12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Курилова Татьяна Владимировна228
Моя задача, как педагога-психолога, быть рядом с ребенком в важный и значимый момент его жизни, помочь ему преодолеть трудности, встречающие на его пути, дать способность раскрыться и развиваться талантам, вселить веру в себя.
Россия, Ростовская обл., станица Егорлыкская

Автор: Курилова Татьяна Владимировна

Педагог-психолог МБДОУ детский сад №31  «Улыбка»

Ст.Егорлыкская Ростовская область


Мастер-класс с родителями: «Нейрогимнастика для дошколят»


Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.

Задачи:

1. Объяснить значение использования нейрогимнастики в работе над развитием речи детей.

2. Вызвать интерес к проведению нейрогимнастики, и оптимизировать интеллектуальные процессы.

3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая

в работу членов семьи.


Вступительное слово:

Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Татьяна Владимировна. Я педагог-психолог детского сада.

Хочу познакомить вас с одним из направлений своей работы с детьми, расскажу вам немного теории и покажу немного из наших занятий.

На сегодняшний день наблюдая и диагностируя дошколят, все и больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т.е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.

Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.

Давайте вспомним с вами как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, играл в резиночку? А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки, казаки-разбойники и многое другое…

А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.

Ведь бегая и прыгая, а также играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.

Таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Отсюда наши дети: моторно неловкие; невнимательные; гиперактивные; плохо ориентируемые и т.д.

Что же с этим делать? Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Я хочу вас познакомить с нейрогимнастикой. Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т.д.

Предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле что такое Нейрогимнастика.

Практическая часть:

Очень полезно рисовать двумя руками одновременно. Вашему вниманию я предлагаю книгу тренажер – Татьяны Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».

Игры и упражнения на разно типичное согласование движений рук.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности. Формирование произвольности действий.

Упражнение «Класс»

Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем руки.

Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

Межполушарная доска.

Межполушарные доски — это развивающая игра для тренировки обоих полушарий головного мозга ребёнка и взрослого. Она позволяет составлять разные комбинации заданий, в результате которых:

Улучшается взаимодействие работы левого и правого полушарий мозга

Развивается мелкая моторика и координация движений рук

Улучшается концентрация, память и внимание

Улучшается процесс развития речи, чтения и письма

Ускоряется развитие нейронных связей и общее развитие ребёнка

При прохождении лабиринта двумя руками (обе доски расположить зеркально) активизируются оба полушария.

Можно использовать как одну доску, так и две, а также две разные доски.

Нейроскакалка - Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге.

Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько

действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.

Обычные прыжки

Прыжки с хлопками

Хлопки перед собой и за спиной

Упражнение с балансиром

Это специальный тренажёр в виде полусферы. Задача ребенка – удержаться на доске. Следует придерживать его за руку, помогая ему сохранять устойчивость. Затем постепенно совершенствовать сложность упражнений.

Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышлении. 

Бильгоу отмечал, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.

Упражнения с мешочками.

Упражнения с мячами

Упражнение с цветной планкой

Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция мозга происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.

Таким образом я вам представила лишь некоторые игры по нейрогимнастике, которые благоприятно влияют на межполушарные связи, и воздействуют на мозговые структуры.

Нейрогимнастикой полезно заниматься и взрослым для улучшения работоспособности, профилактике болезни Альцгеймера.

Заканчивая мастер-класс хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно если это координированные движения. Спасибо за внимание!


Список литературы

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб.пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю Гогберашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006. — 296 с. — (Серия «Библиотека психолога»).
  2.   Алле АХ., Власенко И.Т., Голод В.И. Нейропсихологический метод диагностики нарушений речевого развития // Методы обследования речи детей / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2005. — С. 156 -180.
  3. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80с.
  4. Кузниченкова С.О. Нейройога: воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья. — М.: Сфера, СПб: Речь, 2010.
  5. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники под ред. А.В. Семенович. — М.: Дрофа, 2014.


    ​​​​​​​
Опубликовано в группе «Психологи дошкольных образовательных организаций»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.