Выступление «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС»
Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС
Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современного мира. Изменения влекут за собой изменения в воспитании школьников, и это связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами учителя, такими, как: организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. От профессионализма педагогов зависит и уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни.
В первый класс приходят разные ученики. Но они, как «кусочек пластилина», и мы можем из них что-то «лепить». Помогает в этой деятельности метапредметный подход в обучении.
Думаю, что каждый педагог согласится со словами известного педагога В.В. Давыдова, что «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственные задатки...»
«В условиях решения стратегических задач нашей страны – сказал Д.А. Медведев, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства».
Именно учитель начальных классов как универсальный специалист способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения чётко определил приоритетные направления развития образования. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД – это средство достижения метапредметного результата.
В связи с этим особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС) уделено метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т. д.
Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Юрия Вячеславовича Громыко и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.
“Мета” – (“за”, “через”, “над”), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнания, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью.
Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие и качественное обновление педагогической деятельности, и повышение качества образования.
Новизна данного подхода в том, что он обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметный подход в обучении способствует уходу в прошлое практики, когда учитель работает фронтально с целым классом. При данном подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель раскрывает какие-то их грани.
Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся начальной школы в условиях модернизации образования можно выделить комплекс образовательных педагогических технологий.
Групповые технологии обучения
Здесь применяю такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д.
1-я группа – ученики с высокими учебными способностями.
(Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач)
2-ягруппа – учащиеся со средними способностями.
(Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.)
3-ягруппа – учащиеся с низкими учебными способностями.
(Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке).
Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, развивает самоуверенность.
2. Проблемное обучение на уроке осуществляю через решение проблемных задач, логических заданий, в которых сочетаются систематическая, групповая и самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Мощнейшим средством перепрограммирования общества сегодня становятся информационно-коммуникативные технологии.
Используя возможности мобильного класса, вместе с учениками на уроках мы работаем в программе «Академия младшего школьника» и «Фантазёры». Используем возможности Интерактивной доски и выхода в сеть Интернет.
Технологии проектирования.
Позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой.
Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
5. Технология «Диалога культур»
Это технология представляет собой диалог, в котором учитель и ученик демонстрируют разные типы мышления и логики, что позволяет развивать творческое, нестандартное мышление. С моей точки зрения, учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях. Он ставит учебную проблему, т.е. реализует программу. Кроме того, он является активным участником диалога, он выводит учащихся на уровень проблемы, окончательного решения которой не знает не только ученик, но и учитель. Диалог выступает способом познания, Организованный (и состоявшийся) диалог позволяет учителю приблизиться к решению задач современного школьного образования: как обучающих и развивающих, так и воспитательных.
1. Задача: "Москва основана в 1147 году. На сколько лет Москва старше Санкт-Петербурга?" Содержание задачи охватывает такие предметы, как математика, история, окружающий мир.
2. «Машу заинтересовал вопрос о том, какая река и на сколько километров длиннее: Волга или Лена? Каких данных недостает Маше, чтобы ответить на этот вопрос? Где можно прочитать сведения о длине рек нашей страны?
Связь географии и математики.Из географического атласа Маша узнала, что длина реки Лены 4400 км, а длина Волги 3530 км. Сформулируй задачу, которую нужно решить Маше. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ».
3. Это упражнение содержит интересный и веселый текст из литературного чтения и задание по русскому языку.
Прочитай отрывки из стихотворения Самуила Маршака «Вот какой, рассеянный»
1)«Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
2)Сел он утром (на) кровать,
Стал рубашку (на/о) девать,
(В ) рукава (про )сунул руки -
(О) к_залось, это брюки.
3)Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!»
Устно по цепочке проверьте написание слов во второй части отрывка.
Какие здесь трудности? Надо ли различать приставки и предлоги?
А еще что нужно знать?
Запишите эту часть правильно.
Данные задания соответствует требованиям образовательных стандартов. Подобные задания являются примером метапредметного подхода к обучению.
Совместную деятельность учителя и ученика в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности.
Применение выше указанных технологий в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие:
способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем;
навыки структуризации и классификации поступающей информации;
приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.
Совместную деятельность учителя и ученика в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности.
Таким образом, растущему человеку нужны не «основы наук», а подлинное мировидение средствами математического, физического, эстетического, экологического, экономического мышления, которое становится целью образования.