Мастерская построения знаний по химии для 8 класса на тему «Я химию бы выучил только за то...»
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа — интернат № 88 « Улыбка» г. Ульяновска Ульяновской области
Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему
«Я химию бы выучил только за...»
(педагогическая мастерская построения знаний)
«Не могу представить себе химика, не знакомого
с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей
музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в
своей области…»
(Академик А.Е. Арбузов)
читель биологии и химии Бакураева Людмила Евгеньевна
2015 г.
г. Ульяновск
Педагогическая мастерская признана одним из современных способов ведения урока, общения учащихся и педагога и сегодня мастерские включаются в систему образования наряду с другими способами работы. Своё название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и немеющему. Мастер лишь создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают в нём участие все, включая самого мастера. Применение педагогической мастерской на уроке химии позволяет автору:
1. Создать эмоциональный настрой, творческую обстановку на уроке;
2.вводить элементы проблемного обучения;
3.снять доминирующую роль учителя;
4.увеличить объем самостоятельной работ;
5.оптимизировать учебный процесс;
6.актуализировать знания учащихся по теме и привести их в систему;
7.содержание урока базируется на жизненном опыте учащихся.
Структура урока в форме педагогической мастерской
Этапы мастерской |
Деятельность мастера |
Деятельность подмастерьев |
Индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Создание эмоционального настроя ( музыка, репродукции картин, различные предметы, фото, плакаты, театрализованные образы, демонстрация опытов). |
Создает психологический настрой на урок, вызывает поток ассоциаций, ощущений, чувств, радости. - Закончите фразу... - Нарисуйте познавательный объект. - Запишите вопросы (ассоциации и т. п.). |
Личное отношение к предмету обсуждения Продолжают фразу, рисуют в тетрадях познавательный объект, составляют вопросы и т.д. |
Самоконструкция (индивидуальное выполнение заданий. Создание своего мира, текста, гипотезы, решения). |
Запишите, все, что вы знаете об этом объекте (или определите признаки и т.п.) |
Записывают все, что знают об этом объекте. Закончить фразу, написать ассоциации по теме; ответить на вопрос и др.Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. |
Социоконструкция (создание коллективного труда ). |
Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием. |
Объединение этих элементов в коллективный продукт. Работают в парах по заданию, формулирование первых определений, текстов и т.д. |
Социализация (соотнесение своей деятельности с деятельностью других). |
Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами. Предлагает дополнительные задания, поменяться тетрадями. |
Работают в группах. Выполняют задания: заполнение таблиц; построение схем, диаграмм; формулирование выводов и др. Самооценка, самокоррекция. |
Афиширование |
Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления. |
Представление своих произведений (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) всей группе (классу), защита своей работы перед всей группой. |
Деконструкция |
Организует работу с информационным материалом (научным, литературным текстом, красками, веществами, моделями и др.) и превращает его в смешение явлений, слов, событий. |
Работа с информационным материалом в виде различных заданий. |
Реконструкция |
Организует работу так, что дети создают свой собственный мир, текст, рисунок, гипотезу, проект, решение. |
Создание своего мира, объекта, гипотезы, рисунка, решения, проекта. |
Разрыв |
Фиксирует внимание на возникших познавательных противоречиях; организует работу в группах с источником информации, позволяющим разрешить возникшие противоречия. |
У учащихся должно возникнуть желание пополнить свои знания, осознают возникшие противоречия. Работают с источниками информации, закрепляют и применяют знания. |
Рефлексия - (отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений). |
Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Осуществляют рефлексию. |
Осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то); ответы на вопросы; высказывание своего мнения, оценка происходящего и др. |
Задание на дом
Урок химии в 8 классе разработан по теме « Предмет химии. Вещества » и предстален в форме педагогической мастрской построения знаний.
УМК Химия 7 - 11 класс О.С. Габриеляна
МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ«Я ХИМИЮ БЫ ВЫУЧИЛ ТОЛЬКО ЗА ТО...»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.
Задачи урока:
образовательные: обеспечить в ходе урока формирование целостной картины мира, обобщить полученные ранее на уроках физики знания о телах, содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между химией и другими естественными науками, между веществом и физическим телом, между формами существования химического элемента; презентовать собственный результат (продукт).
развивающие: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по средствам работы в малых группах, создать условия для развития умений самостоятельного приобретения знаний, формирование опыта творческой деятельности: развитие творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности, умение выделять главное, сравнивать, логически излагать свои мысли.
воспитательные: создать условия для формирования у учащихся потребности в творческой и инновационной деятельности на примере гениальной личности М.В. Ломоносова; для развития социальной активности учащихся через установление межпредметных связей с литературой, физикой, историей способствовать развитию интереса учащихся к химической науке; осознать значение химии в различных отраслях народного хозяйства; формировать интерес к информационной деятельности и коммуникативной диалоговой среде, которые позволят создать условия для воспитания культуры взаимоотношений в детском коллективе, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
Личностные результаты:
Личностные УУД
1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
2.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Познавательные УУД
1.Формирование умения ориентироваться в научной литературе, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 3.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Коммуникативные УУД
1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.
2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД
1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.
2. Составлять (в группе) план решения проблемы.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Форма урока: педагогическая мастерская построения знаний.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, информационный материал, листы ватмана, шаростержневые модели атомов, таблички с изображением атомов разных видов, оборудование и реактивы для демонстрационного опыта ( нитрат свинца, иодид калия, вода, уксусная кислота, спиртовка, лучина, спички), портрет М.В. Ломоносова, колбы, монеты, графит, линейки, болты, платья для кукол, алюминий, ложечки, медь, стекло, пластмасса, хлопок, железо, карандаши.
Ход мастерской.
Информационный материал №1« След колесницы».
— Видите камень
вон тот придорожный?
— Камень как камень...
обычный.
— Возможно.
Как бы о нем поточнее узнать?
Надо Науку
на помощь позвать.
Как пишется «камень»,
научит Грамматика.
Размеры и форму
найдет Математика.
Физика
массу отыщет и вес.
Минералогия
взглянет на срез.
«Это кремень, —
она скажет ребятам, —
и называют его —
силикатом.
А силикат расплавляют в печи
и получают стекло,
кирпичи...»
Археология скажет:
«Находка!
Справа на камне
видна обработка!»
«Жил в этой местности
древний народ... —
дальше История
слово берет. —
Был этот камень
в почете и в силе.
Древние люди
им сучья рубили.
Им добывали одежду
и пищу.
Жилой примотан он был
к топорищу.
В каменном веке,
во времени давнем,
люди огонь высекали
тем камнем...»
Камень
в овраге лежит придорожном...
Камень — простой?
Или, может быть, сложный?
О камне ты все ли узнал,
Человек?
Наука поможет!
Не каменный век!
Е.Ефимовский
Информационный материал №2 (приложение 2).
Основоположником физической химии как науки является М. В. Ломоносов. Он в 1752—1754 гг. первым из ученых прочитал студентам курс физической химии. Чтение курса сопровождалось демонстрацией опытов и проведением лабораторных работ. В замечательном труде « Элементы математической химии», написанном в 1741 г., он пишет:»
|
«Химия — наука об изменениях, происходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное. ...Не сомневаюсь, что найдутся многие, которым это определение покажется неполным, будут сетовать на отсутствие начал разделения, соединения, очищения и других выражений, которыми наполнены почти все химические книги; но те, кто проницательнее, легко усмотрят, что упомянутые выражения, которыми весьма многие писатели по химии имеют обыкновение обременять без надобности свои исследования, могут быть охвачены одним словом: смешанное тело. В самом деле, обладающий знанием смешанного тела может объяснить все возможные изменения его, и в том числе разделение, соединение и т.д. .«физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях» |
Информационный материал № 3 ( приложение 3).
Дж.К.Джерома «Трое в лодке, не считая, собаки».
Однажды мы захватили в дорогу керосинку, но это было в первый и последний раз. Целую дорогу мы провели, словно в керосиновой лавке. Керосин просачивался. Я не знаю, что еще обладает такой способностью просачиваться, как керосин. Мы держали его на носу лодки, и оттуда он просочился до самого руля, пропитав по пути всю лодку и ее содержимое, и расплылся по реке, и въелся в пейзаж, и отравил воздух.
Информационный материал № 4 ( приложение 4).
Химия - наука особенная, она вокруг нас и внутри нас, без химических веществ невозможно представить наше существование. Химические вещества окружают нас повсюду, и в каждое мгновенье происходит химическое превращение. Химия - наука очень древняя, и в то же время очень молодая, она постоянно развивается. На разных языках это слово имеет сходное звучание. Все слова имеют один корень: "хам" или "хим.". Версий о значении слова много, например: в древнегреческом языке "химос" означает "сок", "хима" переводится как литье; на языке древних египтян "хёми" означает название самой страны Египет и название почвы, содержащей плодородный нильский ил. По-видимому, термин "химия" в более или менее современном произношении впервые употребил греческий философ Зосима Панополитанский во второй половине IV в. Этим термином он обозначил процессы "настаивания" и "наливания".
Химия- наука о химических элементах. Она изучает, из каких веществ состоит тот или иной предмет; почему и как ржавеет железо, и почему олово не ржавеет; что происходит с пищей в организме, почему раствор соли проводит электрический ток, а раствор сахара - нет; почему одни химические изменения происходят быстро, а другие медленно
Мы живем среди химических веществ. Как только маленький человек появляется на свет, он попадает в мир химических веществ. Он вдыхает воздух, а это смесь газов (азота, кислорода и других), выдыхает углекислый газ. Его умывают водой - это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Добрые мамины руки заворачивают малыша в пеленки, надевают распашонку, а чтобы не было холодно, накрывают одеяльцем... Все эти вещи сделаны из волокон - хлопчатобумажных, основа которых природное вещество целлюлоза (клетчатка), и шерстяных, состоящих и природных белков. Малыш закапризничал: пора кушать. Мама дает ему бутылку с молоком. Молоко - смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира, и не только: здесь еще есть молочный белок казеин, минеральные соли, витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный - лактоза.
Все это вещества природного, естественного происхождения. Бутылочка сделана из стекла, а соска - из резины; это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина - искусственного происхождения, в природе их не было. Малыш растет, у него уже появились зубки, и он с аппетитом грызет яблоко. А яблоко состоит из целого набора химических веществ - здесь и сахар, и яблочная кислота, и витамины... Когда прожеванные кусочки яблока попадают в желудок, на них начинают действовать пищеварительные соки человека, которые помогают усваивать все вкусные и полезные вещества не только яблока, но и любой другой пищи. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек - его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей.
Если человек двигается, думает, работает и растет, это значит, что он получает с пищей и питьем все новые порции химических веществ... Итак, вещество - это то, из чего состоит физическое тело. Например, вода -вещество, а капля воды — тело, кусок льда – физическое тело, а состоит из воды – вещества; золотое кольцо – физическое тело, а состоит из золота – вещества.
Химия – наука, изучающая состав, строение, свойства веществ, а также превращения этих веществ и законы, которым подчиняются эти превращения.
XXI век называют “веком химии”. Это связано с тем, что именно в последние годы развитие этой отрасли достигло пика в сравнении с предыдущими периодами. Современная химия - фундаментальная система знаний, основанная на богатом экспериментальном материале и надежных теоретических положениях. Химия занимает центральное место среди естественных наук и обладает огромной созидательной силой. Медицина, парфюмерия, металлургическая и топливная промышленность – это лишь малая часть отраслей, которые просто не смогут существовать без развития химии. На сегодняшний день известно почти 20 миллионов органических и около 500 тысяч неорганических соединений. Некоторые их них созданы самой природой: кислород, вода, белки, углеводы, нефть, металлы, а другие получены из природных соединений: сплавы, искусственные волокна и др., но большинство из химических веществ синтезированы. Каждое из химических веществ имеет свое внутреннее строение и может вступать в сотни разнообразных химических реакций. Эти два аспекта взаимосвязаны и эту взаимосвязь изучает химия.
Из чего же состоят вещества? Из курса физики вы знаете, что многие вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы так малы, что на острие иглы их может поместиться многие миллиарды. Различают 118 видов атомов, из которых состоят вещества. Таким образом, химический элемент — это определенный вид атомов.
Информационный материал № 5 (приложение 5).
Атомы могут существовать в разных формах: поодиночке, т.е. в виде свободных атомов (рис.1), соединяться с такими же атомами (рис.2) ,соединяться с другими видами атомов (рис.3).
Рис.1 Рис.2 Рис. 3
При соединении атомов одного химического элемента образуется простые вещества. Простые вещества — вещества, образованные атомами одного химического элемента. При соединении атомов разных химических элементов образуются сложные вещества. Сложные вещества — вещества, образованные атомами разных химических элементов. Таким образом, химический элемент может существовать в трех формах: свободные атомы, простые вещества, сложные вещества. Различные вещества отличаются друг от друга своими свойствами. Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
Информационный материал № 6 ( приложение 6).
Подумайте о чем говорится в следующих фразах : о простом веществе или о химическом элементе?
1.В состав поваренной соли входит натрий.
2.Хлор раньше применялся в качестве боевого отравляющего вещества.
3.Главный компонент Солнца – это водород.
4.Нить накаливания в электрических лампах обычно делают из вольфрама.
5.Гремучий газ – это смесь водорода с кислородом в соотношении 2:1 по объему.
6.Алюминий – крылатый металл.
Информационный материал № 7 ( приложение 7 ).
Задача 1. Ежедневный прием небольших доз соединений йода помогает избавиться от зоба. Морские губки, морская капуста богаты йодом. Поэтому в Китае и Японии больных зобом издавна лечат золой морских губок. Вычислите, сколько граммов морской капусты необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность (800 мг) организма в йоде. В 100 г морской капусты содержание йода составляет 250 мг.
Задача 2.Со времен Гомера известен этот оксид – бесцветный газ с резким запахом. Одиссей, хитроумный герой Троянской войны, окуривал им помещение, в котором сражался, и, в конце концов, победил женихов Пенелопы. Плиний Старший, римский историк (23-79 гг. н. э.), тоже упоминал в своих сочинениях о газообразном оксиде, который уничтожает инфекцию и вредных насекомых. Тот же оксид стал причиной смерти Плиния во время извержения Везувия в 79 г н.э. В наши дни это соединение выбрасывается в атмосферу с дымом тепловых электростанций и металлургических заводов и является причиной «кислотных дождей». Когда «газ Одиссея» смешивают с влажным сероводородом, выделяется сера. Что это за газ?
Задача 3. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»: “Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды. А вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная”. О каких веществах идет речь?
Задача 4. В Англии в последние десятилетия наблюдается снижение смертности от болезней сосудов головного мозга. Это связано с увеличением потребления свежих фруктов и овощей. В свежих овощах и фруктах всегда много калия и мало натрия. Натрий задерживает воду в организме, повышая артериальное давление, а калий, напротив, способствует его снижению. Вот почему увеличение потребления овощей, фруктов, в частности яблок, можно рассматривать как существенную меру предупреждения болезней сосудов головного мозга. А у жителей южных районов спазмы кровеносных сосудов происходят реже, чем у северян. Врачи связывают это с содержанием в организме магния, т.к. известно, что внутривенные и внутримышечные вливания растворов солей магния снимают спазмы и судороги. В организм человека магний поступает с овощами и фруктами. Особенно богаты им абрикосы, персики и цветная капуста. ?????
Задача 5.Чтобы получить этот оксид в твердом виде достаточно взять его в жидком состоянии и… вылить прямо в бумажный пакет. Получится белый порошок, с которым хорошо знакомы уличные продавцы мороженного. Этот оксид честно служит людям: его хорошо знают те, кто хотя бы однажды пользовался огнетушителем или пил газированную воду. А голландский ученый Ян Баптист ванн Гельминт в 1620 г. назвал этот оксид «лесным духом». Газ не ядовит, но при вдыхании его в больших количествах наступает удушье из-за недостатка кислорода. В Италии находится «Собачья пещера», в которой человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет. Что это за вещество?
Задача 6. В ходе Первой мировой войны руководство германской армии пошло на чудовищное преступление – применение отравляющих веществ. Жидкий хлор немцы транспортировали к линии фронта в специальных цистернах и в подходящий момент, когда ветер дул в нужную сторону, разливали в баллоны. Тысячи таких баллонов они тайно устанавливали на передовых позициях. Вентили их баллонов открывали одновременно. При этом хлор выходил наружу и устремлялся на позиции в виде гонимого попутным ветром облака, губительного для всего живого. Если газовая атака оказывалась внезапной, гибли тысячи людей.
Информационный материал № 8 ( приложение 8).
На территории Ульяновской области имеются диатомиты. Это – тонкопористая, легкая кремнистая порода, имеющая землистое строение светло-серого (иногда белого цвета) и небольшую плотность. В образовании этой горной породы принимали участие диатомовые водоросли, которые после гибели опускались на дно и образовывали глубоководный, кремнистый осадок. После сложных физико-химических процессов он превращался в диатомит. Панцири диатомовых водорослей состоят из рентгеноморфного опала. Как показывают данные химических анализов, кремнезем является основным компонентом, его содержание составляет 75-85 %.
Выходы диатомита в пределах Ульяновской области приурочены к отложениям сызранской и камышинской свит палеоцена. В настоящее время в пределах области выявлено около 70 месторождений диатомита. Девять из них: Инзенское, Сенгилеевское, Забалуйское, Барышское, Шарловское, Вырыпаевское, Вязовское, Решеткинское и Кивачское. Разведанные общие запасы составляют более 720 млн. м3. Перспективные же запасы диатомита в пределах нашей области исчисляются миллиардами тонн. По запасам диатомита наша Ульяновская область занимает одно из ведущих мест в России.
История изучения и применения диатомитов связана с необычайной легкостью и пористостью, что издавна привлекало внимание геологов исследователей П.М. Языкова 1832, 1844; А.П. Павлова 1886, 1887; С.Н. Никитина, Н.Ф. Погребова, 1898 и других. В 1902 г. начинаются первые разработки их у с. Панциревка, с. Оськино. Несколько позже появляются статьи, освещающие отдельные свойства и пути использования диатомитов (А.В. Рахманов, 1902; В.Б. Гладков, 1902). Эти авторы впервые указали на зависимость физико-механических свойств получаемых изделий от химического состава диатомитов.
Высокая пористость и связанная с этим легкость диатомитов дают возможность широко использовать их в строительной промышленности для получения различных термоизоляционных изделий, легковесного строительного кирпича. Они также применяются как фильтровальные массы при очистке различных сиропов, сахарных растворов, растительных и минеральных масс. Диатомиты и особенно опоки состоят в основном из аморфной кислоты. Это дает возможность использовать их в качестве природных гидравлических добавок для производства цемента портланд- и пуццолановых цементов.
Химико-минералогический состав и строение диатомитов дают возможность употреблять их в качестве адсорбентов, катализаторов (веществ, усиливающих химическую реакцию), осушителей газов, в виде наполнителей, полировальных масс. Термоизоляционная промышленность является одним из основных потребителей диатомита, где он используется в качестве засыпной изоляции для получения различных мастик. Высокие термоизоляционные свойства диатомитов позволяют использовать их для изоляции поверхностей с температурой до 900°С. В молотом виде он применяется для засыпки перекрытий, сводов печей, изоляции ледников, утеплителей стен. Диатомовый порошок используется и для изготовления термоизоляционных мастик: для повышения связующих и теплоизоляционных свойств в диатомовый порошок добавляют обычно асбест в количестве от 15 до 30 %. Такой кирпич легче обычного, удобен при кладке и обработке, по теплопроводности он не уступает дереву. Добавки опок и диатомитов к цементам устраняют вредное влияние воздушной извести, выделяющейся в процессе твердения цемента, и тем самым улучшают их свойства. Известковые растворы с добавкой опок и диатомитов приобретают большую водостойкость и прочность. К настоящему времени установлена возможность широкого использования опок и диатомитов Поволжья в качестве адсорбентов в нефтяной и пищевой промышленности, для регенерации отработанных масел. В этом отношении интерес могут представлять опоки Майнского района у (с. Ляховка, с. Выры), Инзенского района у (с. Китовка, с. Дубенки, с. Оськино, г. Инза), Вешкаймского района у (с. Безводное, с. Малая Кондарать, с. Криуши), Николаевского района у (с. Головино).
Диатомиты и опоки используются в химической промышленности для получения жидкого стекла, силиката натрия; в различных областях экономики; в строительстве (для цементации грунтов, при проходке различных гидротехнических сооружений); в мыловаренной промышленности; в качестве клеящего материала для пропитки покрытий шоссейных дорог. Используются опоки и в дорожном строительстве в качестве щебня для устройства покрытий шоссейных дорог, в центральных и северо-западных районах области они являются основным дорожно-строительным материалом. Щебенкой покрыты значительные части шоссейных дорог: г. Ульяновск – р.п. Карсун, г. Инза – с. Большие Березники, с. Майна – г. Инза и другие. Щебенка из опок нижнесызранской и камышинской свит характеризуется значительной прочностью.
В бумажной промышленности диатомит примешивают при производстве некоторых сортов бумаги (промокательной). В резиновой промышленности диатомит добавляется как наполнитель, ускоряющий процесс вулканизации и усиливающий кислотоупорность. Также диатомит используют в производстве пластмасс, грампластинок, аккумуляторных бачков. В связи с высокой способностью впитывать в себя жидкости, диатомит используется в качестве своеобразных сред-носителей различных веществ. В свое время диатомиты широко использовались при производстве динамита. Для этого диатомит пропитывался нитроглицерином. По данным Г.С. Рогозина, диатомит Старо-Зиновьевского месторождения поглощает нитроглицерин на 50-55%. Применялся диатомит для получения “сухой серной кислоты”. Пропитанная серной кислотой масса диатомита удобна для транспортировки. Диатомовые порошки могут пропитываться различными химическими и медицинскими препаратами. Они применяются для дезинфекции, уничтожения сельскохозяйственных вредителей, для приготовления удобрительных смесей. Диатомиты используются при полировании изделий из мягкого металла (меди, алюминия, мрамора, стеклянных изделий). Благодаря мелким размерам слагающих частиц (раковинок диатомовых водорослей) эти порошки обладают высокими полирующими свойствами. Наилучшими полировальными свойствами могут обладать диатомиты Инзенского, Сенгилеевского, Ермолаевского и других месторождений Ульяновской области.
Список использованной литературы.
- Габриелян О.С. Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учрежденийМосква «Дрофа», 2010г.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя, 8 класс Москва “Дрофа”, 2002 г
- Михаил Васильевич Ломоносов. Избранные произведения. В двух томах. Т. 1. Естественные науки и философия.— М.: Наука. 1986
- Е.Ефимовский “След колесницы». Ракета и травинка” истории в стихах. “Детская литература”,1989г
- Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? “Педагогические мастерские”, издательство “ Корифей”, 2000.
- Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986
- Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1993
- Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М.: Высшая школа, 2004.
- Леенсон И.А., 100 вопросов и ответов по химии. Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров. – М.:АСТ –Астрель, 2002.
- Большая Серия Знаний. Химия. Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги».«Русское энциклопедическое товарищество», 2006.
- Джером Клапка Джером. Трое в лодке, не считая собаки. Ozoon.ru, 2007.
- Одоевский В.Ф. Мороз Иванович. Мелик-Пашаев, 2013
- Сайт http.//www.school-collection.edu.ru
- Oнлайн - справочник химических элементов http://www.webelements.narod.ru/elements.
- Сайт examchemistry.com/content/different/animacia/formahe.html
Дьячкова Наталья Анатольевна