Проект «Управление школьным практико-ориентированным проектом на основе эффективного использования ресурсов внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки и
повышения квалификации работников образования»
Кафедра управления, экономики и права
ПРОЕКТ
муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия им. К. Орфа» с. Варны Варненского района Челябинской области
(полное наименование образовательной организации – участника стажировки в соответствии с уставом)
по теме: «Управление школьным практико-ориентированным проектом на основе эффективного использования ресурсов внеурочной деятельности и дополнительного образования»
| | Выполнили: |
| | Хомченко И.Н. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе Чурикова Т.Н. - заместитель директора по воспитательной работе. |
| | Руководитель стажировки: Задорин Константин Сергеевич, доцент кафедры воспитания и дополнительного образования, к.п.н. |
| Челябинск, 2020 | |
| | |
Структура проекта
1. Актуальность проекта.
2. Цель и задачи проекта.
3. Целевая группа проекта.
4. Сроки проекта.
5. Команда проекта.
6. Ресурсы реализации проекта.
7. Ожидаемые результаты и социальные эффекты.
8. Календарный план («дорожная карта реализации проекта»).
Современное информационное общество смыслом и целью образования называет развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки ФГОС, отличительной особенностью которых является требование организации внеурочной деятельности и дополнительного образования учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации
Именно сейчас учащиеся активно вовлекаются в исследовательские, социальные проекты, волонтёрские практики, в ходе которых они учатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу и окружающим людям, формировать собственную гражданскую позицию, формулировать интересы и осознавать личностные возможности в окружающем социуме.
В условиях работы в сельской местности используются возможности интегрирования внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Основной задачей администрации гимназии является управление этим процессом через сетевые проекты и проекты, реализуемые в рамках образовательного учреждения.
Планирование данного проекта обусловлено следующими актуальными факторами:
1. Территориальность - Варна исторически является приграничным населённым пунктом (граница с республикой Казахстан), то для нас стал актуальным социальное партнёрство с погранзаставой.
2. Механизм преемственности - в самом начале проект охватывает внеурочную деятельность в начальной школе через реализацию социально-проектного направления («Моя малая родина»). Свое продолжение получает в основной школе через интегрирование внеурочной деятельности и дополнительного образования при реализации социального направления в Центре дополнительного образования «Варна» структурного подразделения гимназии.
3. Доступность - в работе клуба могут принимать участие школьники других школ района, учащиеся с разными запросами, находящиеся в разных жизненных ситуаци
Основная идея данного социально- ориентированного проекта - клуб "Рубеж" - основана на проведении системного анализа блока воспитательной работы гимназии «Человек. Гражданин. Патриот»: необходимость способствовать формированию активной гражданской позиции, умению противостоять современным вызовам, чтить героические страницы истории страны и своей малой Родины.
Цель проекта:
- Создание организационно-управленческих условий для реализации деятельности клуба по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения «Рубеж».
Управленческие задачи проекта:
1. Обеспечить нормативно-правовой документацией деятельность клуба
2. Обеспечить программно-методическое сопровождение деятельность клуба.
3. Обеспечить работу клуба актуальными информационными ресур4. сами и квалифицированными кадрами.
5. Заключить договоры с социальными партнёрами (пограничное управление ФСБ в с. Варна, районный краеведческий музей им. В. Савина, Дворец культуры «Планета»)
6. Закрепить педагога-наставника и наставника из числа социальных партнеров.
Деятельность клуба реализуется в нескольких направлениях:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – учащиеся учатся осознанно принимать современные вызовы общества и противостоять им, возводя в приоритет духовные ценности своей страны.
Изучение истории Отечества, закрепление и приумножение славных боевых традиций Пограничной службы через проведение совместных мероприятий с военнослужащими погранзаставы, воинами-интернационалистами, участниками общественной организации «Боевое братство» с. Варны.
Приобщение к уставному порядку и воинской дисциплины в коллективе, что позволяет повысить личную дисциплинированность воспитанников, приучает к самоорганизации и саморегуляции.
Пропаганда здорового образа жизни как формирование мировоззренческой позиции учащихся – жизнь без вредных привычек.
Психолого-педагогическая поддержка учащихся - это одно из важных направлений работы клуба, так как участниками клуба являются и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Управление проектом осуществляется через внешний заказ – воспитание всестороннеразвитой личности, способной к самоопределению и самореализации в социуме. Субъектами культурно – образовательного пространства села являются: пограничное управление ФСБ в с. Варна, дворец культуры «Планета», районный краеведческий музей им. В. Савина, администрация Варненского муниципального района.
Основные компетенции обучающиеся получают через ресурсы внеурочной деятельности и дополнительного образования: программы «Я живу в Варне», «Моя малая родина», «Юные друзья пограничников».
Целевые группы проекта.
Первую целевую группу проекта как трансферы современных технологий и методик в системе гражданско-патриотического воспитания составляют педагоги гимназии.
Вторую целевую группу составляют педагоги центра дополнительного образования «Варна», которые обеспечивают практико-ориентированную подготовку.
Третью целевую группу составляют наставники из числа сетевых партнеров: заместитель начальника пограничного управления ФСБ в с. Варна по воспитательной работе; директор ДК «Планета», директор районного краеведческого музей им. В. Савина. Они реализуют возможность профессионального самоопределения учащихся.
Четвёртая группа – старшеклассники, обучающиеся, освоившие программу клуба и являющиеся шефами для вновьприбывших учащихся.
Пятая - органы УО, обеспечивающие необходимую ресурсную поддержку
Шестая - родители учащихся кулуба, как субьекты образовательного процесса, заинтересованные в воспитании ребенка, как субьекта социальных отношений.
Таким образом, практико-ориентированный проект - клуб «Рубеж» - механизм сетевого взаимодействия и выстраивания индивидуального образовательного маршрута, направленного на личностное и гражданское самоопределение школьников.
Сроки проекта.
Проект реализуется в течение года.
Команда проекта:
Администрация гимназии – директор гимназии, заместители директора гимназии по учебно-воспитательной работе, заместитель директора гимназии по воспитательной работе, заместители директора гимназии по дополнительному образованию, которые планируют проект, разрабатывают методические рекомендации, осуществляют контакт с социальными партнерами, определяют группы участников и контролируют этапы реализации проекта.
Педагоги гимназии, которые реализуют воспитательную работу МОУ «Гимназия им. К. Орфа» с. Варны.
Социальные партнёры, которые предоставляют площадки для реализации проекта, оказывают материально-техническую поддержку.
Обучающиеся гимназии и их родители, которые разрабатывают и реализуют проектную инициативу, участвуя в практической деятельности.
Ресурсы реализации проекта:
1. Человеческие - единая команда, состоящая из участников образовательного процесса и социальных партнеров.
2. Правовое обеспечение - локальные акты образовательного учреждения, в которых прописываются ключевые компетенции участников образовательного процесса.
3. Информационные ресурсы – в гимназии работает компьютерный класс (20 компьютеров), работает сайт гимназии. Каждый учитель - предметник имеет АРМ и использует его в работе.
4. Учебно – материальные ресурсы – учебные кабинеты гимназии, наглядные пособия.
5. Материально – технические ресурсы - образовательный ресурс школьных помещений используется в полной мере. Территория гимназии оснащена видеонаблюдением, тревожной кнопкой, оформлены стенды по ПЖ, ТБ, ведется журнал по ТБ. Имеются рекреации, спортивный зал, стадион для отдыха и занятия спортом.
Сетевое партнерство – заключены договоры с социальными партнёрами.
Ожидаемые результаты:
- Разработка локальной документации ОО, регламентирующей деятельность клуба по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения «Рубеж»
- Привлечение кадрового потенциала специалистов не образовательной сферы для реализации проекта.
- Клуб «Рубеж» - форма взаимодействия образовательной организации с вне образовательными ведомствами-сетевыми наставниками, социальными партнерами.
- Клуб «Рубеж» является частью муниципальной системы дополнительного образования
- Положительная динамика готовности руководящих работников и педагогов гимназии к сетевому взаимодействию в рамках дополнительного образования.
Социальные эффекты:
Востребованность профессионального общения, обмена опытом в процессе сетевого взаимодействия педагогических работников.
Повышение уровня удовлетворённости учащихся и их родителей системой дополнительного образования.
Участие в социально-значимой общественной деятельности, предоставление возможностей для самовыражения, саморазвития, самоутверждения;
Сетевое взаимодействие между образовательными организациями и социальными партнерами
Обучающий эффект:
- получение и отработка практических умений и навыков обучающихся в области формирования общегражданской культуры;
- получение, расширение и углубление знаний истории своей страны.
Воспитательный эффект:
- решение в единстве задач по формированию готовности к сознательному и критическому восприятию современных реалий;
- формирование навыков культуры коллективизма, эффективного общения со сверстниками, взрослыми.
Календарный план («дорожная карта реализации проекта»)
Наименование этапа, мероприятия | Сроки начала и окончания работ | Результат (с указанием количественных и качественных показателей) |
Организационный этап (период) | ||
Формирование творческой группы для разработки дополнительной общеобразовательной программы «Юные друзья пограничников» для 5-9, и программы ВУД «Моя малая родина» для 1-4 классов | август | Регламент работы творческой группы |
Создание рабочей группы для разработки нормативно-правового сопровождения работы клуба «Рубеж» | | Регламент работы группы |
Разработка дополнительной общеобразовательной программы «Юные друзья пограничников» для 5-9, и программы ВУД «Моя малая родина» для 1-4 классов | август | Наличие утверждённых программ |
Разработка Положения о интегрировании дополнительного образования и ВУД (патриотическое направление) Разработка Положения о клубе «Рубеж» | август | Наличие утверждённых положений |
Заключение соглашений о сотрудничестве с Пограничным управлением ФСБ России по Челябинской области в с. Варна, районным краеведческим музеем им. В. Савина, районным Советом ветеранов, ДК «Планета» | август | Соглашения о совместной реализации мероприятий проекта |
Проведение организационно-методического совещания с педагогами ДО и ВУД, задействованными в реализации программ | сентябрь | Материалы совещания, методические рекомендации |
Организация повышения квалификации педагогов ДО и ВУД в ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» | По графику | Свидетельства о повышении квалификации |
Этап реализации (период) | ||
Создание условий для реализации проекта | сентябрь | Наличие оборудованного кабинета для проведения занятий, обеспечение обучающихся формой |
Организационно-методическое сопровождение разработанных программ | Сентябрь-май | Консультационная поддержка, обеспечение методическими материалами |
Анализ проведения занятий, соответствие утверждённым программам | сентябрь-май | Информация на административном совете гимназии |
Заключительный этап (период) | ||
Подготовка аналитического материала по эффективности реализации проекта с учётом уровня удовлетворённости обучающихся и их родителей итогами работы клуба «Рубеж» | май | Уровень сформированности устойчивых связей с социальными партнерами; достижение предполагаемых результатов |
Распространение опыта работы | май | Выступление на заседаниях районных методических объединений |
Заключение
Таким образом, положительный эффект от реализации практико-ориентированного проекта клуб «Рубеж» предусматривает его дальнейшее развитие. Реализация проекта позволит привлечь кадровый потенциал специалистов не образовательной сферы для реализации проекта, станет формой взаимодействия образовательной организации с вне образовательными ведомствами-сетевыми наставниками, социальными партнерами, а также отразит положительную динамику готовности руководящих работников и педагогов гимназии к сетевому взаимодействию в рамках дополнительного образования.
Также реализация этого проекта позволяет решить проблему, озвученную президентом Российской Федерации В.В. Путиным. На одном из выступлений он сказал «…. проблема, которая давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о патриотическом воспитании молодёжи. На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну".