Открытый урок по социально-бытовой ориентировке в 6 классе «Виды медицинских учреждений»
Открытый урок по социально-бытовой ориентировке в 6 классе.
Учитель Шевченко С. А.
Предмет - Социально-бытовая ориентировка.
Тема урока – «Виды медицинских учреждений»
Цель урока: познакомиться с видами и порядком деятельности медицинских учреждений.
Задачи урока:
познакомиться с лечением людей в старину,
выяснить, что такое поликлиника, больница, поселковый медицинский пункт, диспансер, аптека, санаторий, и какие функции они выполняют,
выяснить, как можно записаться на приём в поликлинику,
вывести алгоритм обращения в регистратуру поликлиники, выяснить, что написано на талончике,
изучить правила поведения в медицинских учреждениях.
воспитывать коммуникативную культуру: доброжелательность, терпение, умение договариваться, распределять работу, оценивать вклад в общее дело и вклад своих товарищей при работе в группах, парах.
формировать образное и логическое мышление, связную речь, развивать память, мелкую моторику и осязание, ориентировку в макро- и микропространстве.
Необходимое оборудование: карточки с деформированным планом, карточки с заданиями, карандаши, фломастеры, бумага.
Тип урока: Урок повторения и предъявления новых знаний.
№ |
Этап урока. |
Деятельность учителя. |
Деятельность ученика. |
1 |
Организационный этап. |
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу. |
Настраиваются на урок. |
2 |
Актуализация знаний учащихся, мотивация к учебной деятельности. |
Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках. На двух предыдущих занятиях мы с вами познакомились с ….., которую может получить любой нуждающийся в ней человек и медицинскими ... которые оказывают медицинскую помощь. Выполните задания самостоятельно, одни будут выполнять первое задание, другие второе, а потом проверим результаты. 1.Соедините правильно виды медицинской помощи и необходимые действия медицинских работников, 2. Соедините названия специальностей врачей с системами органов и заболеваниями, которые они лечат. (Приложение 1, 2.) Все ли правильно выполнили задание? |
… с видами медицинской помощи, … работниками.
Выполняют задание. |
3 |
Целеполагание: определить цель урока. |
Как вы думаете, в каких учреждениях оказывается медицинская помощь? А как вы думаете, много ли существует разных медицинских учреждений, нужно ли их вам знать и какую помощь они оказывают?
Сколько же в нашем классе мнений? Возникает проблема, которую необходимо решить. Какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Какую цель урока мы можем поставить? |
В медицинских учреждениях.
Диалог учащихся: 1й. Я считаю, что пока мы молоды и здоровы, нам не нужно забивать голову названиями разных медицинских учреждений. 2й. А я считаю, что даже школьник должен знать, куда можно обратиться, если ты заболел. В нашем классе 2 противоположных мнения. Называют тему урока: "Виды медицинских учреждений". Называют цель урока: познакомиться с видами и порядком деятельности медицинских учреждений. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения, составить план. |
Как вы думаете, а достаточно ли знать просто названия медицинских учреждений? Давайте разберёмся и обобщим, что же необходимо знать о медицинских учреждениях. Возникает необходимость составить план, с помощью которого достигнем цели урока. Ученикам предлагается деформированный план работы на уроке, который они располагают в правильной последовательности: - познакомиться с лечением людей в старину, - выяснить, что такое поликлиника, больница, поселковый медицинский пункт, диспансер, аптека, санаторий, и какие функции они выполняют, - выяснить, как можно записаться на приём в поликлинику, - вывести алгоритм обращения в регистратуру поликлиники, выяснить, что написано на талончике, - изучить правила поведения в медицинских учреждениях. (Приложение 3.) |
Дети высказывают свои мнения, предположения.
Ученики испытывают затруднение.
Располагают пункты плана по порядку. |
5 |
Открытие новых знаний. |
В старину на Руси существовала народная медицина, людей лечили знахари, лекари, ведуны, волхвы, которые не имели никакого медицинского образования, принимали больных у себя дома или приходили к больному домой. Лечили они с помощью заговоров, а так же самодельных мазей, настоек, отваров, сделанных на основе лекарственных растений, которые они сами собирали в лесах. После крещения Руси появляется монастырская медицина, где лечение осуществляется восновном с помощью молитвы. Позднее с востока и запада приходит светская (городская) медицина, которая является прародительницей современной медицины. Появляется аптекарское дело и лекарства начинают изготавливать в аптеках. Посмотрите на план, который мы составили, чем вы сейчас будете заниматься?
Прочитайте сообщения на карточках и расскажите нам, какие в наше время есть медицинские учреждения, и какие функции они выполняют. (Приложение 4.) Скажите, узнали вы что-то новое, может о каких-то медицинских учреждениях вы не знали? Как вы думаете, куда чаще всего люди обращаются за медицинской помощью? Давайте обратимся к нашему плану, какой мы будем рассматривать пункт.
Учитель помогает правильно сформулировать ответы. |
Ученики слушают, отвечают на вопросы.
Выяснять, что такое поликлиника, аптека, больница, поселковый медицинский пункт, диспансер, санаторий. Ученики выполняют задание, читают и рассказывают каждый о своём учреждении.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. В поликлинику.
Как можно записаться на приём к врачу в поликлинике. Ученики высказывают свои мнения, выбираются правильные: 1. Придти в поликлинику и в регистратуре записаться на приём, 2. позвонить по телефону в регистратуру и записаться, 3. зайти на сайт поликлиники и записаться на приём. |
6 |
Динамическая пауза. |
Давайте выполним гимнастику для глаз. |
Учащиеся выполняют гимнастику. |
5 |
Продолжение. Открытие новых знаний. |
Чтобы выполнить следующий пункт нашего плана, давайте разделимся на 2 группы и обсудим каждая группа свой вопрос. Первый вопрос: как же правильно записаться на приём к врачу в регистратуре поликлиники, какие необходимы для этого документы, что нужно говорить и как себя вести? И второй вопрос: в регистратуре вы получите талончик на приём, какая информация на нём будет написано, и что для вас будет важным? Обсудите в группах: 1я группа составьте алгоритм обращения в регистратуру, 2я группа напишите, что можно прочитать на талончике. |
Учащиеся обсуждают группами, составляют алгоритм записи в регистратуре поликлиники на приём к врачу и пишут сведения, которые можно прочитать на талончике.
После обсуждения представитель от группы выступает с сообщением. |
7 |
Практическая работа. |
Что по нашему плану мы должны сделать дальше? Прочитайте правила поведения в поликлинике, впишите недостающие слова и нарисуйте схематические картинки на каждое правило. - На приём нужно приходить чистым и опрятным. - Если вы пришли в холодное время года, сдать вещи в гардероб. - Вести себя тихо, не шуметь. -Не баловаться, не бегать. - Нужно найти свою очередь по талону или занять за последним. - Заходить к врачу только по вызову. - Перед посещением кабинета надень бахилы. - При угрозе заражения вирусными болезнями во время посещения поликлиники пользуйся маской. (Приложение 5.) Для закрепления знаний учитель предлагает детям провести ролевую игру «Регистратор записывает больных на приём к врачу». (Каждому выдаётся задание Приложение 6) |
Изучить правила поведения в поликлинике. Ученикам раздаются правила поведения в поликлинике, они вписывают недостающие слова и рисуют картинки.
Ученики выбирают регистратора, а остальные выступают в роли больных. |
8 |
Рефлексия учебной деятельности. |
Соответствие результатов деятельности на уроке поставленным целям. |
Что узнал нового, что получилось хорошо, что не очень, что не получилось совсем, что нужно делать, чтобы добиться положительного результата. |
Приложение 1.
Скорая помощь. |
Помощь на дому. |
Амбулаторный приём |
Госпитализация. |
Врач в порядке очереди, приезжает по вызову (запись по звонку в регистратуру поликлиники) на дом, производит осмотр, назначает лечение, выписывает больничный лист. |
Зачастую находится при больнице. Может быть вызвана на дом или на улицу для оказания срочной медицинской помощи. Также, нуждающийся в медицинской помощи человек, может сам прийти. |
Больной, нуждающийся в постоянном уходе, лечении, присмотре, кладётся в больницу на нужное отделение. Проходит полное обследование и получает необходимое лечение и уход. |
Приём врачами больных непосредственно в поликлинике, направление на анализы и обследования, выписывание лечения, оформление больничного листа. |
Приложение 2.
Соедини правильно название врача и болезни, которые он лечит:
Окулист |
Болезни желудочно-кишечного тракта. |
|
ЛОР |
Болезни зубов |
|
Хирург |
Мочевой пузырь, почки. |
|
Терапевт |
Глаза |
|
Педиатр |
Лёгкие, бронхи. |
|
Кардиолог |
Заболевания детородных органов женщин. |
|
Пульмонолог |
Детские болезни. |
|
Аллерголог |
Болезни внутренних органов. |
|
Невролог |
Уши, горло, нос. |
|
Уролог |
Раны, травмы, гнойники. |
|
Гинеколог |
Болезни нервов. |
|
Стоматолог |
Аллергические реакции. |
|
Гастроэнтеролог |
Сердце и его сосуды. |
Приложение 3.
- выяснить, как можно записаться на приём в поликлинику,
- познакомиться с лечением людей в старину,
- изучить правила поведения в медицинских учреждениях.
- вывести алгоритм обращения в регистратуру поликлиники,
- выяснить, что такое поликлиника, больница, поселковый медицинский пункт, диспансер, аптека, санаторий, и какие функции она выполняет,
Приложение 5.
На приём нужно приходить ___________________ и опрятным.
Если вы пришли в холодное время года, сдать одежду в ____________________.
Вести себя ______________, не шуметь.
Не ________________, не бегать.
Нужно найти свою ____________ указанную в талоне или занять за последним.
Заходить в кабинет к врачу только по _____________________.
Перед посещением кабинета надень _________________.
При угрозе заражения вирусными болезнями во время посещения поликлиники пользуйся __________________.
На приём нужно приходить чистым и опрятным.
Если вы пришли в холодное время года, сдать одежду в гардероб.
Вести себя тихо, не шуметь.
Не баловаться, не бегать.
Нужно найти свою очередь указанную в талоне или занять за последним.
Заходить в кабинет к врачу только по вызову.
Перед посещением кабинета надень бахилы.
При угрозе заражения вирусными болезнями во время посещения поликлиники пользуйся маской.
Приложение 4.
Поликлиника – это медицинское учреждение, в которое больные приходят на приём к врачам. Врачи осматривают пациентов, направляют, если нужно, на анализы (кровь, моча, кал, мазки и др.), различные обследования (рентген, УЗИ, ЭКГ, МРТ и др.) ставят на основании ответов диагноз и назначают лечение. |
Диспансер – это такое лечебное учреждение, в котором ставят на учёт по данному тяжёлому заболеванию и поэтому необходимо периодически проходить длительные курсы лечения (психоневрологический, туберкулёзный, кожно-венерологический, наркологический, онкологический и др.) |
Больница – это медицинское учреждение, в которое госпитализируют больного при тяжёлом течении заболевания, где он сдаёт анализы и проходит дополнительное обследование, получает назначенное лечение, питание, уход. |
Аптека – это медицинское учреждение, в котором продаются готовые, а также готовятся по заказу (рецепту врача) необходимые лекарства. В аптеке в специальном льготном отделе выдаются лекарства муниципальным и федеральным льготникам по бесплатным рецептам. |
Поселковые медицинские пункты – выполняют роль поликлиники на селе, приём ведёт врач или фельдшер. |
Санатории – это медицинские учреждения, в которых лечат людей не с помощью медикаментов, а с помощью лечебных процедур, таких как массаж, лечебная физкультура, грязи, ванны, минеральные воды, физиопроцедуры и др. |
Приложение 6.
У тебя заболел глаз, к какому врачу ты должен записаться на приём? Запишись на приём в регистратуре. |
У тебя сильный насморк, к какому врачу ты запишешься на приём? Запишись на приём в регистратуре. |
Ты стал плохо спать, раздражаешься по пустякам, к какому врачу тебе нужно обратиться? Запишись на приём в регистратуре. |
У тебя заболел желудок, к какому врачу тебе нужно обратиться? Запишись на приём в регистратуре. |
У тебя не проходит кашель, тяжело дышать, одышка, к какому врачу тебе нужно записаться на приём? Запишись на приём в регистратуре. |
У тебя забелел зуб, к какому врачу тебе нужно записаться на приём? Запишись на приём в регистратуре. |
Ты сильно ушиб ногу, к какому врачу тебе нужно записаться на приём? Запишись не приём в регистратуре. |