилагательного в моделях предложения); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов (схемы описательных рассказов), а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения "ключевых слов" основных частей описательного рассказа и т. п.

Так, например, в процессе заданий и игр закрепляется понимание детьми значения глаголов (игра "Помоги Наташе разложить вещи по местам"), развивается понимание категорий рода у прилагательных (игра "Какие это фрукты?"), уточняется смысл логико-грамматических конструкций, включающих субъект действия, объект действия и предикат (задание "Исправь ошибку") и др.

Игра "Помоги Наташе разложить вещи по местам"

Цель: закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.);

практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.

Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа,

сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа

(полки), журнального столика, дивана; маленькие предметные

картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку,

стол, холодильник.

Инструкция: "Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т. п.)? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т. п.)?".

Ход выполнения задания: Педагог предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на вопросы.

Игра "Исправь ошибку"

Цель: развитие понимания логико-грамматических конструкций;

практическое усвоение структуры простого предложения с

прямым дополнением.

Материал: предметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка,

кошка и мышка и др.), карточка со стрелкой, магнитная доска (для

составления модели предложения).

Инструкция: "Смотри и слушай внимательно: "Рыба поймала мальчика". Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась".

Ход выполнения задания: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой. Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки.

В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей. Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре "Вкусный сок" дети, используя наглядную модель, практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Игра "Вкусный сок"

Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных

со значением отнесенности к продуктам питания.

Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него

каплей (сока), вокруг него - изображения фруктов (стрелки

направлены от фруктов к стакану).

Инструкция: "Я люблю яблочный сок. А ты?".

Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

Продуктивным является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов.

На первом этапе работы в данном направлении возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели.

Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения (например, составление простого нераспространенного и распространенного предложения с прямым дополнением в игре "Кто из животных какую пользу приносит?"). В качестве элементов таких наглядных моделей могут быть использованы стилизованные изображения предметов, о которых говорится в предложениях, в сочетании с однотипным изображением отдельных членов предложения (например, изображение "стрелки" на мести сказуемого). При необходимости педагог помогает детям с помощью дополнительных вопросов, указаний, пояснений.

На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели. В составляемые предложения включаются, как правило, беспредложные конструкции. В процессе последующих занятий можно предложить детям составлять предложения по двум-трем, а затем и большему числу моделей. В структуру предложений входят как беспредложные, так и предложные конструкции.

Постепенно модели усложняются, приобретают более абстрактный характер (изображение "волнистой линии" вместо определений, относящихся к предмету, о котором говорится в предложении; схематические изображения предлогов и союзов и др.). Такая работа над структурой предложений подготавливает детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения.

Игра "Кто какую пользу приносит"

Цель: составление простого распространенного предложения с

прямым дополнением по заданной схеме.

Материал: наборное полотно с двумя карманами; предметные

картинки.

Ход выполнения задания: Педагог показывает предметные картинки, расположенные в обоих карманах наборного полотна (в первом - с изображениями домашних животных и птиц, во втором - с изображениями тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой животными и птицами). Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей ("курица - яйца").

Педагог стимулирует составление детьми предложений по составленным схемам.

Примерные ответы детей: "Куры несут яйца".

Игра "Где лежит мяч?"

Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами на,

под, в, за, из-за, из-под.

Материал: серия стилизованных сюжетных картинок (или схем),

изображающих различное положение мяча по отношению к другим

предметам (домашних животных и сказочных героев, играющих в

"прятки").

Инструкция: "Посмотрите на картинку. Где лежит мяч?" (Куда Вова положил мяч? Куда закатился мяч? Откуда Вова достанет мяч? Куда спряталась кошка? Откуда выглядывает Филя?)

Применяя наглядные модели, педагог может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети часто испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи.

В начале обучения составлению описательного рассказа предлагаемая педагогом наглядная модель может включать ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета. Например, в задании "Овощи и фрукты" схемы направляют внимание ребенка на обозначение формы, цвета, вкуса описываемых овощей и фруктов.

При затруднениях некоторых детей в процессе рассказывания педагог может использовать дополнительные опоры, помогающие ребенку определить последовательность изложения отдельных частей рассказа. Постепенно дети научаются составлять план своего высказывания (сначала устно, а затем в "уме") и описывают предметы без помощи наглядных опор.

Игра "Опиши овощи и фрукты"

Цель: закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; формирование навыка составления описательного рассказа о предмете.

Материал: схемы описания овощей и фруктов (форма, цвет, запах,

вкус), выполнение действий по отношению к ним (посмотрим,

потрогаем, понюхаем, попробуем).

Инструкция: "Посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно описать разные фрукты".

Ход выполнения задания: Работа с детьми организуется поэтапно. На первом этапе детям предлагается описывать овощи и фрукты с помощью схем (образец дается педагогом). На втором этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами), которые иллюстрируют соответствующие схемы, и ответить на вопросы по поводу результата действия.

Примерные ответы детей: "Это яблоко. Оно красное, круглое по форме. Яблоко твердое, сладкое, вкусное".

Игра "Угадай, какие это фрукты?"

Цель: развитие понимания категории рода у прилагательных;

обогащение активного лексикона детей прилагательными,

обозначающими разные признаки предметов (фруктов);

формирование умения описывать предмет (разные виды

фруктов).

Материал: карточки-схемы, отображающие отдельные признаки и

свойства фруктов (форма, цвет, вкус и др.); предметные картинки с

изображениями фруктов.

Инструкции: "Посмотрите на эти картинки. Назовите их"; "Отгадайте, какой из фруктов я опишу. Желтый, овальный по форме, кислый, сочный"; "Как догадался, что это лимон (апельсин и т. п.)?". Карточки-помощники вам помогут".

Ход выполнения задания: Педагог предлагает отгадать, какой из фруктов она описывает с помощью карточек-схем.

В процессе работы над умением детей составлять рассказ по определенной сюжетной линии педагог может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Называние предлагаемых педагогом наглядных опор напоминает детям о так называемых "ключевых" словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания. Приемы помощи педагогом детям с ОНР на начальных занятиях по составлению сюжетного рассказа могут быть различными: предоставление образца рассказа, использование вопросов различного типа, совместное составление рассказа, стимулирование детей к самостоятельному придумыванию продолжения (конца, начала) рассказа с опорой на наглядные модели и др.

Задание: "Составим рассказ по опорным картинкам"

Цель: формирование связного речевого высказывания по опорным

картинкам.

Материал: опорные картинки (мальчик; окно; дуб; дуб осенью, зимой,

весной и летом; птица; кормушка, скворечник, птенцы в гнезде).

Инструкция: "Послушайте мой рассказ (рассказывает, используя опорные картинки).

Ход выполнения задания: Педагог составляет рассказ. После рассказа задает вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого (возможно на последующих занятиях) можно предложить некоторым детям повторить весь рассказ.

Задание: "Составим рассказ вместе"

Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие

логического мышления; развитие умения творчески закончить

рассказ с опорой на предметные картинки.

Материал: стилизованные предметные картинки для составления

наглядной модели рассказа (лицо мальчика; лыжи; солнце и ручейки;

дом; вопросительный знак; самокат, санки, коньки, кораблик, сачок).

Инструкция: "Давайте составим рассказ, используя эти картинки (далее дети с помощью педагога составляют начало рассказа)".

Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умением придумывать рассказы, сказки по предложенной взрослым наглядной модели. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей позволяет педагогу впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме. А также сочинению рассказа по замыслу.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника помогает в развитии:

связной речи;

ассоциативного мышления;

зрительной и слуховой памяти;

зрительного и слухового внимания;

воображения;

ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Приёмы мнемотехники можно использовать на занятиях с детьми раннего возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, в обучающий процесс вводим мнемотаблицыпотешек. Учимся одеваться по мнемотаблице.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

У детей дошкольного возраста существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление.

Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Для обучения детей составлению рассказов-описаний в работе логопедов применяется компьютерная программа «Учимся говорить правильно» с использованием мнемосхем. Использование материала программы облегчает восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведения текста. Применение компьютерной программы концентрирует внимание, увлекая детей, превращает занятие в игру.

На индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, скороговорок достаточно схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.