Математика и литература-два крыла одной культуры

6
0
Материал опубликован 27 October в группе

МАТЕМАТИКА И ЛИТЕРАТУРА - ДВА КРЫЛА ОДНОЙ КУЛЬТУРЫ


Математика и литература –

Две ветви человеческой культуры,

Две книги из одной библиотеки,

Две песни из единой фонотеки.

Такие разные, как буква и число,

Неразделимые, как лодка и весло.

Что их роднит, объединяет в вечность?

Великой мысли дух и бесконечность!

(Александр Лихолёт)

Точные и гуманитарные науки принято считать диаметрально противоположными. Однако литература и математика соприкасаются чаще, чем принято думать. Эти две сферы знаний влияют друг на друга, имеют много общего и обогащают нашу жизнь и культуру.

Математика. Она часто ассоциируется с точностью, анализом и логикой и позволяет нам решать сложные проблемы, находить закономерности, строить модели и прогнозировать результаты. Это наука, которая требует умения мыслить абстрактно и логически, обучает нас системному подходу и развивает навыки критического мышления. Однако математика не только наука, но и своего рода искусство. Как и в литературе, в ней присутствуют гармония и симметрия. Математические формулы и уравнения могут быть такими же красивыми, стройными, как стихи. Они могут вызывать у нас эстетическое удовлетворение и радость.

Что мы знаем о литературе? Она, безусловно, является одним из основных компонентов культуры. Литература помогает нам понять человеческую природу, расширяет наш кругозор и помогает нам лучше понять мир, в котором мы живем. Она предлагает нам размышлять над сложными этическими и философскими вопросами, а также развивает наше воображение и творческое мышление.

Что же общего между математикой и литературой? Оба эти предмета требуют от нас аналитического и креативного мышления. Они научают нас видеть истину и красоту в разных формах и выражениях. Математика и литература дают нам возможность рассмотреть одну и ту же проблему с разных точек зрения и найти новые способы решения. Кроме того, и математика, и литература - это языки. Математика использует символы и формулы, а литература - слова и выражения. Через эти языки мы выражаем наши мысли, идеи и эмоции. Они помогают нам общаться и передавать информацию. И наконец, и математика, и литература проливают свет на разные аспекты нашей жизни. Математика помогает нам понять структуру и закономерности мира, а литература - понять человеческую природу и эмоции. Оба предмета дополняют друг друга и позволяют нам получить более полное представление о мире, в котором мы живем.

Очень часто в литературных произведениях можно встретить математические задачи. Так, во многих литературных произведениях встречаются математические задачи на передвижение героев: это пройденный путь, скорость и время движения. В качестве примера рассмотрим сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Читая ее, мы обращаем внимание на то, что Герда в поисках Кая совершает длинное путешествие. Все перемещения Герды (они внесены в таблицу) показывают, что путешествие происходит с остановками:

Пункт

Название пункта

Цитата

Начало пути

дом

«…Было ещё очень рано. Она поцеловала спящую бабушку, надела красные башмачки и побежала одна – одинёшенька за город, прямо к реке…»

Остановка 1

река

«…Лодку уносило всё дальше. Берега реки были очень красивы; повсюду виднелись чудеснейшие цветы…»

Остановка 2

дом волшебницы

«…Герда приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с красными и синими стёклами в окошках и с соломенной крышей. Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка…»

Остановка 3

королевство

«…Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути…»

Остановка 4

замок разбойников

«…Герда въехала в темный лес. Вот карета остановилась: они въехали во двор разбойничьего замка…»

Остановка 5

избушка лапландки

«…Олень остановился у жалкой избушки. Дома была одна старуха лапландка…»

Остановка 6

жилье финки

«…Так добежал олень с Гердой до Финляндии и постучался в дымовую трубу финки…»

Пункт назначения

замок Снежной королевы

«…Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры...»

В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи, на которые, как правило, не обращают внимания. А между тем заложенная в них информация может раскрывать образ героя. Так, в рассказе И.С. Тургенева «Муму» дается описание главного героя: «…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения». Решение таково:

1 аршин =16 вершкам

1 аршин=71,12 см,значит,1 вершок=4,5 см.

Вычислим рост Герасима: 12 х 4,5 см = 54 см.

Какой же Герасим тогда  богатырь? Дело в том, что раньше рост человека измеряли, начиная с двух аршинов. Вот к этой длине потом и прибавляли вершки.

Проведем повторное вычисление:

1) 2х71,12см = 142,4 см - 2 аршина.

2)142,4 +54= 196,4 см (2 аршина и 12 вершков).

Ответ: рост Герасима был приблизительно 1м 96см -  высокий человек.

В некоторых художественных произведениях можно увидеть примеры, где автор демонстрирует математически неправильно решенные жизненные задачи. Такие ситуации могут стать интересным объектом анализа и обсуждения, как с точки зрения литературы, так и с точки зрения математики. Например, в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне» А.С.Пушкина корабельщики рассказывают царю Салтану про чудо-явление тридцати трех богатырей «на берег пустой»:

Каждый день идет там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге —

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить…

Итак, на берег из моря выходят 33 молодых богатыря и Черномор, который выводит их парами. Но 33 на 2 не делится, следовательно, поэтическое описание оказывается ложным, невозможным с точки зрения арифметики. Это прекрасный пример того, как поэт может использовать математическую неточность для создания интересной и яркой истории.

Читая произведения А.С.Пушкина, мы находим применение геометрии, например, в поэме «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

А задумываемся ли мы над тем, какую линию описывает кот при своем движении? На первый взгляд может показаться, при таком движении описывается окружность. Но это неверно. Ведь цепь все время наматывается так, что образует геометрическую кривую.

А представить себе лирику без математики практически невозможно, не зря писатель Эдгар По говорил: «Поэт тем талантливее, чем более математичен его дар». Известно, что большая часть стихотворений написана с учетом системы стихосложения, которая основывается на повторяющемся сочетании ударных и безударных слогов, которое образует стопу - единицу длины стиха: хорей, ямб (двусложные), анапест, дактиль, амфибрахий (трехсложные). По количеству стоп определяется длина размера стиха. А стихи складываются в строфы: двустишие, трехстишие, четверостишие... В качестве классического примера можно привести строчки из стихотворения А.Пушкина «Зимнее утро», излюбленным размером которого был ямб:

МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный!

ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный…

v-

v-

v-

v-

v

v-

v-

v-

v-

v

Четырехстопный ямб (считается только стопы с ударным слогом)

Заглавные буквы-ударный слог

v-безударный,

- ударный

Но и в лирике не обходится без исключений. Так, в японских стихах нет рифмы и четкого размера, однако есть определенная закономерность в количестве слогов: в этих трёхстишиях- хокку - в первом стихе пять слогов, во втором –семь, в третьем – пять. За строками хокку скрывается глубокий смысл, поэт как будто «рисует» словами картину, которую нужно домыслить, при этом человек должен решить задачу – понять, о чём хочет сказать поэт, о чём напомнить, какой опыт передать:

Стаял зимний снег.

Озарились радостью

Даже лица звезд. (Кобаяси Исса)

Итак, мы видим, что эти два предмета - математика и литература, казалось бы, такие далекие и несовместимые, на самом деле прочно связаны друг с другом. Они развивают наше мышление и позволяют нам лучше понять мир и других людей, поэтому необходимо продвигаться в обеих областях, чтобы мы могли летать на двух крылах и наслаждаться красотой и глубиной жизни, которая нас окружает.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.