Мастер-класс в инновационной форме: «Приёмы педагогической мастерской. Методика работы с творческой миниатюрой (из опыта работы)
Всероссийский конкурс профессионального мастерства на лучшую методическую разработку «Педагогический мастер-класс»
Сидорова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 358 Санкт-Петербурга Московского района
Мастер-класс в инновационной форме: «Приёмы педагогической мастерской. Методика работы с творческой миниатюрой (из опыта работы).
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер - класс.
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
«Педагогическая мастерская» - одна из перспективных технологий продуктивного общения, обеспечивающая формирование творческой деятельности. Эта технология основана на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Переведённое на русский язык определение дословно означает: «Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия».
Сегодня я хочу вас познакомить с приёмами педагогических мастерских, содействовать формированию устойчивой мотивации на использование в своей работе.
По целям и способам деятельности выделяются:
— мастерские творческого письма;
— мастерские построения знаний;
— мастерские по самопознанию;
— мастерские отношений и ценностных ориентации и ряд других.
Практически мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно.
Особая роль при этом принадлежит творческому письму и вообще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской.
Всем известна фраза: «Всё новое – это хорошо забытое старое». И опытные учителя при освоении новых образовательных технологий не забывают и старые методы работы: сочетая все педагогические методики, мастерски применяют в своей практике.
В своей педагогической практике использую систему работы с творческой миниатюрой.
Приёмы работы с творческой миниатюрой:
работа с образом (картиной, личным впечатлениям, музыкальным сопровождением, художественным произведением);
творческое воображение, написание творческой миниатюры, устно и письменно;
составление плана (основная мысль, тему, идею мини-текста);
свободная тема;
дневник;
картинка-фантазия: словесное рисование;
описание картины;
мини-сочинение «я - ….» (соловей, дождик…);
мини-сочинение от лица героя;
мини-сочинение на основе услышанной музыки, звуков;
мини-сочинение, написанное учеником, с основой на личные ассоциации;
сочинение-рассуждение на основе исходного текста (данный вид становится приоритетным, особенном при подготовке к ЕГЭ);;
сочинение «Ответь на вопрос …» (при этом учитывается мнение ученика)
синквейн;
описать явление приближения грозы, используя цвета и звуки
клеше 3-5 предложений.
Написание творческой миниатюры ребята могут выполнить индивидуально, парами или группами. Некоторые работы сопровождаются иллюстрациями.
В моей копилке творческих работ учащихся можно найти лингвистические сказки в прозаической и стихотворной форме, фантастические рассказы, краеведческие зарисовки, письма-послания, кластеры.
Рассмотрим виды работ при написании миниатюры на тему: «Дождь».
Ученикам предлагаются определённые эмоциональные условия для вдохновения: слово, музыка, картина, предмет, фраза, текст, рисунок – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Дети учатся формировать проблему.
Звуковое восприятие (запись «Ливневый дождь в лесу» + записанные учеником 2-3 слова; вторая звукопись «Гроза. Раскаты грома. Затишье. Радостное пение птиц» + записанные 2-3 слова, подсказанное воображением ученика.
Работа со словами, данными учителем (дождь, гроза, птицы, настроение). Написать на карточках 2-3 предложения на данную тему.
Распределить карточки (групповая работа) в такой последовательности, чтобы получился текст.
Прослушивание нескольких текстов, группа выбирает лучшую работу.
Нарисовать первое найденное после прослушивания звукозаписи слово – ДОЖДЬ; рисунки вывешиваются на доску.
Слова-ассоциации: записать слова, связанные со словом ДОЖДЬ по смыслу, ощущению, звучанию; чтение словосочетаний.
Дать определение слову ДОЖДЬ, записать (групповая работа; чтение определений).
Используя, записанные ранее слова при прослушивании, написать небольшой текст о дожде, выразив своё отношение к явлению природы» чтение 2-3 текстов.
Прослушивание песни «У природы нет плохой погоды», выделив основную мысль.
Возвращение к 1 заданию и прослушивание созданных группами текстов.
Работа с текстом (другого автора): разделить текст на абзацы, определив микротему, тип речи.
Обращение к рисункам; какой дождь я нарисовал? (обосновать ответ).
Написать мини-сочинение от имени дождика.
Просушивание нескольких текстов, группа выбирает лучшую работу.
Разноаспектная мини-работа с текстом позволяет достичь определённых результатов:
у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению русского языка и литературы;
совершенствуется речевое развитие:
повышается интерес к предмету, что заставляет больше читать и углублять знания по предмету;
расширяется кругозор учащихся, что позволяет им добиваться успехов не только в учёбе, но и в предметных и дистанционных олимпиадах, конкурах различного уровня.
Педагогическая система, направленная на развитие творческого мышления, позволяет создать такие условия, в которых каждый учащийся приобретает позитивный, социальный, личностный опыт в соответствии со своими способностями, раскрывается как творческая личность, что, в свою очередь, становится почвой для духовного роста.
Приглашаю Вас в педагогическую мастерскую.
В данной работе представлен опыт проведения занятия по (А.Грин "Алые паруса").
Технологическая карта мастерской
Предмет: литература
Тема: «В порыве к счастью...» (по повести А.Грина «Алые паруса).
Тема работы в малых группах: обсуждение образов Лонгрена, Ассоль, Грэя, жителей Каперны, выявление авторского отношения к ним, которое проявилось в деталях их портретов, описаниях их психологического состояния, мотивация интереса к проблемам повести.
Форма работы. Работа в малых группах создаёт ситуацию успеха каждому обучающемуся.
Цель использования работы в малых группах:
активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие умения общаться, слушать друг друга, коллективно решать проблемы, умение приходить к согласию, умение работать в команде.
пробудить светлые чувства путем непосредственного вслушивания в текст произведения; вызвать интерес к этическим «вечным» проблемам, нравственным ценностям, способствовать углублению познания самого себя, человеческих взаимоотношений во всей их глубине и красоте путем включения субъективного опыта обучающихся, возможности реализовать в процессе урока свои творческие способности.
«Человек в порыве к счастью
способен сам совершать чудеса»
К.Паустовский
Творческие задания для групп:
1 группа «Портретисты».
Написать творческую миниатюру по одной из предложенных тем:
Ассоль и Грэй.
– Что различало и что объединяло Ассоль и Грэя?
– Мои мысли об одном из героев феерии А. Грина «Алые паруса».
– Прав ли Грэй, утверждая, что нужно «делать так называемые чудеса своими руками»?
Синквейн
1-я строка: название синквейна;
2-я строка: два прилагательных;
3-я строка: три глагола;
4-я строка: фраза на тему синквейна;
5-я строка: существительное.
2 группа «Портретисты».
Написать творческую миниатюру по одной из предложенных тем:
Жители Каперны. Дайте характеристику Меннерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность? Какими изображены жители Каперны? Какими словами выражается авторское осуждение жителей Каперны? Какими словами передает легенду об алых парусах прохожий нищий? Сделайте вывод о нравственном облике мира, где живут Лонгрен и Ассоль.
Синквейн
1-я строка: название синквейна;
2-я строка: два прилагательных;
3-я строка: три глагола;
4-я строка: фраза на тему синквейна;
5-я строка: существительное.
3 группа « Пейзажисты»
Написать творческую миниатюру по одной из предложенных тем:
Найти пейзажи, связанные с душевным состоянием героев (Ассоль, Грэй), выяснить, какова их смысловая нагрузка.
Пейзажи, рисующие состояние души:
Деревья, цветы, море, восход солнца, корабль с алыми парусами
Шторм, разорванные облака, ветер, буря, костер, звезды
4 группа «Психологи»
Написать творческую миниатюру по одной из предложенных тем:
Создать «лестницу мысли», позволяющую проследить, как меняется внутреннее состояние героев (Ассоль, Грэй). Выписать из текста жизненные мудрости, которые могут стать правилами для человека.
Счастье.
Я был в одной стране. Там царствует любовь. Хоть ей не строят храмы. Детей не заставляют петь хвалу. Там просто любят. Медленно и скромно. Наивно и немножечко смешно. Обыденно – ведь там не представляют, как можно жить, не ведая любви…
Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила.
Мы любим сказки, но не верим в них.
Я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
5 группа «Журналисты»
Написать творческую миниатюру или синквейн по одной из предложенных тем:
– Интервью с одним из героев книги А. Грина «Алые паруса».
– Монолог трехмачтового галиота «Секрет».
– Рассказ жука о его встрече с Ассоль.
– Звуковой фон истории об алых парусах и его роль в произведении.
– Образ моря в повести А. Грина «Алые паруса».
– Художественное своеобразие повести А. Грина «Алые паруса» (синонимы, антонимы, узкопрофессиональная лексика, антитеза).
Синквейн
1-я строка: название синквейна;
2-я строка: два прилагательных;
3-я строка: три глагола;
4-я строка: фраза на тему синквейна;
5-я строка: существительное.
6 группа «Журналисты».
Напишите эссе.
Какие чувства вызвала у вас эта книга? В чем очарование этой повести?
7 группа «Художники».
Приём "Словесное рисование". Написать творческую миниатюру по одной из предложенных тем:
Пейзажи, рисующие состояние души.
Деревья, цветы, море, восход солнца, корабль с алыми парусами
Шторм, разорванные облака, ветер, буря, костер, звезды
8 группа «Авторская оценка».
Написать творческую миниатюру по одной из предложенных тем:
Авторская оценка: «Очарование»; «живое стихотворение
«Он родился капитаном, хотел быть им и стал им».
Шел к цели со «стиснутыми зубами и побледневшим лицом».
Понял одну «нехитрую истину»: она в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Выступление групп.Подведение итогов.Рефлексия.
Мастерская окончена, но не кончается процесс поиска. “Я ищу, значит, я обучаюсь, я ищу, значит, я обучаю”! – это девиз всех, для кого работа на уроках превратилась в процесс каждодневного поиска на мастерских.
Я искренне благодарю Вас за нашу совместную работу. Думаю, что используемые сегодня в мастер - классе методические приемы помогут вам в работе. Успехов всем и творчества!
Мастерская всегда заканчивается рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Итак, уважаемые коллеги, подводя итог, хочется отметить, что использование данной технологии позволяет в индивидуальном и коллективном поиске самостоятельно приходить к «построению или открытию нового знания».
Селиванова Галина Геннадьевна
Сидорова Ольга Юрьевна