Урок русского языка по теме «Местоимение как часть речи» (6 класс)
Урок русского языка для 6 класса
Тема: «Местоимение как часть речи»
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Верхнемарково УКМО:
Е.В. Кондратьева
Цель: формировать навык нахождения и распознания местоимений в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте, развитие умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Планируемые результаты
Познавательные УУД:
умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм;
умение оценивать свой результат;
умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам.
Регулятивные УУД:
развитие умения планировать свою деятельность;
выделение и осознание уже полученных знаний;
умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
Личностные УУД:
учить общению, позитивному отношению к окружающим.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуй, мир! Это я,
А вокруг меня – моя страна!
Солнце в небесах горит,
И у ног земля лежит!
Там леса, и тут поля,
Здесь друзья, и здесь друзья!
Я легко к земле нагнусь,
К каждой травке прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,
По округе пробегусь.
Стал я бодрый и весёлый,
Здравствуй же, родная школа!
Здравствуй, мой посёлок лучший!
Здравствуй, край, родной, могучий!
Здравствуй же, страна моя!
Здравствуй, мир!
Проснулся я!
Психологический настрой
Сначала предлагаю вам настроиться на работу.
1 вариант хором:
Я смогу выполнить все задания |
2 вариант хором:
У меня все получится |
Все вместе:
Желаю успехов себе и друзьям |
II Актуализация знаний
У вас имеются оценочные листы, в течение урока вы будете к нему обращаться и за каждое выполненное задание будете ставить оценку себе.
Мы закончили изучение большой темы «Имя числительное».
Упражнение МИХ
Начинает рассказывать тот, кто ростом выше.
Кто расскажет все, что знает об имени числительном вслух?
Молодцы! Продолжаем работу!
III.Постановка учебной задачи
Сегодня, ребята, когда Я собиралась в школу, очень переживала за урок, за ВАС, как ВЫ будете отвечать на уроке, но сейчас ВЫ МЕНЯ успокоили, и Я надеюсь, что сегодня на уроке ВЫ будете активны и сообразительны.
Кто-то обратил внимание на моё произношение? Какие слова я выделила голосом? Назовите их. (Я, ВАС, ВЫ, МЕНЯ)
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.
-Как вы понимаете это стихотворение? Действительно ли огромна роль местоимения мы сегодня разберемся!?
И так тема нашего урока «Местоимение»
А что вы знаете о местоимении? Как вы думаете есть ли ещё инф о местоимении, с которым вы незнакомы? Нам предстоит еще много чего узнать
Какие задачи поставите перед собой?
(слайд)А вот и цели урока
- дать понятие местоимения как части речи, познакомить с морфологическими признаками;
- научить находить местоимения, правильно употреблять их, определить роль в тексте.
IV. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.
(Слайд)Изучать местоимение мы будем по следующему плану:
1. Общее значение, вопросы.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая функция.
4. Роль и употребление в речи.
(КЛАСТЕР)
Изображение на кластере (первые 2 ряда)
-А что же такое местоимение?
Давайте обратимся к этимологическому словарю. Перед вами словарная статья из него. Прочитайте ее.(Дети читают, выделяют важную информацию )
-Говорят что выделили
-Из какого языка пришло это слово? Что оно означает?
-Давайте докажем мнение уважаемого этимологического словаря
(Слайд) Такая она пришла несколько дней назад.
-Запишите его в тетради. Понятен ли смысл этого предложения?
-Кто она такая? Мы ее ждали? Когда она пришла? Давайте ответим на этот вопросы.
А теперь ребята поставьте вопросы над словами, которые нужно заменить для того чтобы инф была понятна.
-Какие же слова?( такая, она, несколько)
Пришла весна. Мы ее ждали. И пришла она четыре дня назад.
-Запишите в тетради это предложение.
(Слайд) Долгожданная весна пришла четыре дня назад.
Вместо каких слов употреблялись местоимения такая, она, несколько?
Что означает части речи, которыми мы заменили местоимения?
(Предмет-сущ.; признак-прил.; число-числительное)
V. Физминутка
Одним из таких помощников имён существительных является слово кто.
Теперь представим такую ситуацию: вдруг в дверь постучали. Что вы будете делать в таком случае?
Безусловно, вы зададите вопрос «Кто это?». Не будь в нашем распоряжении этого коротенького слова кто, нам пришлось бы тогда задавать бесконечное количество вопросов: «Это Петя?», «Это Оля?», «Это мама?», «Это папа?», «Это бабушка?». А человек, стоящий за дверью, нам отвечал каждый раз: «Это не Петя», «Это не Оля», «Это не мама», «Это не папа», «Это не бабушка».
Нам пришлось бы, наверное, долго угадывать пришедшего , если бы не коротенькое слово кто, которое заменяет собой имена всех людей на свете.
Одним из таких помощников имён существительных является слово кто. Слово кто - это местоимение. Как и всякое местоимение, оно только намекает и указывает на предмет, но не называет его, используется в предложении вместо конкретного имени существительного.
(Дети читают с экрана)
-Чем же отличается местоимение от существительного, прилагательного, числительного?
-Давайте посмотрим на экран.
-Прочитаем определение местоимения.
Кластер Грамматическое значение
(Слайд) Местоимение –это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
1.ВЫВОД:
Местоимение употребляется вместо имен, указывая на предмет, количество, но, не называет их.
О том, как изменяются местоимения, мы сделаем вывод после следующих заданий.
Просклоняем местоимение она
И. п. она(весна)
Р. п.её
Д. п. ей
В. п.её
Т.п.ею
П.п. о ней
Какой мы можем сделать вывод? Что мы сделали с местоимением оно?
(просклоняли).
Вывод Значит, местоимение склоняется.
Определите род и число местоимения в словосочетании.
Такая (долгожданная)весна.
-Какой мы можем сделать вывод? (Местоимения могут изменяться по числам и иметь род (ед.ч., ж.р.)
2.Делаем вывод:
Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам
КЛАСТЕР Морфологические признаки
Работа по учебнику стр. 65, упр. 433 чтение учебной задачи, которую ставит перед нами автор учебника (проверка) сами на выбор 1 предложение
(Слайд)
Ты знаешь, наверное, все-таки родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
- Из какого произведения эти строки? Кто автор? (К.М. Симонов, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»)
- Какова главная мысль этой строфы?
- Какой частью речи являются выделенные слова? (местоимение)
- Списать. Выделите грамматическую основу, определите синтаксическую роль местоимений.
Проверка взаимопроверка
3.Вывод: В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
КЛАСТЕР Синтаксическая функция
Речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того, чтобы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только обогащать свой словарный запас, но и следить за построением предложений.
Сравните два текста. Какой из этих двух текстов вам больше нравится почему? В чем недочет второго текста?
(Слайд)
Родина! Она всегда прекрасна! И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей! (В.Дворянсков) |
Родина! Родина всегда прекрасна! Родина чувствуется и в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей! |
4.Вывод: Местоимения делают нашу жизнь богаче и красивее, помогают избежать повторов
кластер
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Тест по теме "Местоимение"
1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении:
В нашем доме живет известный человек.
А) дополнение;
Б) определение;
В) обстоятельство.
2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:
А) весь;
Б) некто;
В) ты.
3. Отметьте правильное утверждение:
А) местоимение - служебная часть речи
Б) местоимение часто замещает глаголы
В) местоимения указывает на предметы, признаки, количества
4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы)
А) Их дела идут хорошо.
Б) Подойди к ней.
В) Узнал о ей всю правду.
5.Какое утверждение является неверным ?
А) В предложении местоимение обычно бывают подлежащим, дополнением и определением.
Б) Местоимения обычно бывают только главными членами предложения.
В) В предложении местоимение является обстоятельством.
(Слайд) Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполненной работы и оцените своего товарища. Ответы тестов (1 –б, 2 –а, 3 –в, 4 – в, 5 – А)1ош-«4»,2-«3», более 3-«2»
VI. Рефлексия.
Интересно – Что для вас было интересно на уроке?
Творчество – Каким творчеством вы занимались?
Обучение – Чему научились?
Главное – Что вы узнали на уроке?
- Почему же мы тему урока обозначили как «Местоимение вместо имени… или Дружелюбная часть речи»?
Повторение по кластеру
Достигли наших задач? (возвращение к слайду)
Домашнее задание Стр. 65 упр. 435 Работа по карточкам
Ребята, мы попали в телецентр, где снимают известные телепередачи. Но случилось таинственное происшествие: из названий исчезли все местоимения. Сможем ли мы их найти?
«… … режиссер», «Пока … дома», «Жди …», «…умный», «… хочет стать миллионером?», «…сад», «…игра».
Прослушайте небольшое стихотворение:
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ
Из-за тебя я бью себя.
Из-за себя я бью тебя.
Будет литься кровь моя.