12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ахметшина Наталья Юрьевна26342
Работаю в гимназии учителем русского языка и литературы. Руководитель МО учителей гуманитарного цикла. Почётный работник общего образования РФ.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

Развитие речи

Аудирование и чтение

(2 часа)

Цель: совершенствование умений аудирования и чтения, информационной переработки текста, передачи его содержания в виде плана, тезисов; обогащение словарного запаса обучающихся.

Материал для работы – фрагмент повести Б. Васильева «Летят мои кони...» (упражнение 21).

1. Вступительное слово о Б.Л. Васильеве и его произведении (слайд 2-3)

Повесть «Летят мои кони» Б. Васильева написана в 1982 году. Произведение носит автобиографический характер и описывает детские и юношеские годы писателя, его становление как личности. Борис Васильев не только предается воспоминаниям, но и размышляет над многими важными вопросами, рассуждает на жизненные темы: процессы взросления, отношения в семье, влияние близкого окружения на становление личности подрастающего ребенка, формирование жизненных ценностей и взглядов.

2. Задание, предлагаемое обучающимся до первого прослушивания текста

Информацию текста, с которым нам предстоит работать, можно представить в виде плана (запись плана в тетрадь) – слайд 4.

1. Почему в толковом словаре В. И. Даля нет существительного отдых? Представление об отдыхе у наших предков.

2. Отдых и труд в жизни современного человека.

3. Авторский взгляд на «две язвы человеческого общества».

3.  Внимательно прослушайте текст, выпишите ключевые слова каждой части в соответствии с планом.

Прослушивание текста в аудиозаписи (приложение 2)

Вариант выполнения задания (слайд 5)

1. Тяжкий труд, второстепенность отдыха.

2. Самоцель, пустое времяпрепровождение, ничегонеделание, полудрёма.

3. Идеализация безделья, жажда приобретательства.

4. Задания после первого прослушивания текста

1.  Верны или неверны утверждения в следующих предложениях (Да / Нет) – слайд 6

1) В толковом словаре В.И. Даля есть существительное «отдых» и есть глагол «отдыхать». (Нет)

2) Отдых стал занимать неправомерно много места в наших разговорах, планах и, главное, интересах. (Да)

3) Отдых для русского человека – равно крестьянина или интеллигента – не всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием. (Нет)

4) Трудиться – заниматься каким-либо трудом с целью получения морального удовлетворения. (Нет)

2. Как вы понимаете фразеологическое выражение «я еду с ярмарки»?

(Ехать с ярмарки – быть в преклонном возрасте. Под словом «ярмарка» подразумевается жизнь, большая половина которой у героя повести уже прошла, и поэтому наступило время подведения итогов прожитого).

5. Работа по карточке (приложение 3)

Установите соответствие между словами из текста Б. Васильева и их синонимами. Для этого каждому слову из первой части таблицы найдите пару – синоним из второй части.

Слова в авторском тексте

Синонимы

1) взыскующего – взыскующий

1) бездействие, покой; праздность, безделье, праздношатание, бездельничанье

2) интеллигент

2) услужливое поведение; домашний слуга при господах

3) времяпрепровождение

3) пренебрегать, считать ничтожным, подлым, недостойным внимания, ниже всякого уважения

4) ничегонеделание

4) любое лицо, занимающееся умственным трудом

5) полудрёма

5) поголовный, охватывающий многих или всех

6) неправомерно –  неправомерный

6) искусственно вызываемый, производимый с напряжением

7) повальном – повальный, повально

7) ищущий чего-нибудь, надеющийся на что-нибудь, стремящийся к какому-нибудь идеалу (устар., книжн.)

8) презирать

8) то же, что полудремота

9) натужную – натужная, натужный

9) способ проводить время; весёлое время

10) лакейскую – лакейская (жажда), лакей

10) не имеющий законного оправдания, незаконный

Ключи для проверки:

 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7

4

9

1

8

10

5

3

6

2

6. Повторное прослушивание текста (приложение 2)

7. Изложение (обучающиеся пишут изложение по данному тексту)

Домашнее задание: упражнение 21 (задание 2).

Приложения:
Урок
PDF / 374.17 Кб

Презентация к уроку
PPTX / 892.22 Кб

Приложение 2 (Аудиофайл)
MP3 / 1.14 Мб

Приложение 3 (карточка)
PDF / 522.81 Кб

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Антропова Мария Александровна, 12.08.20 в 09:33 2Ответить Пожаловаться
Очень ценный ресурс! Спасибо, Наталья Юрьевна!!!
Юлия Васильевна Воробьева, 12.08.20 в 13:17 1Ответить Пожаловаться
Ах, какая нужная работа! Спасибо, Наталья Юрьевна! Обязательно пригодится!

Кияйкина Наталья Федоровна, 12.08.20 в 13:25 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный практический материал!!!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 12.08.20 в 15:28 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный материал, Наталья Юрьевна! Идея с карточкой замечательная, с Вашего разрешения хочу сделать такую карточку к "Капалухе" В.Астафьева.
Ирина Владимировна Казарцева, 12.08.20 в 16:47 1Ответить Пожаловаться
Наталья Юрьевна, вы чудо!!!
Наталья Алексеевна Яковлева, 22.11.20 в 23:11 0Ответить Пожаловаться
Наталья Юрьевна! Огромное спасибо за нужный материал!
Селиванова Галина Геннадьевна, 14.10.23 в 20:21 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Юрьевна, за отличный урок! Практическая составляющая очень важна, особенно мне понравилась карточка.

Отредактировано 14-10-2023 20:23

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.